Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста
2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРЕДОЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор курсовой работы: Н.Г.Петровичева, студентка 4 курса 402 группы очной формы обучения
Специальность: 050707.65 - «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью 050706 - «Педагогика и психология ».
Руководитель: Н.А.Вдовина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Саранск 2010
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 | |
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста |
||
1.1 |
Понятие страх в психолого- |
6 |
1.2 |
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . |
11 |
1.3 |
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 | |
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста |
||
2.1 |
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
19 |
2.2 |
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
29 |
2.3 |
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
33 |
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
35 | |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 | |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
38 | |
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
41 |
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое здоровье
детей зависит от социально-экономических,
экологических, культурных, психологических и многих
других факторов.
По мнению авторов
(Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина,
Т.А. Репина и других) ребёнок как самая
чувствительная часть социума подвержен
разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют
специальные экспериментальные исследования,
наиболее распространёнными явлениями
являются тревожность и страхи у детей
(И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров,
Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Таким образом, тема нашей работы «Игра как средство преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста» выбрана не случайно.
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет данного исследования: страхи и тревожные состояния детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Обобщить теоретический
материал по проблеме
- Выявить психолого-
- Подобрать игры для преодоления детских страхов.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С. Лебединской, А.В. Суворовцевой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования :
1.Теоретический анализ
психолого-педагогической
2. Экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный) ;
3.Диагностическая методика (1 - «Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности.(Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен»; 2 - « Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Пятнашки»; 3 - «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно»; 4 - «Сказка про страх», «Придумай завершение сказки»).
4.Количественная и качественная обработка результатов.
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста .
1.1. Понятие страх в
психолого-педагогической
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с. 342].
Артур Ребер в большом толковом
психологическом словаре
Согласно З. Фрейду «страх – это
состояние аффекта –
В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [6, с. 305].
Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [20, c.165].
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский
рассматривают страх как «
Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение. «Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности .» [38, c. 245].
По мнению А.В. Петровского страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [3, c. 139].
Понимание опасности, её осознание
формируется в процессе жизненного
опыта и межличностных
Обычно в этих случаях говорят
о появлении травмирующего
Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [11,с. 70].
Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению А.И. Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. «Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги.
Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию» [10, c. 43 ].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [24, с. 352]:
Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста