Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:22, курсовая работа
Цель: выявление оптимальных средств умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1.Поиск и отбор психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
3. Изучить психолого-педагогические теории игры и её роль в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника………………………………………….5
Взгляды зарубежных исследователей…………………………………….5
Взгляды отечественных исследователей………………………………13
Общая дефиниция игры и классификация игр………………………..19
Глава 2. Роль игры в умственном воспитании дошкольников……………….25
2.1. Игра как средство умственного воспитания дошкольников……………..25
2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности……..31
2.2.1. Описание методики……………………………………………………….31
2.2.2.Анализ результатов………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемых источников……………………………………………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника………………………………………….5
Глава 2. Роль игры в умственном воспитании дошкольников……………….25
2.1. Игра как средство умственного воспитания дошкольников……………..25
2.2. Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности……..31
2.2.1. Описание методики…………………………………
2.2.2.Анализ результатов………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.
Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.
В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Цель: выявление оптимальных средств умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Поиск и отбор психолого-педагогической литературы по проблеме умственного воспитания детей дошкольного возраста;
2. Анализ психолого-
3. Изучить психолого-
Объект исследования: Умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста.
При написании работы использовались следующие методы: анализ теоретической литературы по проблеме и теме исследования; диагностика уровня психических познавательных процессов у дошкольников.
Глава 1. Концептуальные взгляды на феномен игры как средство умственного воспитания дошкольника
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский.
В многочисленных трудах Я. А. Коменского была впервые представлена развернутая система обучения и воспитания от рождения до зрелости и заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний.
В фундаментальном труде
«Великая дидактика» Коменский впервые
сформулировал дидактические
Развивая идеи, изложенные
в «Великой дидактике», в 1633 г. Коменский
составил для матерей, независимо от
их сословной принадлежности, руководство
по воспитанию детей до школы —
«Материнская школа». В нем дана
тщательно разработанная
Я.А. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте.
Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется» [10, с. 79]. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
Таким образом, Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
Интересны взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) — швейцарского педагога-демократа, посвятившего свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям, что сопровождалось обнищанием значительной части крестьянства. Обезземеленные крестьяне, зарабатывавшие жалкие гроши непосильным трудом на мануфактурах и возникающих в Швейцарии бумагопрядильных фабриках, были вынуждены отдавать туда и своих детей, которых владельцы предприятий также безжалостно эксплуатировали. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей [8, с. 67].
В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует, прежде всего, научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение [8, с. 68].
Другим важным положением
Песталоцци была идея о развивающем
обучении, т. е. таком построении процесса
учения, которое ведет не только
к накоплению сведений, но и развитию
способностей детей, готовит их к
будущей самостоятельной
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире [8, с. 68].
При всей ограниченности и
утопичности общественно-
С наибольшей полнотой дидактическое направление в обучении и воспитании детей посредством игры представлено в педагогике Ф. Фребеля. Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности [12, с. 78].
Проблемы призрения малолетних
детей, а также подготовки их к
производительному труду
Фридрих Вильгельм Фребель был видным представителем педагогики первой половины XIX в., он сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания [8, с. 69].
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам [8, с. 69].
Ф. Фребель писал: «Внутренняя, духовная жизнь ребенка проявляется в явлениях трех родов — свободной деятельности, привычки и подражания, — образующих собою триединое замкнутое в себе целое. Эти три явления являются с раннего возраста тесно соединенными между собой в жизни ребенка и дают нам в высшей степени важные о ней сведения по отношению к причинам и следствиям и наиболее прочные указания для правильного ее толкования в ранних ее проявлениях. Поэтому ни одно из этих явлений не может быть исключено при надлежащем рассмотрении явлений детской жизни, удовлетворяющем условиям человеческой натуры; ибо все они имеют одинаково глубокие основания в человеческом существе по отношению к их источнику... Также в общности трех видов деятельности обнаруживаются цели, находящиеся в полном соответствии с существом ребенка как человека, а именно, цели: 1) сохранять себя в том состоянии, в котором ребенок себя чувствует и находится, как существо самостоятельное и в целом все-таки находящееся в состоянии покоя; 2) укреплять себя, свои члены, свои чувства, давать им упражнение, развивать их и сообщать им свободную деятельность, достигая таким образом в себе и притом своими собственными средствами все большей и большей самостоятельности и индивидуализации и определяя свою собственную физиономию; наконец, 3) приобретать сведения, убеждаться в своей самостоятельности и индивидуальности и в самостоятельном существовании того, что его окружает.
Информация о работе Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста