Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной—У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «семейное воспитание» и его характеристики 6
1.2 Феномен самооценки в психолого-педагогической литературе 12
1.3 Стиль семейного воспитания и самооценка младшего школьника 25
Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника 36
2.1 Цели и задачи исследования 36
2.2 Изучение влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей 37
2.3 Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников 43
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание и самооценка.docx

— 94.64 Кб (Скачать файл)

Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются в Центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН, показывает, что объектами внушающего воздействия родителей чаще всего являются: 1) волевые качества ребенка — целеустремленность, собранность; 2) дисциплинированность как строгое неукоснительное следование родительским требованиям; 3) моральные качества — честность, доброта, отзывчивость; 4) интересы — прежде всего интерес к школьным занятиям, реже внешкольные хобби. В зависимости от установок родителей ребенок воспринимается как в той или иной мере обладающий или не обладающий выделенными качествами — соответственно ребенку внушается позитивный или негативный образ Я. Особенность родителей, обращающихся в консультацию, состоит в явной пере- или недооценке ребенка по значимым для родителя параметрам. Искажение образа ребенка проявляется в феноменах приписывания «плохости» — нечестности, расхлябанности, приписывания слабости — безволия, неспособности постоять за себя, инвалидации — обесценивания планов, намерений, увлечений ребенка. Конечно, родители, обращающиеся в психологическую консультацию, по-видимому, имеют некоторые основания для негативной оценки каких-то черт ребенка или его поведения в определенных ситуациях. Однако чрезмерно завышенный объем требований, моральный ригоризм в сочетании с аффективно неадекватной формой предъявления претензий (использование ярлыков, окончательных родительских приговоров) заставляет рассматривать родительские реакции как неосознанную компенсацию чувства неудовлетворенности собой, низкого самоуважения. Ребенок, в свою очередь, воспринимает все это как недоверие к своим возможностям, непонимание его внутреннего мира. Рассогласование между растущим собственным опытом и невозможностью соответствовать ожиданиям родителей порождает глубокий внутренний конфликт в самосознании ребенка, чреватый искажениями развития по невротическому типу.

Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными качествами и чертами.

 

Глава 2. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

 

2.1 Цели и задачи исследования

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (глава 1) нами были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки у детей младшего школьного возраста происходит в процессе успешной деятельности; на формирование самооценки значительное влияние оказывают родители, стиль семейного воспитания.

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.

Цель опытно-экспериментальной работы: оценить взаимосвязь самооценки младшего школьника с преобладающим стилем семейного воспитания.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

    1. подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности самооценки и определения стиля семейного воспитания;

    1. провести исследование по данным методикам на базе МОУ СОШ № 18;

    1. определить наличие взаимосвязи между самооценкой и стилем семейного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

    1. констатирующий – сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений;;

    1. экспериментальный – диагностика самооценки и успешности деятельности; диагностика стиля семейного воспитания семей, входящих в экспериментальную группу

    1. контрольный – обобщение полученных данных, формулирование выводов.

 В исследовании принимали  участие  20 человек,  из которых 10 девочек, 10 мальчиков. Класс обучается  по традиционной системе «Школы  России». Возрастной состав одинаковый.

Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы.

 

2.2 Изучение влияния стиля семейного  воспитания на формирование самооценки  детей

 

Исследование самооценки проводилось при помощи методики Будасси, которая предполагает выделение идеальных и реальных качеств и их соотношение (см. Приложение А). Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования. Ответы респондентов обрабатывались и представлены в таблицах 1 – 3.

Таблица 1

Изучение уровня самооценки младших школьников

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки

Эдуард А.

0,6

завышенная

Лена А.

0,4

адекватная

Аня А.

-0,3

адекватная

Антон Б.

0,2

адекватная

Люда Б.

-0,8

заниженная

Лена В.

-0,5

адекватная

Денис В.

0,9

завышенная

Костя Г.

-0,8

заниженная

Олег Д.

0,4

адекватная

Алексей К.

0,3

адекватная

Женя К.

-0,8

заниженная

Андрей К.

-0,8

заниженная

Катя К.

-0,9

заниженная

Марат К.

0,5

адекватная

Женя И.

0,4

адекватная

Алексей П.

0,3

адекватная

Оля П.

0,8

завышенная

Лена Р.

-0,5

адекватная

Юля Н.

-0,9

заниженная

Лена С.

-0,8

заниженная


 

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев (50%) у детей преобладает адекватная самооценка, у 35% - заниженная самооценка, а в 15% - завышенная.

Таблица 2

Изучение самооценки по «Тесту изучения самооценки»

№ п/п

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки

Эдуард А.

20

завышенная

Лена А.

40

адекватная

Аня А.

61

заниженная

Антон Б.

36

адекватная

Люда Б.

61

заниженная

Лена В.

32

адекватная

Денис В.

19

завышенная

Костя Г.

49

заниженная

Олег Д.

44

адекватная

Алексей К.

61

заниженная

Женя К.

61

заниженная

Андрей К.

43

адекватная

Катя К.

100

заниженная

Марат К.

65

заниженная

Женя И.

61

заниженная

Алексей П.

21

завышенная

Оля П.

22

завышенная

Лена Р.

61

заниженная

Юля Н.

51

заниженная

Лена С.

41

адекватная


 

 

По данным этой методики у 30% преобладает средний, адекватный уровень самооценки, у 50% он занижен, а у 20% - завышен.

Обобщим данные, полученные при проведении данных методик в таблице 3, чтобы проанализировать степень совпадения.

Таблица 3

Обобщение данных при изучении самооценки

№ п/п

Ф.И. учащегося

Уровень самооценки

(Будасси)

Уровень самооценки

(тест изучения самооценки)

Эдуард А.

завышенная

завышенная

Лена А.

адекватная

адекватная

Аня А.

адекватная

заниженная

Антон Б.

адекватная

адекватная

Люда Б.

заниженная

заниженная

Лена В.

адекватная

адекватная

Денис В.

завышенная

завышенная

Костя Г.

заниженная

заниженная

Олег Д.

адекватная

адекватная

Алексей К.

адекватная

заниженная

Женя К.

заниженная

заниженная

Андрей К.

заниженная

адекватная

Катя К.

заниженная

заниженная

Марат К.

адекватная

заниженная

Женя И.

адекватная

заниженная

Алексей П.

адекватная

завышенная

Оля П.

завышенная

завышенная

Лена Р.

адекватная

заниженная

Юля Н.

заниженная

заниженная

Лена С.

заниженная

адекватная


 

 

Проанализировав полученные данные отмечаем по двум методикам, направленным на исследование уровня самооценки в младшем школьном возрасте, можно сделать вывод, что в 55% случаев (выделены жирным шрифтом) данные об уровне самооценки подтвердились.

В соответствии с целью работы нами было проведено исследование стиля семейного воспитания в семьях младших школьников, участвующих в эксперименте.

Для определения стиля семейного воспитания  при взаимодействии родителей и детей нами был проведен тест Я.А. Варги и В.В. Столина «Отношение к детям (тест родительского отношения)». В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям, это педагогическая социальная установка, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

61 вопрос опросника составляет 5 следующих шкал, выражающих те  или иные аспекты родительского  отношения:

Принятие – отвержение ребёнка. Эта шкала выражает собой общее эмоциональное положительное (принятие) или отрицательное (отвержение) отношение к ребёнку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребёнком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах.

Сосуществование. Вопросы в этой шкале ориентированны на то, чтобы выяснить, стремиться ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, это своеобразная контактность ребёнка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребёнка, взрослые контролируют поведение ребёнка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребёнка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребёнка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 4.

Таблица 4

Обобщение данных при изучении самооценки

№ п/п

Ф.И. учащегося

Определение стиля семейного воспитания

Эдуард А.

принятие

Лена А.

кооперация

Аня А.

контроль

Антон Б.

кооперация

Люда Б.

сосуществование

Лена В.

кооперация

Денис В.

кооперация

Костя Г.

сосуществование

Олег Д.

кооперация

Алексей К.

кооперация

Женя К.

сосуществование

Андрей К.

сосуществование

Катя К.

сосуществование

Марат К.

кооперация

Женя И.

кооперация

Алексей П.

кооперация

Оля П.

принятие

Лена Р.

кооперация

Юля Н.

сосуществование

Лена С.

кооперация

Информация о работе Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника