Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, курсовая работа
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования [16, С. 147-209]. Характерной особенностью нашего времени является активизация процессов индивидуализации в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании процессов индивидуализации в системе образования [47, С. 158-159].
- сформированные на базе
уровня общего умственного
2. внутригрупповая (внутриклассная) индивидуализация воспитательной работы.
3. прохождение курса в
индивидуально различном темпе:
Важно поставить индивидуальную
работу с детьми на научную основу,
использовать практические рекомендации,
советы по реализации личностного, индивидуального
и дифференцированного
В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:
- установление и развитие деловых
и межличностных контактов на уровне «воспитатель-воспитанник-
- уважение самооценки личности ученика,
- вовлечение воспитанника во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,
- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности,
- создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
I. этап: приступая к индивидуальной работе воспитатель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;
II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.
Для успешного формирования личности дошкольника воспитатель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик - темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах (Таблица 3).
Таблица 3
Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания.
Темперамент |
Индивидуальные особенности |
Индивидуализация воспитания |
холерик |
Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия. |
При разработке ИПВ
обратить внимание на |
сангвиник |
Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. |
При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа. |
флегматик |
Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик. |
Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки». |
меланхолик |
Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. |
Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми |
Темперамент характеризует
человека со стороны тонуса, динамики
и уравновешенности поведения. Он сказывается
на характере, активности, работоспособности,
коммуникативности и поведении.
Но картина поведения зависит
не только от особенностей типа темперамента,
но и состояний нервной
Изучение учащихся на основе
дифференцированного подхода
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия (Таблица 4).
Таблица 4
Учёт качеств личности в индивидуализации процесса воспитания.
Качества личности |
Индивидуальные особенности |
Индивидуализация воспитания |
Высокий интеллект |
Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов. |
Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы и приёмы с более насыщенной и сложной деятельностью. Им необходима атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность. |
«Трудные дети» |
В структуре личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость, иногда враждебность к воспитателю. |
Выявить воспитательные возможности
семьи, детского коллектива, причины
возникновения |
III этап: На основе установленного уровня воспитанности воспитатель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.
Проектирование личности отдельного воспитанника предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
IV этап: происходит дальнейшее изучение воспитанника, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного воспитанника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
V этап – индивидуализация процесса педагогической работы с детьми является коррекция.
Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Корректирование способствует
уточнению или пересмотру коллективных,
групповых индивидуальных воспитательных
программ. Корректирование как бы
завершает индивидуализацию воспитательного
процесса и опирается на его результаты.
Как уточняющий способ он используется
и при составлении
Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль (Приложение 2).
Таким образом, индивидуализация
– важнейший принцип воспитания
и обучения. Его реализация предполагает
частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания
учебно-воспитательной работы, постоянное
варьирование её методов и форм с
учётом общего и особенного в личности
каждого ученика для
Эффективность индивидуализации зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания дошкольников конкретной группы, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства воспитателя [10, С. 15-125].
2.3 Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
Не менее важны и
такие характеристики педагога, как
новаторство, инновационный потенциал
и поведений, восприимчивость к
новому. Феномен новаторства
Газман О.С., И.А. Зимней, Е.О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, [10, С. 15-125] охарактеризовали умение педагогического коллектива включится в процесс индивидуализации, как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
Восприимчивость как черта процесса индивидуализации, определяется чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.
Содержание педагогической деятельности в образовательном индивидуализированном процессе существенно отличается от традиционной.
Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.
Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность [2, С. 187-190].
Важной функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию[21, С. 187-190].
Т.Д. Марцинковской, А.И. Савенкова, В.С. Мухиной отмечают, что в мировом образовательном сообществе в связи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.
Таким образом, необходимыми предпосылками процесса индивидуализации деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость и фасилитация.
Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном процессе требуют перестройки системы взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов – их интеграции и индивидуализации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог – ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой процесса индивидуализации а в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.
2.4 Закономерности протекания процессами индивидуализации
Процесс индивидуализации, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в своей работе Д.Б. Эльконин [49, С. 451-579].
Закон необратимой дестабилизации
педагогической инновационной среды.
Инновация обусловливает