Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно также, что  интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает  проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики  вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и  реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет  также нуждаться в услугах  службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать  четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном  учреждении. Поэтому вторым условием эффективности отечественно версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка  в общеобразовательном учреждении. Необходимо, по нашему убеждению создание коррекционного блока, дополняющего и  тесно связанного с общеобразовательным.

Наконец, мы убеждены, что не для  всех «проблемных» детей интегрированное  обучение является предпочтительнее специального. Об этом свидетельствует как западная статистика, так и наш собственный  опыт. Интеграция (как и любое  другое прогрессивное начинание) ни в коем случае не должна быть тотальной  Безусловно, она может быть полезна  лишь той части особых, детей, уровень  психофизического развития которых  в целом соответствует или  близок возрастной норме. В других случаях  необходимо определять полезную меру и формы введения особого ребенка  в коллектив нормально развивающихся  сверстников. Следовательно, для того, чтобы «не навредить», специалистам необходимо выработать научно обоснованные дифференцированные показания к  определению форм интегрированного обучения. Нам представляется, что  это третье условие продуктивного  развития отечественной интеграции. Безусловно, решение, в конечном итоге, принимают сами родители. Они вправе как согласиться с мнением  специалистов, так и отвергнуть его.

Отметим, однако, что в ряде западноевропейских стран сложилась следующая практика: родитель может рискнуть и настоять на интегрированном обучении ребенка, которому специалисты данной формы  обучения не рекомендуют. Но в этом случае оплатить такое обучение родители должны сами. При этом специалисты  будут продолжать регулярно отслеживать  результативность обучения, меру продвижения  ребенка в развитии, продолжать диалог с семьей и в случае неуспеха продолжать защищать интересы ребенка.

Ранняя социализация благотворно  сказывается на формировании личности детей и их адаптации в реальной жизни. Благодаря интеграции, часть  «неординарных» детей, посещая ближайшую  массовую школу, сможет не разлучаться  с семьей на длительное время, как  это бывает, когда ребенок учится в специальной школе-интернате, находящейся, как правило, на боль-°м расстоянии от места жительства. Родители, таким  образом, получают возможность воспитывать  своего ребенка в соответствии с  собственными жизненными установками, влияя на него адом дома и характером взаимоотношений в семье. Иногда является для семьи решающим аргументом в пользу совместно с обычными детьми обучения. И специалист должен научится понимать и принимать подобные аргументы родителей. Вместе с тем  мы хотим подчеркнуть, что интегрированное  обучение само по себе не может рассматриваться  как гарантированное решение  всех проблем ребенка. Совместное обучение — это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не  монопольно, а наряду с другими — традиционными  и инновационными. Он не должен вытеснять  и разрушать формы эффективной  помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся  в специальном образовании. Интеграция — по сути своей и «детище» самой  дефектологии, именно в ней поколениями  работников накапливались знания и  создавались методы, позволяющие  теперь успешно организовать интегрированное  обучение. Принятый общеобразовательной  средой особый ребенок должен оставаться под ее патронатом: учась даже в  обычном классе (группе) общеобразовательного учреждения, ребенок должен обязательно  получать коррекционную помощь. Тем  более это необходимо ребенку, обучающемуся в специальном классе массовой школы. Поэтому подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две  образовательные системы — общую  и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, интегрированное  обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно  все равно требует создания особых условий для особого ребенка. Как уже отмечалось, к ним относятся:

раннее выявление отклонений в  развитии и проведение коррекционной  работы с первых месяцев жизни;

ответственный отбор детей, которым  может быть рекомендовано интегрированное  обучение, подбор его форм с учетом их возраста, особенностей интеллектуального  и личностного развития, перспективы  овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной  помощи, участия родителей в воспитании т.п.;

создание вариативных моделей  интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском  саду или школе);

наличие адекватной коррекционной  помощи каждому ребенку с отклонением  в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;

систематический контроль за развитием  ребенка и эффективностью его  интегрированного обучения;

обеспечение необходимых аппаратурно-технических  условий успешного обучения ребенка  с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей.

Для организации эффективного интегрированного обучения, безусловно, необходима специальная  подготовка педагогических кадров. Ее целью является обучение педагогов  массовых школ и детских садов  основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального  подхода к нестандартному ребенку. Такая подготовка включает комплекс взаимосвязанных задач, среди которых  можно выделить несколько основных.

В первую очередь, у педагогов массовых детских садов и школ следует  вызвать адекватное отношение к  появлению особого ребенка: сформировать симпатию, интерес и желание учить  такого ребенка.

Во-вторых, необходимо раскрыть потенциальные  возможности обучения «нестандартных»  детей. Показать и доказать, что такие  дети могут в условиях профессионально  организованной поддержки достичь  уровня развития большинства своих  сверстников, а в чем-то и опередить  их.

В-третьих, приятие педагогом интегрируемого ребенка прежде всего как ребенка  должно сочетаться с ясным пониманием особенностей его психического развития, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности.

В-четвертых, необходимо специально учить  налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, учить сотрудничеству и партнерству.

И, наконец, необходимо познакомить  педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки  ребенка системе дошкольного  и школьного интегрированного обучения, дать им представление о действующей  системе специального образования.

Эти задачи уже реализуются в  специально созданной программе  подготовки педагогов массовых детских  садов и школ к работе с детьми с нарушенным слухом, интегрированными в учебные заведения общего типа. Необходимо создание юридического обеспечения  национальной программы интеграции в России, которое, как уже отмечалось, на сегодня практически отсутствует. Имеются лишь документы общего характера, отражающие взгляд на то, каким должно быть положение в обществе и государстве  лиц с особыми нуждами. Это  уже упоминавшиеся Декларации ООН, (Декларация прав ребенка, 1959; Декларация о правах умственно отсталых, 1971; Декларация о правах инвалидов, 1975; Конвенция о правах ребенка, 1975).

В этих документах признается неотъемлемое право человека-инвалида на достойную  жизнь, на предоставление ему равных с другими членами социума  возможностей, что для ребенка  означает, в первую очередь, право  свободно выбирать (через родителей) форму и способ получения стандартного образования.

Так, в одном из документов декларируется  необходимость обеспечения «ребенку с особыми нуждами эффективного доступа к услугам в области  образования таким образом, который  приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и  достижению развития его личности» (Конвенция о правах ребенка, ст. 23 п.2.).

Закон «Об образовании» в рассматриваемом  контексте тоже следует расценить  как документ общего характера. В  нем отдельной строкой прописано, что родители имеют право выбора как специального, так и массового  общеобразовательного учреждения для  детей с выраженными отклонениями в развитии.

Базовым правовым документом для реализации программы  интегрированного обучения должен стать  Закон РФ о специальном образовании, который пока существует в качестве проекта. В Законе интегрированное  обучение для лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, признано одной из равнозначных форм получения  ими образования (раздел II ст.7 п.1в; раздел III ст.10, ст.П п.1). Закон предписывает Российской Федерации и ее субъектам  «способствовать развитию интегрированного обучения в его основных видах» (раздел III ст11 п.1).

Наконец, Закон  фиксирует очень важную правовую норму: «Лица с физическими и (или) психическими недостатками имеют право  на интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и  медицинскими показаниями при условии, что образовательное учреждение общего типа может обеспечить им необходимую  специализированную помощь. Образовательное  учреждение общего типа не в праве  отказать таким лицам приеме по мотиву наличия у них физического  и (или) психического недостатка при  отсутствии противопоказаний к обучению» (раздел III ст.11 п.2).

В развитие общих правовых норм, отраженных в  проекте Закона РФ о специальном  образовании, необходимо разработать  и принять ряд подзаконных  актов, которые бы регламентировали практику интегрированного обучения. К первоочередным мерам  законодательного порядка мы относим следующие:

законодательное определение статуса интегрированного ребенка, включая возможность получения  им по месту учебы адекватной коррекционной  помощи в нужном объеме, и статуса  массовых детских садов и школ, принимающих ребенка с особыми  нуждами (предельная наполняемость  групп и классов, дополнительная оплата труда педагогов и т.д.);

законодательное обеспечение необходимости подготовки и переподготовки и педагогов  массовых дошкольных и школьных учреждений, и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения; внесение изменений в статус специальных образовательных учреждений за счет его дополнения функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям;

проведение  целенаправленной работы с обществом  по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями;

внесение  изменений в материально-техническое  обеспечение массовых общеобразовательных  учреждений для создания в них  условий для воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Институт  коррекционной педагогики РАО считает, что проведение взвешенной скоординированной  политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит не на словах, а наделе обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка, Подлинная  интеграция в образовании может  состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе  общего и специального обучения, сами смогут прекратить противостояние и  объединиться. Это нужно нам, взрослым, но еще больше в нуждаются дети.

---------

 Заимствовано  с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Являются  ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?

 

По материалам пособия «Совершенствование образования» (Improving Education/ The Promise of Inclusive Schools) Национального  Института совершенствования городского образования США

 

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается  в достижении всеми учащимися  определенного общественного статуса  и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка  придать уверенность в своих  силах учащимся с ограниченными  возможностями здоровья, тем самым  мотивируя их пойти учиться в  школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми  образовательными потребностями нуждаются  не только в особом отношении и  поддержке, но также в развитии своих  способностей и достижении успехов  в школе.

Свернуть 

 Инклюзия  помогает претворять в жизнь  подобные устремления не только  детям с особенностями в развитии, но и детям, которые, так  или иначе, отличаются от большинства.  Это дети, которые говорят на  другом языке, которые принадлежат  иным культурам, отличающимся  друг от друга стилем жизни,  дети, имеющие разные интересы  и способности к обучению. Для  таких детей необходимы различные  модификации и варианты в способах  подачи информации преподавателями.

Информация о работе Инклюзивное образование