Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восьмой миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой же или похожей инвалидностью. В общем классе им не будет хватать этого общения.
Не надо думать, что инвалидность, делая людей похожими, является тем самым принципом, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди — как с инвалидностью, так и без инвалидности — имеют самый разный характер, интересы и предпочтения. Конечно, инвалидность — фактор, который сближает людей, которые ее имеют, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить — и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в инклюзивном классе такая возможность как раз есть.
Девятый миф: Инклюзивные школы — хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно.
Конечно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но в этом самое трудное, по словам учителей, — не сам процесс обучения или сами ученики. Самое трудное — это большой класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны ресурсы, возможности и талантливые учителя. Учителя обычно хорошо справляются с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время. Мы думаем, что большинство учителей, особенно если они подготовлены к обучению разных детей, имеют необходимые знания и навыки для обучения детей с инвалидностью и другими особенностями.
Десятый миф: Инклюзия — это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования.
В США, где существует и специальная, и инклюзивная система обучения, неоднократно проводился анализ их стоимости. Он показал, что затраты на инклюзивное обучение ниже. А в таких статьях, как транспорт, — значительно ниже, поскольку дети с инвалидностью посещают школу по соседству.
---------
Заимствовано с сайта: http://school.msk.ort.ru/
Насколько реально в сегодняшней России реализация идеи инклюзивного образования?
Шилов В. С. (Москва, Россия)
Постановка вопроса о создании в России системы инклюзивного образования является исключительно важной. Например, только в Москве живет 24 тысячи детей-инвалидов, которые в своем большинстве нуждаются в том, чтобы стать полноценными членами общества. По большому счету инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь каким бы ни было ее физическое состояние, праве на обладание всеми ценностями современной цивилизации.
Читать полностью...
Опыт России в реализации интегративного обучения
Екжанова Елена Анатольевна (доктор пед. наук, профессор) , Резникова Елена Васильевна (кандидат пед. наук). Из книги «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»
В России вопросы
организации и реализации интегрированного
обучения требуют дальнейшего решения
не только в научно-методическом, но
и в организационно-правовом отношении.
О возможности осуществления
интеграционных процессов заявлено
на государственном уровне, но учреждениям
образования пока еще не оказывается
должная юридическая и
Свернуть
Желание
некоторых родителей обучать
детей с проблемами в развитии
по месту жительства, их активное
участие в процессах
Успешность
интеграции детей с отклонениями
в развитии зависит не только от
характера и степени имеющихся
у них физических и психических
нарушений, но и от эффективности
учитывающих эти нарушения
Для реализации интегрированного обучения детей с психофизическими нарушениями, по мнению отечественных ученых, необходимо следующее:
— высокий уровень и потенциал развития детей;
— готовность
родителей активно участвовать
в развитии собственного
— наличие
команды педагогов и
При организации
интегрированного обучения следует
учитывать и специфическую «
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии нужно начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте, а во время школьного обучения – с оказания специальной помощи в специальном классе. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья постепенно научится контактировать с обычными детьми сначала во внеучебной деятельности, а позже и в учебной.
Интегрированное
обучение должно иметь свою специфику
в зависимости от возрастных особенностей
детей и уровня их развития. Так,
для всех малышей раннего возраста
интеграция выступает в качестве
определенной формы образовательно-
В дошкольном
возрасте возрастают требования к обучающей
деятельности специально подготовленного
взрослого, ее адресности и целенаправленности.
Необходимость формировать
При таком
подходе в школьном возрасте дети
с умственной недостаточностью и
сложной структурой нарушения имеют
возможность обучаться в
В подростковом и юношеском возрасте интегративные подходы должны углубляться, включая обширную социальную и трудовую адаптацию. Но при этом нужна серьезная комплексная медико-социальная экспертиза особенностей психического статуса молодых людей, с одной стороны, и с другой – постоянная поддержка их усилий занять равноправное место в группе разнополых сверстников, осуществляемая совместно с социальным педагогом.
Каковы же
реальности интегрированного обучения
в России сегодня? В системе специального
образования интеграция означает возможность
обучения лиц с особыми образовательными
потребностями в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении или
в общеобразовательном
Интегрированное
обучение основывается на концепции
нормализации, в основе которой лежит
идея о том, что жизнь и быт
людей с ограниченными
– ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке;
– ребенок
должен вести жизнь, в
– учиться
могут все дети, а значит, всем
им, какими бы тяжелыми ни были
нарушения развития, должна предоставляться
возможность получения
Общеобразовательная
школа сегодня должна осуществлять
те функции, которые исконно являлись
прерогативой специальной школы: гарантировать
детям с особенностями
Нельзя сказать, что процессы, происходящие в российской системе образования, всегда получают полное понимание и поддержку. Ведутся споры, взвешиваются все «за» и «против». В пользу обучения в специальных школах приводятся следующие доводы: наличие особых условий для удовлетворения потребностей учащихся с отклонениями в развитии в медицинских и коррекционно-педагогических услугах; многолетний опыт работы подобных учебных заведений; наличие специального дидактического обеспечения образовательного процесса и подготовленных учителей-специалистов. Но существует и противоположная точка зрения: в специальных школах нет условий для социальной интеграции учащихся, ограничены их жизненные возможности.
В качестве
доводов против интегрированного обучения
приводят сложности, связанные с
материальными затратами по созданию
в общеобразовательной школе
условий для обучения детей с
умственной недостаточностью. Безусловно,
требуются значительные средства на
обеспечение школы специальными
программами, учебниками, подготовку специальных
учебных помещений (классы для социально-бытовой
ориентировки (СБО), учебно-производственные
мастерские). Финансовые трудности
окупаются созданием
При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными социальными и финансовыми факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Опасения специалистов не беспочвенны, но следует принимать во внимание и тот факт, что в целом за последние годы отношение общества к людям с отклонениями в развитии изменилось. Больше уделяется внимания этой проблеме средствами массовой информации, вопросы социализации инвалидов затрагиваются и обсуждаются на телевидении, в педагогических учебных заведениях целенаправленно осуществляется подготовка специалистов к работе с такими детьми, увеличилось количество факультетов и кафедр в университетах, осуществляющих подготовку специалистов для коррекционного образования.