Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Вложенные файлы: 1 файл

Об инклюзии.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Свернуть 

Диаграмма 1

Дети, не посещавшие школу в 2004 году

Для достижения целей развития тысячелетия и  целей ЮНЕСКО по обеспечению Образования  для всех (таблица 1) и  необходимо обратить внимание на наиболее отверженных.

Таблица 1

Образование для всех в целях Дакара и целях  развития тысячелетия

Цели Образования  для всех (ОДВ) Цели развития тысячелетия (ЦРТ)

Расширять и  совершенствовать всестороннее развитие и обучение ребенка с раннего  детства

Всеобщее  начальное образование к 2015 году

Обучающие и  развивающие программы для молодежи и взрослых

Повышение уровня грамотности среди взрослого  населения на 50% к 2015

Равенство полов  к 2005 и половое равноправие к 2015

 Улучшение  качества образования  Искоренить крайнюю нищету и голод

Достичь всеобщего  начального образования

Продвигать  равноправие полов и оказывать  поддержку женщинам

Снизить детскую  смертность, а также достичь другие цели, касающиеся здравоохранения

Реализации  целей ОДВ и ЦРТ будет способствовать развитие  инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это  процесс обращения и реакции  на разнообразие нужд всех учащихся через  возрастающее участие в учении и  уменьшение эксклюзивности в и из обучения. В самом сердце инклюзивного образования лежит право на образование.

Цель инклюзивного образования -  поддержать образование  для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в  обучении девочек и женщин, малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих школу.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы  включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзия  влечет за собой изменения и модификации  в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много  вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как  интегрировать  в основную систему образования  отдельных учащихся, а в том, как  трансформировать систему, чтобы она  отвечала разнообразным потребностям всех учащихся

Развитие  инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзивное образование основано на принципе доступности для всех учащихся, находящихся в невыгодном положении, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование, таким  образом, — это сдвиг с теорий, постулатов, правил и моделей, касающихся исключительно инвалидов, к инклюзивной  системе образования не только для  инвалидов. Это все больший сдвиг  к подходу, основанному на интересах  ребенка/учащегося. Изменения здесь  происходят на трех уровнях:

установок (отношений);

образовательной политики/стратегии;

в классе.

Инклюзия  это добавленная стоимость:

учителя и  другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;

это процесс;

он способствует разнообразию;

он продвигает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства.

Инклюзия  является полезной для всех:

n  для  детей-инвалидов и детей, испытывающих  трудности в учении, это означает  обучение в обычных школах  и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами. Для  всех детей и взрослых это  означает более богатый и полезный учебный опыт;

n  возросшая  толерантность, пониженная дискриминация  ведут к более миролюбивому  обществу;

n  это  значит, что школы и учителя  подстраиваются и реагируют на  потребности каждого ученика;  такая включенность сама по  себе выгодна школе, учителям и всем учащимся;

n  по определению  инклюзивное образование вовлекает  в процесс разнообразные ведомства,  программы и действующих лиц;

n  инклюзивное  образование предполагает непрерывный поток услуг.

Развитие  инклюзивного образования затрагивает:

подходы, сферы  деятельности и содержание;

государственную политику;

систему, связи  и развитие;

учащихся  и учителей.

Развитие  инклюзивного образования предполагает комплексный и целостный подход:

Стратегии подготовки и повышения квалификации учителей и администрации.

Централизованные  ресурсные центры и социально-ориентированные  программы.

Вовлечение  родителей как ресурса.

Мульти-ведомственное  сотрудничество и развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на местном  уровне.

Управление  на школьном уровне.

Планы в сфере  инклюзивного образования.

Планы ОДВ/глобального  партнерства.

Распознавание проблем и вмешательство на ранних стадиях с целью улучшения  и обеспечения доступа к школе.

Документальную  фиксацию наглядных примеров/эпизодов прогрессивного опыта.

Важная роль отводиться подготовке педагогических и управленческих кадров:

подготовка  учителей является основой инклюзивного образования;

роль инспекторов, руководителей школ, обучающего персонала  также немаловажна;

эпизодичное обучение не является эффективным;

учителям  нужна постоянная поддержка;

учителя могут  стать источником перемен.

Активное  участие в управлении школой является показателем развития инклюзивного образования. При этом важно:

Участвуют ли «особенные» дети/их родители в управлении школой.

Есть ли там  учителя-инвалиды либо учителя из других групп-меньшинств.

Вовлечены ли эти люди в принятие решений и  имеют ли они влияние в своих общинах.

Созданы и  продолжают укрепляться международно-правовые основы, поддерживающие развитие инклюзивного образования.

Международная правовая структура в поддержку  инклюзии включает в себя следующие  составляющие:

В 2007 году принята  Конвенция ООН о защите прав инвалидов, являющаяся 1-ой конвенцией о правах человека в 21ом веке. Конвенция включает статью по системе инклюзивного обучения (статья 24): «Страны-участницы признают право инвалидов на образование. Осознавая это право без дискриминации  на основе равных возможностей, страны-участницы  обязуются применять инклюзивное  образование  на всех уровнях и  в течение всей жизни.» . 117 государств  уже подписали эту Конвенцию  и 7 уже ее ратифицировали.

Образование рассматривается как средство и  основа расширения прав человека, т.е. каждый человек имеет право на образовании, в образовании и  способен расширить свои права через  образование (таблица 2). Доказано, что  образование положительно влияет на экономическое развитие  как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Образование также имеет  возможность влиять на социальное развитие через, например, улучшение состояния  здоровья. Образование рассматривается  как центральный процесс на пути строительства социального капитала и социального единства.

Таблица 2

Право на образование, в образовании  и через образование

Для достижения целей инклюзивного образования  ЮНЕСКО разработана программу  Flagship, задачами которой являются:

Установление  открытых партнерских отношений

Определение четких целей и задач

Определение, оказание содействия и осуществление  деятельности в поддержку этих целей

Содействие мониторингу ОДВ (напр. ОГМ)

Партнерами  программы Flagship являются:

МАР;

местные и  международные организации инвалидов;

Юнисеф;

Международный банк;

ВОЗ;

МОТ;

Юнеско;

университеты  Финляндии;

независимые эксперты.

Программа Flagship предполагает:

борьбу с  дискриминацией и устранение барьеров на пути к учению и участию;

продвижение более широкого понятия образования, с тем чтобы включить в него жизненно важные навыки и учение на протяжении всей жизни;

фокусирование денежных средств и деятельности на нуждах инвалидов на пути к достижению целей ОДВ.

Стратегическими направлениями развития инклюзивного образования являются:

Развитие  инклюзивной политики в сфере  образования.

Планомерное развитие сотрудничества и совместных инициатив.

Создание  Интернет-форума Знаний.

Выпуск статистических данных и показателей.

Развитие  образования учителей.

Программа международной  деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования включает в себя:

Разработку  нормативных документов по инклюзии.

 Разработку  гибких учебных планов.

Сотрудничество  с Международным бюро просвещения (МБП) в организации международной  конференции по образованию.

 Проведение  региональных встреч по программе  Flagship.

 Встречи  за круглым столом с докладчиком  ООН по праву на образование  (Май 2007)

Совместный  меморандум МОТ и ВТО по общественным организациям реабилитации инвалидов

 Поддержку  региональных конференций и учебных  семинаров

 Распространение  публикаций ЮНЕСКО

 Сотрудничество  с Активной образовательной сетью  (EENET) при подготовке публикаций, налаживание связей

Взаимодействие  с Межведомственной сетью по образованию  в чрезвычайных ситуациях (INEE) в проекте “Реконструкция ради инклюзии”

Инициирован Интернет-форум Знаний, являющийся независимой платформой, где можно  поделиться информацией, материалами, опытом. На форуме размещаются публикации новостей по текущим вопросам, ссылки на существующие информационные ресурсы  и базы данных, материалы, разработанные  и присланные партнерами, опыт стран-партнеров (www.inclusionflagship.net).

Основные  идеи инклюзивного образования заключаются  в следующем:

это экономически разумно;

нет готовых  рецептов, подходящих  всем, все зависит  от ситуации;

мы говорим  о включении ВСЕХ детей;

есть хороший  опыт, но его должно быть больше;

ничего не происходит за ночь – осуществлять задуманное, последовательно продвигаясь  вперед;

мы не достигнем  целей ОДВ, если будем продолжать действовать по старинке;

образование является не услугой, а правом.


Информация о работе Инклюзивное образование