Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат
Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.
Литература ………
Технология «Дебаты»
Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».
В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.
Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Сообщение при дебатировании воздействует на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.
Aкцeнты целей
Глобальные цели:
способствовать становлению гражданского общества в России;
способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
побудить к участию в программе представителей общественности - через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.
Педагогические цели:
Сформировать:
- логическое и критическое мышление школьников;
- навык организации своих мыслей;
- навыки устной речи;
- навыки риторики;
- эмпатию и толерантность;
- уверенность в себе;
- способность работать в команде;
- способность концентрироваться на сути проблемы;
- манеры при публичном выступлении.
Особенности содержания
Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её на уроках и во внеурочной деятельности детей.
Игра «Классические дебаты».
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса).
При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Работа с информацией по теме:
- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
- поиск информации с использованием различных источников;
-систематизация полученного материала;
-составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
-формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
-построение стратегии отрицающей стороны;
- умение правильно формулировать вопросы;
-овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;
-овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения.
Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контpapгументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая - антитезис: «Государство - недолжно заботиться о своих бедных».
В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 - третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 - первый спикер, 02 – второй спикер, 03 - третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер. Вторая группа ограничений связана с тем, что у кждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.
Модели технологии «Дебаты»
Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях. Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).
Панельные дебаты (Раnel Debate) - дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.
Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трёх - пяти человек ведёт дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают своё мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Сuмпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая своё выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.
«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.
«Модифицuрованные дебаты». Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов. Например:
- сокращается регламент выступлений;
- увеличивается число игроков в командах;
- допускаются вопросы из аудитории;
- организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
- осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;
- создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиции, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
- изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.
Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространённых в практике форм дебатов являются круглые столы (участники рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу).
Круглый стол - это беседа, в которой «на paвных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе её происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.
«Aквapиyм» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу.
Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текушими событиями.
Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют чёткую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то что оценивание в ней проводит учитель, даёт учащимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие..
Способ nроведенuя дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.
Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме. (ученик «определился» ); предоставление информации, опирающейся на факты или полученной учеником в ходе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от
темы» ); привлечение другого ученика к дискуссии.
Штрафные очки .можно получить за: прерывание дискуссии, помехи в проведении дискуссии, монополизацию дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.
Выставление очков за дискуссию. После того как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки определённого образца (см. рис. 1). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е, ... - имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное. поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведённого времени ученики-счётчики собирают и обсчитывают результаты.
Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после её завершения даёт анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчёта очков.
Очки | Действия участников |
|
| Участники |
|
| ||
| . | А | Б | В | Г | Д | Е | ... |
(+2) | Определение положения в |
|
|
|
|
|
|
|
| дискуссии |
|
|
|
|
|
|
|
(+1) | Формулирование существенного |
|
|
|
|
|
|
|
| замечания |
|
|
|
|
|
|
|
(+2) | Использование доказательств, |
|
|
|
|
|
|
|
| подтверждающих высказывания |
|
|
|
|
|
|
|
| или представление информации, |
|
|
|
|
|
|
|
| опирающейся на факты |
|
|
|
|
|
|
|
(+1) | Вовлечение в дискуссию другого |
|
|
|
|
|
|
|
| лица |
|
|
|
|
|
|
|
(+1) | Постановка уточняющего вопроса, |
|
|
|
|
|
|
|
| продвижение дискуссии вперёд |
|
|
|
|
|
|
|
(+2) | Формулированиеаналогии |
|
|
|
|
|
|
|
(+2) | Выявление противоречия |
|
|
|
|
|
|
|
(+2) | Выявление замечания |
|
|
|
|
|
|
|
(-2) | Отсутствие заинтересованности |
|
|
|
|
|
|
|
| дискуссией или помехи |
|
|
|
|
|
|
|
(-2) | Прерывание дискуссии |
|
|
|
|
|
|
|
(-1) | Несущественные замечания |
|
|
|
|
|
|
|
(-3) | Монополизация дискуссии |
|
|
|
|
|
|
|
(:"'3) | Выпад против другого лица |
|
|
|
|
|
|
|
| Всего очков (уровень) |
|
|
|
|
|
|
|