Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:50, реферат
Общение – одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования.
Условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Введение …………………………………………………………………….. 3 стр.
Применение средств интерактивного общения в процессе обучения 4 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ……………………………………………………………………. 8 стр.
Технология проведения дискуссий ………………………………………10 стр.
Технология «Дебаты» …………………………………………………….. 14 стр.
Тренинговые технологии ………………………………………………... 19 стр.
Тренинги на уроках права ………………………………………………. 26 стр.
Осваиваем - Овладеваем – Преобразуем …………………………………. 26 стр.
От знания к осознанию …………………………………………………….. 26 стр.
Тренинг «Найти самое главное» ……………………………………………27 стр.
Тренинг «Вопрос - ответ» …………………………………………………...29 стр.
Тренинг «Ответ-слово» ……………………………………………………. 30 стр.
Тренинг «Вопрос-помощник» ………………………………………………30стр.
Тренинг «Составьте уче6ник» …………………………………………… .32 стр.
Интегративные возможности правовых курсов …………………………. .34 стр.
Игра «Международный договор» ………………………………………… .35стр.
Научная конференция по проблеме «Властно ли время над правом?» ... .36стр.
Проект «Тематическая координация учебных предметов» …………….. .36стр.
Ролевая игра "Узнаем друг друга" ……………………………………….. ..36стр.
"Правовой консилиум педагогов" ………………………………………... ..38стр.
Литература ………
Для большинства тренингов основное действие - это игра, позволяющая ребёнку, подростку быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте.
Игра создаёт новую модель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой модели задаётся новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, время «спрессовывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.
Игра - это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет ребёнку найти способ объединения эмоционального и рационального компонентов Я, примирить тенденцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следовать социальным ограничениям.
Сильным психологическим воздействием обладает своеобразный игровой элемент - ритуал, то есть установленный традицией порядок определённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек (группа).
Ритуал - это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.
В игре включаются механизмы психологической защиты - замещение, вытеснение, сублимация. Динамика замещения в игре развёртывается в пространстве, подлежащем контролю и экспериментированию.
Групповая дискуссия
Дискуссия - основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков.
Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с биографической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всеx членов (например, «Конфликты с детьми», «Родители и педагоги» ); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников(отношения, взаимные реакции).
Цель групповой дискуссии - коллективное решение проблем организации деятельности и общения.
Анализ конкретных ситуаций
Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в которых может оказаться человек.
В ходе анализа каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков социальной чувствительности.
Проективное рисование
Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков.
Проективное рисование помогает интерпретировать и диагностировать затруднения в общении. В нём выделяют:
- свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;
- коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, общаются с помощью образов, линий, красок;
- дополнительное рисование, когда рисунок идёт по кругу участников: начинает один, другой продолжает, последний заканчивает;
- совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.
Психогuмнастика - это специальный курс, занятий в котором направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер.
Основным содержанием психогимнастических упражнений является отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств.
Музыкальная психотерапия
Возможность использования музыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучшение психического состояния посредством релаксации, катарсической разрядки.
Телесное состояние медитирующего - расслабленность; психическое состояние - приподнятость и отрешённость.
Психотехники
Наполнение программы психотехниками и упражнениями меняется в зависимости от различных факторов, а также особенностей групповой динамики в данной группе.
Релаксация представляет собой процесс, в результате которого снимаются психическое и физическое напряжение, стресс, достигается эмоциональное равновесие, состояние покоя, расслабления после сильных переживаний или физических нагрузок.
Чтобы овладеть релаксацией, требуются упражнения и тренировки.
Система релаксационных упражнений на нервно-мышечную релаксацию предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение нескольких секунд, что повторяется дважды.
Эффект расслабления нервной системы (психологическая релаксация) при больших нагрузках и усталости достигается с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание и исполнение музыки, записи звуков живой-nрироды: морского прибоя, щебетания птиц или шума ветра).
Релаксационным эффектом (хотя и очень индивидуальным) обладают отвлекающие занятия:
- просмотр теле- и видеопрограмм;
- просмотр произведений изобразительного искусства;
- рукоделие, занятие прикладным творчеством;
- чтение детективов, художественной литературы, прессы;
- психофизическая гимнастика, водные процедуры, массаж.
Применяются словесные формулы.
Эти состояния психологического или даже физического комфорта, которые можно вызвать из эмоциональной памяти, и называют ресурсными.
Медитация в широком смысле - особое психотехническое средство, направленное на гармонизацию и уравновешивание словесно-логической и образной сферы человеческой психики. В психологическом плане медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности.
Медитация - последовательность психических действий, направленных на приведение психики человека в состояние углублённой сосредоточенности на символических, метафорических объектах внешнего и внутреннего мира (крест. солнце, словесные формулы), которая позволяет приблизиться к центру своего Я и тем самым принять на себя ответственность за содержание своих мыслей. В медитации используется приём пассивного желания, суть которого заключается в том, что человек стремится к «стиранию» своих переживаний и мыслей не посредством волевого усилия, а лишь непринуждённым желанием достижения этой цели.
Аутогенная тренировка, или аутотренинг (АТ), есть методика целенаправленного воздействия на внутренние регуляторные и защитные механизмы личности посредством вербальных утверждений и релаксации. Самовнушение позволяет в определённой мере управлять психическими и
физиологическими процессами своего организма, основывается на тройственной связи между деятельностью сознания (воображением), физиологическими процессами и психичесuми состояниями (эмоциями) человека.
Тренинги на уроках права
1. От знания к осознанию
Образовательные и воспитательные возможности правовых курсов чрезвычайно высоки, поскольку право - это не только знание норм и механизмов их действия. Право это живая норма жизни, делающая ее более упорядоченной, предсказуемой, защищенной. Овладевая правом, человек овладевает новым образом жизни. Знакомство с таким многогранным явлением требует времени, сил, воли и творчества. Естественно, что «курс права» - это не само право, это знание о нем. А чтобы знание стало действием - то есть вошло в жизнь и преобразило ее, необходимо воспитать деятеля, или как принято сейчас говорить - субъекта жизнедеятельности.
Овладение средствами «прохождения пути от знания - к субъект жизнедеятельности » - это и есть постижение образовательных возможностей правовых курсов не в теории, а в жизни.
Тренинг как бы моделирует траекторию продвижения от знания - к осознанию, от осознания - к действию. Для школьников знания о праве зафиксированы в учебнике, который педагог использует как одно из образовательных средств. Начинающий тренер может использовать учебник в качестве информационной основы, опираясь на которую можно через тренинг организовать траекторию овладения педагогами образовательными возможностями правовых курсов.
Естественно, что постепенно информационная база будет расширена, поскольку педагоги лишь отталкиваются от учебника, достраивая информационное поле своими знаниями, мнениями, опытом. Учебник является одним из главных инструментов педагога, однако отношение к нему и владение им может быть разное.
Условно отношения учителей к учебнику можно разделить на три группы. Первая группа - испытывает затруднения по поводу фактического, предметного знания оправе.
Информация, изложенная в учебнике, превышает уровень знаний самого учителя. Поэтому он как бы сам «учится по учебнику» - то есть осваивает знания в пределах учебника. Интерес этой группы сосредоточен на проблеме получения информации.
Вторая группа - особых затруднений в предметном знании не имеет, владеет ими на достаточном уровне. К учебнику относится как к инструменту, которым необходимо овладеть
для успешной организации учебного процесса по курсу. Интерес этой группы сосредоточен на методических проблемах.
Третья группа - хорошо знает предмет, владеет методикой преподавания настолько, что может варьировать различные источники, используя учебник лишь в тех случаях, когда он действительно оказывается лучше и качественнее других источников. Как правило, отношение к учебнику - критическое (не путать с критиканским!), т.е. такой учитель вполне может предложить свой, иногда более удачный вариант информационно-методического решения, чем есть в учебнике. Интерес этой группы сосредоточен на усовершенствовании методики и творческом самовыражении.
Очевидно, что поскольку имеются разные интересы, то отношение к учебнику (а точнее - с учебником) определит различные цели, которые осознанно или не осознанно педагоги будут пытаться реализовать в тренинге.
Первая группа будет тяготеть к тому, чтобы овладеть информацией, изложенной в учебнике, а потому будет настроена на лекционно-семинарскую работу или на те формы, через которые помогут быстро войти в информационное пространство.
Вторая группа владеет информацией, изложенной в учебнике (то есть может свободно использовать ее в нужном направлении), но ей необходимо освоить учебник в качестве методического инструмента, то есть ее будут интересовать приемы работы с учебником.
А третья группа будет тяготеть к творческому преобразованию и информации, и самого учебника, а потому будет склонна к аналитической, рефлексивной и преобразующей деятельности.
Перед тренером стоит вполне конкретная (но совсем нелегкая задача): как объединить различные интересы, используя сильные стороны представителей каждой группы?
Мы даем описание нескольких игровых форм и тех возможностей, которые, на наш взгляд, они имеют для решения этой задачи. Тренер, ничего не изменяя, может прямо использовать их при организации тренинга, может трансформировать, делая их более адекватными каким-то конкретным ситуациям и локальным задачам. Возможно, что по аналогии тренер создаст нечто свое. Повторяем, что все приведенные нами формы, даны в качестве первой необходимой помощи начинающему тренеру.
2. Тренинг «Найти самое главное»
Тренер выбирает сам (или в результате предварительного обсуждения со всей группой, или по индивидуальной заявке одного из участников) какой-нибудь законченный, небольшой текст из учебника, и предлагает участникам (каждому индивидуально) выделить главные ключевые понятия, на которых построен основной смысл. Объявляется время, которое отводится на это занятие (как правило, 5-10 минут).
По истечении времени тренер сообщает, что 1 этап работы завершен. Затем он предлагает всем участникам произвольно разделиться на пары и договориться, кто будет в паре под номером 1, а кто под номером 2. После выполнения этого задания, тренер дает следующую инструкцию:
Участники под номером 1 должны: представить выбранные ими ключевые понятия и аргументировать свой выбор.
Участники под номером 2 должны: выслушать, не перебивая и не оценивая участника под номером 1; фиксировать для себя то, что покажется интересным или спорным. После того, как первый номер заявит о том, что он исчерпал аргументацию, задать ему вопрос на понимание. Цель этих вопросов состоит не в том, чтобы оценить правильность или неправильность выбора, а чтобы понять логику, которой руководствовался первый номер, делая его.