Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д..
ВВЕДЕНИЕ................................................... ……………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся…………………………………………………………………………….7
1.2. Алгоритмизация обучения…………………………………………………….14
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………..25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27
2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28
2.3.Анализ полученных результатов…………………………….................... 31
Выводы по второй главе...................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................. 45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….47
Учитель (У.):
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Дети (Д.): Речь идет о глаголе.
2.Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).
У.: Что вы знаете о глаголе?
Д.: Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы ..., обозначает действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется по родам, имеет начальную форму, I и II спряжения.
У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?
Д.: Чтобы правильно писать окончания глаголов.
У.: Дома вам нужно было выписать глаголы с ударным окончанием и определить их спряжение. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
На экране:
трещит - II спр. затянул - I спр. гудит - II спр. гнуться -1 спр.
У.: Каким правилом вы пользовались при выполнении домашнего задания?
На доске: Окончание ударное
-е, -ут, -ют
-и, - ат, -ят
3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания).
У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на желтых листочках.
Два ученика работают на доске.
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).
У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:
У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. На экране:
II спр. просить благодарить хвалить клеит
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица. Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак, кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за помощь.
У.: Какие окончания вы вставили? Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты. Что вам нужно было сделать?
Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную букву.
У.: Почему возникло затруднение? Д.: Окончания безударные.
У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
У.: Итак, какая тема нашего урока?
На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов
У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?
На доске:
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?
У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
Д.: Формообразующий суффикс -ть.
У.: Чем эти слова различаются? Д.: Глагольным суффиксом.
На экране выделяются суффиксы. У.: Какой вывод мы можем сделать?
Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс -и-, то это глагол II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?
На экране появляется алгоритм:
1. Выделить окончание глагола. Поставить ударение. | |
2. Если окончание ударное, то: -е, -ут(-ют) - I спр. -и, - ат (-ят) - II спр. |
2. Если окончание безударное,
то: поставить глагол в |
3. Выделить глагольный суффикс | |
4. Если -и-, то II спр. | |
5. Если -а-, -е-, -я-, -о-, - у-, то I спр. |
5. Первичное закрепление (учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух) У.: Прочитайте правило на с. 72 учебника. Какие вопросы можно задать к этому правилу? (Ответы детей.) А для чего нам необходимо уметь определять спряжение глаголов?
Д.: Чтобы правильно писать их окончания.
У.: Ну что ж, давайте попробуем применить наш алгоритм на деле.
На экране:
Груст..м в разлуке, ребята спор..т, брат бол..ет, давно друж..м, забот..мся о родителях, слуша..те музыку, они люб..т читать
(Слова сначала появляются без буквы, а затем с буквой.)
У.: Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?
Д.: Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.
6. Самостоятельная работа с
Вставь пропущенные буквы.
У.: Сравните свою работу с эталоном. На экране:
I спр. |
II спр. |
украшает |
остановит |
стареешь |
кормит |
молодеешь |
портит |
не засеешь |
7. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений (при необходимости предлагаются задания на тренировку изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на следующем уроке).
Игра «Определи спряжение». Группам по 4 человека выдаются карточки со словами. Задача учеников: определить спряжение глаголов, вставить пропущенные буквы и распределить их в два столбика по спряжениям, после чего сравнить результат с эталоном на экране.
Слова: кле_шь, трещ_шь, се_шь, кол_шь, стро_шь, бор_шься, буд_шь, тон_шь, точ_шь, наде_шься, ид_шь, успоко_шь
На экране: I спр. сеешь колешь борешься тонешь надеешься идешь
Украша..т букет, стар..ешь от гнева, молод..ешь от смеха, не засе..шь поле, останов..т реку, труд корм..т, лень порт..т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики. Скромность украша т чловека. Правда и реку остновт. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Слвами поля не засе_шь.
Iспр
II спр.
У.: Найдите в каждом столбике лишнее слово.
Д.: Это слова идешь и трещишь, так как в этих глаголах окончания ударные.
У.: Я буду называть глаголы, а ваша задача - определить, нужно ли ставить глагол в неопределенную форму, чтобы узнать спряжение. Если надо изменять глагол, то потопайте. Если не надо, то похлопайте.
Благодарим (хлоп.), мешаем (топ.), сотрешь (хлоп.), привезут (хлоп.), читаем (топ.), рисуете (топ.), трем (хлоп.), кость (пауза), примешь (топ.).
8. Рефлексия деятельности.
Самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующего урока.
Учитель благодарит класс за активную работу, за старательность и внимательность, оценивает деятельность учеников.
9. Домашнее задание. На выбор:
1) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах окончания:
без записк.
в печал.
по дубрав.
к газет.
на вокзал.
2) Найди слова с мягким знаком на конце
1. бежиш...
2. грач...
3. туш...
4. вериш...
5. горяч...
3 Укажи глаголы, у которых в окончании пишется -е
11. верт...шь
12. подбира..шь
13. игра...шь
14. работа...шь
15. указыва...шь
16. рису...шь
17. тороп...шься
18. отдыха...шь
19. выбира... шь
20. расчесыва...шь
4) Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово
др.чливый
сч.стливый
|
5) Найди слова с приставками
1. (за)брать
2. (с)другом
3. (с)правиться
4. (на)правлять
5.(до)дороги
Учет усвоения знаний учениками 4 –го класса
№ |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
||
4 |
+ |
||
5 |
+ |
||
6 |
+ |
||
7 |
+ |
||
8 |
+ | ||
9 |
+ |
Алгоритм употребления мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных.
1 шаг. Проверяемое слово - существительное?
да
2 шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
да
Информация о работе Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе