Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

логико матем игры для детей с ОНР курсовка.docx

— 118.96 Кб (Скачать файл)

Характеризуя  восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания, и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. 

 

1.2. Организация педагогического процесса  по формированию математических представлений детей с ОНР

В основу отбора математического содержания, его  структурирования и разработки форм представления материала для  математического развития детей  с общим недоразвитием речи положен  принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

Главной задачей  остается научить детей счету, измерениям, подвести их к понятию числа. Не менее  важной и значимой является задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая реализуется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Математическое  содержание раскрывается в 3-х направлениях: арифметическое (цифра и число  от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.); геометрическое (прообразы  геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.); содержательно-логическое, обеспечивающее условия для развития психических  процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления у детей.

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр  и метод моделирования, которые  представлены в различном сочетании  друг с другом. При этом ведущим  является практический метод, позволяющий  детям узнавать и осмысливать  практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и  др.).

При планировании учитываются психические закономерности развития, а также основные дидактические  принципы: систематичность, последовательность и т. д. При планировании содержания образовательного процесса, учитываются  следующие факторы успешного  обучения: формирование культуры эмоционального контакта со взрослыми и детьми; обучение ребенка способам выявления количественных и пространственных отношений: практическому сопоставлению численностей множеств, сравнению размеров предметов, счету и измерению величин.

Большинство детей с общим недоразвитием  речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, важно уделять особое внимание на занятии физкультминуткам и пальчиковой  гимнастики.

Основная  коррекционная задача педагога состоит  в том, чтобы формировать у  детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Основной речевой материал для закрепления  знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно  присутствуют числа.

Использование специально отображенного математического  содержания и методов работы поможет  подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для получения  дальнейшего образования в начальной  общеобразовательной школе.

Учитывая, что  ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки, занятия в младшей и средней  группе проводятся 2 раза в неделю, (время  проведения занятия сокращается  в младшей группе до 7-10 минут, в  средней группе – до 10-12 минут, а  в старшей и подготовительной – 25-30 минут). 

 

1.3.Педагогические  задачи по формированию математических  представлений дошкольников с  ОНР

Формирование  математических представлений дошкольников с ОНР предполагает реализацию следующих  педагогических задач: развитие мыслительной деятельности; сенсорное развитие; развитие представлений о форме  предмета; развитие представлений о  величине (определение величины путем сравнения); обучение сравнению предметов; развитие пространственных представлений; развитие временных представлений; развитие мелкой моторики пальцев рук. Рассмотрим эти задачи более подробно.

Развитие  мыслительной деятельности

Задачи развития – развитие операций: анализ, синтез; классификации предметов; обобщения; сериации; абстрагирования; построения умозаключений. При развитии любых форм мышления в основе лежит развитие аналитико-синтетической деятельности.

Этапы

1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному: «Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).

2. Классификация предметов (объединение предметов по 1 или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр. «Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.

3. Обобщение  (подбираются игры с операцией  на обобщение: «4 лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).

4. Сериация (подбор по величине, по 1 признаку, по величине и цвету, по 2 признакам и т. д.).

5. Абстрагирование  – высокий уровень анализа  и синтеза, образовательный уровень  развития значения не имеет.  Для выявления сформированности  операции предлагается психологический  тест «Клипец» (24 карты с изображением различных геометрических фигур на различном цветовом фоне). Путем перебора карт, ребенок должен сказать, какая карта называется «Клипец» - карта с изображением черного квадрата. Ребенку дается инструкция: «Поиграем в карты. Игра называется «Клипец». Это слово ничего не обозначает. Я буду поднимать карты, а ты будешь называть».

6. Построение  умозаключения (при развитии у  детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».

Сенсорное развитие

Готовность  ребенка к обучению зависит от уровня его сенсорного развития. Сенсорные  способности составляют фундамент  умственного развития ребенка. Сущность развития ребенка заключается в  постепенном его вхождении в  человеческую культуру, через овладение  специальными «человеческими» средствами («орудиями» - речь, язык). В процессе развития ребенка и понимания  им мира, психика ребенка становится осознанной и произвольной. Сенсорная  культура имеет свой кодовый «язык» - сенсорные эталоны. Сенсорный эталон – это (по А. В. Запорожцу) единица  измерения свойств, качеств предметов.

Способы сенсорного развития: практический способ (наложение, приложение, примеривание); зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).

Этапы сенсорного развития (по А. В. Запорожцу)

1. Переход  к внешне ориентированному действию.

2. Развернутая  перспектива действия.

3. Этап соединения  перспективных действий.

Уровень сенсорного развития по годам жизни ребенка

1 – основная  задача – предоставить ребенку  максимальную возможность сенсорных  ощущений.

2 – практическое  усвоение сенсорных ощущений  путем проб, соотношения предметов.

3 – манипуляционная  функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность.

4 – переход  от предметной деятельности к нормативной.

5 – понятие  о цветовом спектре, систематизация  и закрепление понятия о геометрических  фигурах, параметрах величины.

6 – сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета.

Развитие  представлений о форме предмета

1. Идентификация  предметов в целом: «круг», «квадрат»,  «треугольник».

2. Нахождение  идентичного предмета по форме.

3.Соотнесение  и выкладывание фигур в эталонных  формах (использование приема наложения).

4. Выбор геометрической  формы по словесной инструкции (объединение зрительной формы  со словом, использование тактильного  восприятия).

5. Обозначение  формы предмета словом (складывание  геометрических фигур на «доске  Сегена»; фигур из определенного количества палочек).

6. Обобщение  одноцветных и разноцветных геометрических  фигур в соответствии с образцом (дидактическая игра «Разложи  по форме»).

7. Классификация  одноцветных геометрических фигур  (набор из 30 однотонных геометрических  фигур; усложнение цвета, формы,  размера).

8. Нахождение  в предметах геометрических фигур  (окно - прямоугольник, крыша –  треугольник и т. д. ).

9. Составление  узоров из геометрических фигур  («коврик», «блюдо», «ваза» и т.  д.).

Развитие  представлений о величине (определение  величины путем сравнения)

1. Сравнение,  закрепление понятий: больше, меньше, равно.

2. определение  величины путем изменчивости.

3. Измерение  путем условных мерок (формирование  представления об относительности  – один и тот же предмет  может быть больше или меньше  по сравнению с другим).

4. Линейное  измерение (полоски).

5. Измерение  объема сыпучих тел.

6. Измерение  объема жидкости.

Обучение  сравнению предметов

1. Дети ориентированны на объем предметов (используются способы приложения). Вводятся понятия: большой – маленький; длинный – короткий; широкий – узкий: высокий – низкий.

2. Сравнение  2 предметов одинакового размера,  но контрастных по цвету. На  этом этапе вводятся понятие  «средний» из 3 предметов. Введение  понятий рода при формировании  представлений о первом десятке  и порядке числительных. Задача - научить детей понимать двойную  зависимость предметов; дополнять  соседей числа и знать, как  они появляются.

3. Развитие  понятия о 3 линейности предметов  (раскладыванием).

Развитие  пространственных представлений

Пространственные  представления также относительны, как и представления о величине.

Этапы

1. освоение  ориентировки на собственном  теле (где находятся части тела: голова, ноги, живот, спина и пр.).

2. Ориентировка  на предметы пространственного  окружения от другого человека (перенос с помощью зеркала).

3. Ориентировка по основным пространственным представлениям: промежуточные (впереди, справа, впереди, сзади и т. п.); свое местонахождение (относительно себя и др. человека); размещение предмета в пространстве с помощью других предметов (близко - далеко).

4. ориентировка  на листе бумаги (центр, углы, боковая  правая, боковая левая).

5. Воссоздание  по образцу или представлению:  пространственное размещение элементов  узора; фиксация и воспроизведение  (игры по заданной схеме с  зеркалом); составление схемы расположения  игрушек в комнате.

Развитие  временных представлений

Этапы

1. Ознакомление с понятием «сутки» - утро, вечер, день, ночь (на картинках, словесно, с использованием художественного слова, ведение календаря). Закрепление режимных моментов.

2. Знакомство  с днями (полоски – цветовое  обозначение дней недели; календарь;  расписание).

3. Ознакомление  со временами года (по контрасту).

4. Ознакомление  с месяцами года.

Развитие  мелкой моторики пальцев рук

Многие ученые (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, С. И. Шаховская, О. С. Бот и др.) Учитывая важность проблемы, а также высокую плотность занятий в логопедических группах, эта работа возлагается на воспитателей, специально выделяется время на занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики систематичной и результативной.

Пальцевую гимнастику и традиционные физкультминутки  проводят в сочетании с речью. Физкультминутка как элемент  двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Филогенетическая связь  движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей. Для этой цели подбирают материал проведения физкультминуток и пальчиковую гимнастику по всем видам занятий.

Информация о работе Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи