С древних пор педагоги
пользовались в сенсорном воспитании
способом сравнения предметов
по тем или иным признакам.
Если предметы одинаковы
по форме и по величине, но
отличаются по цвету ( шарики,
например), то можно по ним учить
различать цвета. Также можно
подобрать предметы, одинаковые
по форме, но отличающиеся по
величине (набор кукол-матрешек, мисочек,
яичек и т.д.) Могут быть наборы
игрушек, отличающиеся по величине
и цвету, но одинаковые по
форме. Подобранные таким образом
предметы, игрушки становятся дидактическими
пособиями на различение цвета,
величины и формы. Задача выделения
того или иного свойства облегчена.
Более того, все внимание направляется
на сравнение по данному свойству,
а сам предмет с комплексом
свойств как бы отступает на
задний план. В этом случае
познаются не предметы, а свойства,
присущие и данным и многим
другим предметам.
Восприятие детьми
окружающего всегда определяется
теми или иными интересами, потребностями,
замыслами. Разнообразную направленность
восприятия у детей следует
развивать, используя и совершенствуя
их интересы и потребности.
Эта цель достигается путем
использования игр и игровых
упражнений, направленных на формирование
сенсорных эталонов и других
представлений о предметах и
явлениях.
На занятиях задачи
сенсорного воспитания и развития
входят в дидактическую систему
и осуществляются применительно
к той или иной деятельности
с учетом ее специфики.
Кроме того, в процессе
всей жизни детей происходит
накопление сенсорного опыта,
обогащение их мироощущения, повышение
эмоционального тонуса, активизация
положительных эмоций, связанных
с восприятием явлений окружающего,
возбуждение интересов, формирование
потребностей.
Сенсорное воспитание
в процессе обучения и в
повседневной жизни требует разных
путей и методов.
1.2 Задачи, формы и методы
сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание
на занятиях (с использованием
игр и игровых упражнений) является
основой организации чувственного
опыта детей. Именно на занятиях
создаются все условия для
планомерного руководства формированием
ощущений, восприятий и преставлений
детей.
Умение рассматривать,
воспринимать и сравнивать предметы,
явления формируются лишь тогда,
когда дети ясно понимают, зачем
нужно рассматривать тот или
иной предмет, слушать те или
иные звуки, сравнивать их между
собой. Поэтому, обучая детей
восприятию различных предметов
и явлений, необходимо четко
объяснять детям смысл их действий.
Этот смысл становиться особо
понятен детям, если они затем
используют свои представления
в практической деятельности; в
этом случае восприятие детей
делается более осознанным и
целенаправленным: ведь если плохо
рассмотришь предмет, то затем
трудно изобразить его или
сконструировать.
В процессе воспроизведения
предмета в той или иной
деятельности проверяются и уточняются
уже сформированные представления
детей. В связи с этим основная
задача сенсорного воспитания
заключается в том, чтобы формировать
у детей такие умения воспринимать
и представлять предметы и
явления, которые способствовали
бы совершенствованию процессов
рисования, конструирования, звукового
анализа слов, труда в природе
и т.д.
Таким образом, сенсорное
воспитание должно осуществляться
в неразрывной связи с разнообразной
деятельностью.
При этом неправильно
было бы думать, что любая конструктивная,
любая изобразительная деятельность
дает нужное направление сенсорному
воспитанию. Для этого необходимо,
чтобы основная направленность
и содержание этих видов деятельности
были подчинены задачам умственного
воспитания, то есть когда мы
учим детей рисовать, конструировать
и т.д., то нужно оценивать результаты
этого обучения не только по
качеству рисунков, построек, но
в основном по тому, какой умственный
багаж приобрели при этом дети.
Умения воспринимать
предметы, анализировать их, сравнивать
и обобщать их не формируются
сами собой: требуется специальное
обучение по определенной системе
(например, построить не один красивый
дом, а ряд простых, но в
определенной системе усложняющихся
домов).
Итак, наибольший эффект
для сенсорного воспитания дает
продуктивная деятельность, содержание
и организация которой подчинены
задачам умственного воспитания.
В каждой продуктивной
деятельности можно выделить
определенное содержание, которым
должны овладеть дети. Расширяются
и углубляются знания и представления
детей о предметах, формируются
новые умения и навыки.
Следует отметить, что
совершенствование и развитие
сенсорных процессов непосредственно
в ходе деятельности, как правило,
затрудненно. Детям трудно одновременно
решать несколько задач - выполнять
собственно практические действия
конструирования, рисования, лепки
и т.д. и вместе с тем воспринимать
и анализировать предмет, на
основе которого создается, например,
постройка или рисунок.
Успешное выполнение
практических действий зависит
от предварительного восприятия
и анализа того, что нужно делать.
Поэтому совершенствования сенсорных
процессов на занятиях должно
быть в основном осуществлено
до начала практических действий.
Специально организованное
восприятие предметов с целью
использования его результатов
называют обследованием.
Обследование – метод
сенсорного воспитания детей.
В процессе его дети овладевают
умениями воспринимать такие
свойства предметов и явлений,
как величина, форма, пространственные
отношения, цвет, особенности звуков
человеческой речи и музыкальных
звуков. Все эти свойства составляют
содержание сенсорного воспитания.
Содержание сенсорного
воспитания должно быть согласованно
с содержанием детской деятельности.
Это значит, что обучение детей
восприятию предметов, умению
их анализировать, сравнивать
должно быть согласованно с
последующим процессом изобразительной,
конструктивной или другой деятельности.
В процессе общественно
исторического развития человечество
систематизировало все многообразие
свойств предметов. Были выделены
основные формы предметов, основные
цвета и т.д. Овладение ими
и их словесными обозначениями
облегчают ребенку ориентировку
в окружающем мире. Эти основные
формы, цвета выступают как
эталоны, образы, которые помогают
детям разобраться во всем
многообразии свойств предметов.
Эталоны входят как составная
часть в содержание сенсорного
воспитания. Овладение ею определяют
общий успех в сенсорном воспитании
детей. Поэтому одна из важных
задач сенсорного воспитания
детей – формирования у них
представлений об этих эталонах.
Обучение обследованию
должно проводиться с учетом
возрастных различий детей. Так,
детям младшего возраста следует
предлагать для обследования
предметы простые по форме
и строению, чтобы процесс выделения
частей и установления их взаимоотношений
был более легким.
При подготовке занятия
воспитателю следует предусмотреть,
каким образом данное занятие
будет содействовать развитию
детей, на какие стороны личности
оно окажет влияние. Занятия,
в которые включены задачи
организации детского восприятия,
памяти, воображения, мышления, несомненно,
будут полезны для психического
развития.
Педагогическую организацию
этих процессов можно считать
правильной в тех случаях, когда
воспитатель дает (объясняет, показывает)
способы действия: как надо рассматривать,
вслушиваться, сравнивать, припоминать
– и направляет деятельность
детей на самостоятельное использование
этих способов применительно
к разному содержанию.
Когда детям предоставляется
возможность самостоятельно действовать,
активность воспитателя не должна
снижаться: не подавляя инициативы
детей, нужно тактично управлять
ею.
Надо видеть затруднения
детей и понимать, чем они вызваны,
как можно их устранить, сохранить
вместе с тем самостоятельность
действий, не снизив активности
детей. Предоставление детям большей
самостоятельности требует упрощения
содержания занятий, особенно
на первых порах.
Сенсорное воспитание,
включенное в дидактическую систему
занятий, является неотъемлемой
частью умственного развития. Представления,
которые формируются у детей
при получении непосредственного
чувственного опыта, обогащения
впечатлениями. Приобретают обобщенный
характер, выражаются в элементарных
суждениях. Они поддерживаются
темя знаниями, которые дети получают
об окружающей действительности,
о свойствах вещей и явлений.
Получаемые детьми
впечатления воспитатели используют
не только в целях сенсорного,
но обязательно и в целях
нравственного и эстетического
воспитания. Соответственно строится
и руководство со стороны воспитателя:
оно носит организационно-воспитывающий
характер, хотя в основе и лежит
получение детьми новых впечатлений,
то есть процесс познания явлений.
Для повышения эффективности
образовательной работы, сенсорного
воспитания и обучения большое
значение имеет использование
в дидактическом процессе различных
средств и форм организации
обучения: учебные занятия, дидактические
игры и дидактические упражнения.
Ведущей формой сенсорного
воспитания и обучения являются
занятия, основанные на прямом
обучающем воздействии педагога,
его указаниях и образцах словесного,
наглядного и действенного характера.
Планомерное развитие у детей
восприятия и представления о
цвете, форме и величине предметов
осуществляется в процессе обучения
изобразительной деятельности, конструированию,
родному языку и др.
В современной системе
сенсорного воспитания наряду
с учебными занятиями определенное
место отводится занятиям иного
характера, которые проводятся
в форме организованных дидактических
игр. На занятиях такого рода
сенсорные и умственные задачи
воспитатель ставит перед детьми
в игровой форме, связывает
с игрой. Развитие восприятий
и представлений ребенка, усвоение
знаний и формирование умений
происходит не в процессе учебной
деятельности, а в ходе интересных
игровых действий ( прятанья и
поиска, отгадывания и загадывания,
изображения различных жизненных
ситуаций, соревнования в достижении
результата ).
Важное значение имеют
и упражнения с дидактическими
материалами и игрушками (с
наборами геометрических фигур,
деревянными сборно-разборными игрушками,
вкладышами и др.). Эти упражнения,
основанные на практических действиях
каждого ребенка с деталями
дидактических игрушек, материалов
(собрать, разложить, составить
целое из частей, вложить в
отверстие соответствующей формы
и др.), позволяют совершенствовать
сенсорный опыт ребенка, являются
полезными для закрепления представлений
о форме, величине, цвете предметов.
Упражнения с дидактическими
материалами и игрушками, как
и упражнения с наборами обычных
игрушек и мелких предметов,
подобранных по определенным
качествам (форме, величине, цвету),
чаще всего включаются в занятия
по математике, развитию речи
и ознакомлению с окружающим.
Иногда, если упражнения проводятся
в течение всего времени, отведенного
для обучения, они выступают в
форме самостоятельного занятия.
В том и в другом случае
воспитателю надо позаботиться
о том, чтобы у каждого ребенка
был необходимый материал, и дети
правильно с ним действовали.
В зависимости от
задач сенсорного и умственного
воспитания, возраста и опыта
детей воспитатель может использовать
разные занятия, руководить развитием
ощущений, восприятий и представлений
в наиболее подходящей для
данного момента форме – учебном
занятии, дидактической игре или
сенсорном упражнении.
Глава 2. Роль дидактических
игр и игровых упражнений в
формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры
и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике
дидактические игры и упражнения
с давних пор считались основным
средством сенсорного воспитания.
На них почти полностью возлагалась
задача формирования сенсорики
ребенка: знакомство с цветом,
формой, величиной, пространством,
звуком. Много таких дидактических
игр представлено в работах
педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой,
Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокиной,
Е.И.Удальцовой и др.). Многие из
них и сейчас используются
в детских учреждениях.
В настоящее время
ведущей формой сенсорного обучения
и воспитания становятся учебные
занятия. Однако на занятиях, основанных
на прямом обучающем воздействии
взрослого, нельзя осуществить
всех задач сенсорного воспитания;
важная роль по-прежнему должна
принадлежать дидактическим играм.
В одних случаях они выступают
своеобразной игровой формой
занятия и проводятся со всеми
детьми организованно в часы
занятий; в других – дидактические
игры широко используются в
повседневной жизни, в часы
самостоятельной игровой деятельности.