Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

 

 Разнообразить нужно  и цвет, и фактуру бумаги, поскольку  это также влияет на выразительность  рисунков, аппликации и ставит  детей перед необходимостью подбирать  материалы для рисования, продумывать  колорит будущего творения, а  не ждать готового решения.  Больше разнообразия следует  вносить и в организацию занятий:  дети могут рисовать, лепить, вырезать  и наклеивать, сидя за отдельными  столами (мольбертами), за сдвинутыми  вместе столами по два и  более; сидеть или работать, стоя  у столов, расположенных в один  ряд, у мольбертов и т.д. Важно,  чтобы организация занятия соответствовала  его содержанию, чтобы детям было  удобно работать.

 

 Особый интерес у  детей вызывает создание изображений  на темы сказок. Дети любят  сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои  любимые произведения и сказочные  герои, поэтому предложение нарисовать  картинки к сказкам или вылепить  волшебных персонажей всегда  вызывает у детей положительный  отклик. Тем не менее, рисование,  аппликации, лепку по сюжетам  сказок необходимо разнообразить.  Так, все дети могут создавать  образ одного и того же персонажа.  В этом случае, рассматривая вместе  с малышами готовые работы, следует  обратить внимание на разницу  в изобразительных решениях, на  какие-то оригинальные находки.  Например, если дети рисовали  петушка из сказки «Лиса и  заяц», можно затем попросить  их выбрать самого большого  петушка, отметить, у кого петушок  самый красивый, храбрый. Можно  провести занятие, на котором  дети будут изображать разных  сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

 

 Занятие может проходить  и так: ребята вместе создают  иллюстрации к своей любимой  сказке, а затем поочередно рассказывают  эпизод, который изобразили. Дети  с большим удовольствием откликаются  на предложение воспитателя нарисовать  или вырезать и наклеить общую  картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном  городе» Н. Носова, «Чебурашка  и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм  и др. Предлагая детям создавать  изображения на темы сказок, необходимо  разнообразить и материалы.

 

 Чем разнообразнее  будут условия, в которых протекает  изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы  с детьми, а также материалы,  с которыми они действуют, тем  интенсивнее станут развиваться  детские художественные способности.

 

 

Виды и техники нетрадиционного  рисования художественными

 

материалами.

 

 

 Сегодня есть выбор  вариантов художественного дошкольного  образования, и определяется он  наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических  материалов, которые недостаточно  научно обоснованны и требуют  теоретической и экспериментальной  проверки в конкретных условиях  дошкольных образовательных учреждений.

 

 Доступность использования  нетрадиционных техник определяется  возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу  в этом направлении следует  с таких техник, как рисование  пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги  и т.п., но в старшем дошкольном  возрасте эти же техники дополнят  художественный образ, создаваемый  с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

 

Тычок жесткой полусухой кистью.

 

 Возраст: любой.

 

 Средства выразительности:  фактурность окраски, цвет.

 

 Материалы: жесткая  кисть, гуашь, бумага любого  цвета и формата либо вырезанный  силуэт пушистого или колючего  животного.

 

 Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь кисть  и ударяет ею по бумаге, держа  вертикально. При работе кисть  в воду не опускается. Таким  образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование пальчиками.

 

 Возраст: от двух  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, точка, короткая линия,  цвет.

 

 Материалы: мисочки  с гуашью, плотная бумага любого  цвета, небольшие листы, салфетки.

 

 Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь пальчик  и наносит точки, пятнышки на  бумагу. На каждый пальчик набирается  краска разного цвета. После  работы пальчики вытираются салфеткой,  затем гуашь легко смывается.

 

Рисование ладошкой.

 

 Возраст: от двух  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, цвет, фантастический силуэт.

 

 Материалы: широкие  блюдечки с гуашью, кисть, плотная  бумага любого цвета, листы  большого формата, салфетки.

 

 Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь ладошку  (всю кисть) или окрашивает  ее с помощью кисточки (с пяти  лет) и делает отпечаток на  бумаге. Рисуют и правой и левой  руками, окрашенными разными цветами.  После работы руки вытираются  салфеткой, затем гуашь легко  смывается.

 

Оттиск пробкой.

 

 Возраст: от трех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: мисочка  либо пластиковая коробочка, в  которую вложена штемпельная  подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага  любого цвета и размера, печатки  из пробки.

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает пробку к  штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета  меняются и мисочка и пробка.

 

Оттиск печатками из картофеля.

 

 Возраст: от трех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: мисочка  либо пластиковая коробочка, в  которую вложена штемпельная  подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага  любого цвета и размера, печатки  из картофеля. Способ получения  изображения: ребенок прижимает  печатку к штемпельной подушке  с краской и наносит оттиск  на бумагу. Для получения другого  цвета меняются и мисочка и  печатка.

 

Оттиск поролоном.

 

 Возраст: от четырех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: мисочка  либо пластиковая коробочка, в  которую вложена штемпельная  подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага  любого цвета и размера, кусочки  поролона.

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает поролон к  штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся  другие мисочка и поролон. 

 

Оттиск пенопластом.

 

 Возраст: от четырех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: мисочка  или пластиковая коробочка, в  которую вложена штемпельная  подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага  любого цвета и размера, кусочки  пенопласта.

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

 

Оттиск печатками из ластика.

 

 Возраст: от четырех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет,

 

 Материалы: мисочка  либо пластиковая коробочка, в  которую вложена штемпельная  подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага  любого цвета и размера, печатки  из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к  штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно  взять другие мисочку и печатку. 

 

Оттиск смятой бумагой.

 

 Возраст: от четырех  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: блюдце либо  пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного  гуашью, плотная бумага любого  цвета и размера, смятая бумага.

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает смятую бумагу  к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются  и блюдце и смятая бумага.

 

Восковые мелки + акварель.

 

 Возраст: от четырех  лет.

 

 Средства выразительности:  цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:  восковые мелки, плотная белая  бумага, акварель, кисти. Способ получения  изображения: ребенок рисует восковыми  мелками на белой бумаге. Затем  закрашивает лист акварелью в  один или несколько цветов. Рисунок  мелками остается незакрашенным.

 

Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

 

 Средства выразительности:  цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:  свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения:  ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью  в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Печать по трафарету.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, фактура, цвет.

 

 Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

 

 Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку или  поролоновый тампон к штемпельной  подушке с краской и наносит  оттиск на бумагу с помощью  трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

 

Монотипия предметная.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, цвет, симметрия.

 

 Материалы: плотная  бумага любого цвета, кисти,  гуашь или акварель.

 

 Способ получения изображения:  ребенок складывает лист бумаги  вдвое и на одной его половине  рисует половину изображаемого  предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части  предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам  для получения отпечатка. Затем  изображение можно украсить, также  складывая лист после рисования  нескольких украшений.

 

Кляксография обычная.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно.

 

 Материалы: бумага, тушь  либо жидко разведенная гуашь  в мисочке, пластиковая ложечка.  Способ получения изображения:  ребенок зачерпывает гуашь пластиковой  ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна  в произвольном порядке. Затем  лист накрывается другим листом  и прижимается (можно согнуть  исходный лист пополам, на одну  половину капнуть тушь, а другой  его прикрыть). Далее верхний лист  снимается, изображение рассматривается:  определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с трубочкой.

 

 Возраст: от пяти  лет. Средства выразительности:  пятно.

 

 Материалы: бумага, тушь  либо жидко разведенная гуашь  в мисочке, пластиковая ложечка,  трубочка (соломинка для напитков).

 

 Способ получения изображения:  ребенок зачерпывает пластиковой  ложкой краску, выливает ее на  лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует  из трубочки так, чтобы ее  конец не касался ни пятна,  ни бумаги. При необходимости  процедура повторяется. Недостающие  детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой.

 

 Возраст: от пяти  лет, Средства выразительности:  пятно.

 

 Материалы: бумага, тушь  или жидко разведенная гуашь  в мисочке, пластиковая ложечка,  нитка средней толщины.

 

 Способ получения изображения:  ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе  бумаги выкладывает из нитки  изображение, оставляя один ее  конец свободным. После этого  сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой,  и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг.

 

 Возраст: от пяти  лет. Средства выразительности:  точка, фактура.

 

 Материалы: бумага, гуашь,  жесткая кисть, кусочек плотного  картона либо пластика (5x5 см).

 

 Способ получения изображения:  ребенок набирает краску на  кисть и ударяет кистью о  картон, который держит над бумагой.  Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Отпечатки листьев.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  фактура, цвет.

 

 Материалы: бумага, листья  разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

 

 Способ получения изображения:  ребенок покрывает листок дерева  красками разных цветов, затем  прикладывает его к бумаге  окрашенной стороной для получения  отпечатка. Каждый раз берется  новый листок. Черешки у листьев  можно дорисовать кистью.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников