Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

Таблица 7

Характер использования цвета

Характер

использования

цвета

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

       %

Кол-во

       %

Неадекватное

Использование

13

86,7

6

40

Одноцветные

Изображения

4

26,7

3

20

Адекватное

Использование

2

13,3

9

80


 

Все рисунки, выполненные дошкольниками с нарушениями слуха, были разделены на одноцветные изображения (26,7%) и разноцветные (74,3%).

При создании разноцветных изображений 13,3% детей использовали адекватные цвета, приближенные к реальности, у 61% дошкольников отмечалось неадекватное использование цвета. При выборе цвета была выявлена закономерность: дети доставали фломастеры из упаковки по порядку.

По сравнению с работами плохослышащих дошкольников в рисунках нормально развивающихся детей наблюдалось более выраженное разнообразие цветов. Так, в 80% работ были использованы разноцветные карандаши.

На основании обследования составлена таблица 8.

                                                                                Таблица 8.

Выразительные средства рисования

Уровень

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

4

26,7

10

66,7

Средний

5

33,3

3

20

Низкий

6

40

2

13,3


 

Помимо качественного анализа рисунков по наиболее значимым параметрам оценка результатов осуществлялась по балльной системе, что позволило выявить 3 уровня рисования.

Дошкольники, обладающие низким уровнем сформированности рисования, набрали от 0 до 3 баллов . Эти дети не всегда проявляли интерес к заданиям. Свою деятельность они организовывали под руководством взрослого.   Навык захвата карандаша и кисти   не сформирован до конца. Не умели правильно обмакивать кисть в краску, промывать в воде. Регулирование  нажима и направления штриховки (движения) в работе с карандашом и кистью у них так же вызывало затруднения. Ребята не соблюдали контур при закрашивании. В рисунках наблюдались значительные искажения формы предмета, части предмета располагались неверно, цвет использовали неадекватно.

Дошкольники со средним уровнем рисования получили_от 4 до 6 баллов. Эти дети проявляли интерес к изобразительной деятельности. Самостоятельно приступали к выполнению задания, но не всегда доводили его до конца. Дошкольники соблюдали форму и характер строения при рисовании отдельных предметов, адекватно использовали основные цвета.  В целом технические навыки рисования были сформированы. Трудности вызывали регулирование нажима и навыки работы с кистью и красками. Закрашивать старались, не выходя за пределы контура, но это не всегда удавалось. В рисунках этих ребят есть незначительные искажения формы и строения, есть отступления от реальной окраски предметов; ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому он обращается редко.

Дети, обладающие высоким уровнем сформированности навыка рисования, набрали от 7 до 10 балла. Они проявляли стойкий интерес ко всем заданиям. Дети владели выразительными средствами изображения: соблюдали форму и характер строения, адекватно использовали основной спектр цветов.  Технические навыки рисования сформированы в полной мере: правильно держали кисть, карандаш тремя пальцами, владели навыками работы с кистью и красками, регулировали нажим и направление штриховки  в работе с карандашом.  Ребята выполняли задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.

Полученные данные представлены в таблице 9.

Таблица 9.

Уровни сформированности детского рисования

Уровни рисования

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

4

26,7

9

60

Средний

6

40

4

27,7

Низкий

5

33,3

2

13,3


 

Результаты, представленные в таблице 12, свидетельствуют о том, что у детей с нарушенным слухом преобладал средний и низкий уровни рисования ( 40% и 33,3% соответственно), лишь 26,4% детей имели высокий  уровень развития рисования. Дети с нормальным слухом показали значительно лучшие результаты: 60 % детей владели высоким уровнем, 27,7% ребят - средним уровнями развития данного вида детской деятельности и 13,3% дошкольников - средним уровнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. 
Одним из условий  хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является  его сенсорное развитие, т.е. развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Когда устанавливаются нервные связи «голова – рука», ребенок оказывается способным выполнить то, что задумал. А в жизни это так важно.   Развитие мышц рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Занятия изобразительной деятельностью  формируют и активизируют все эмоциональные, волевые, познавательные процессы дошкольника, в результате чего ребенок  развивается как полноценная личность.  При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом. На изобразительную деятельность  стоит посмотреть и как на занятия и как на предмет, способный ребёнка дошкольного возраста приобщить к искусству, заложить основы творческой деятельности, привить художественно-эстетический вкус.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы об особенностях формирования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в сравнении с нормой:

  1. у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, в отличие от нормы, интерес  к  какому-то определённому виду  деятельности находиться в стадии формирования. В большинстве случаев дошкольники отдавали своё предпочтение игре, так как этот вид деятельности является ведущим в их возрасте.  Следует так же отметить, что уже в этом возрасте есть дети, которые совершают осознанный  выбор в пользу  атрибутов рисования.
  2. интерес  к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив, требует постоянной  «подпики».  Детей мало интересует результат их деятельности, им важен сам процесс.  Для некоторых ребят с недостатками слуха характерны трудности регуляции своей деятельности, отсутствие самостоятельности при выполнении задания, зависимость от взрослого, что в значительной степени обусловлено недостаточным запасом представлений глухих и слабослышащих детей о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. анализ характера изображений показал, что рисование большинства глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста находится на стадии перехода от ассоциативных каракуль к стадии схем: объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом...»). Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В тоже время некоторые предметы ребёнок изображает схематично, изображая лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, или целый объект.
  4. как выяснилось в процессе исследования изобразительной деятельности, глухие и слабослышащие дошкольники не обладали и необходимыми техническими навыками  и выразительными средствами. Большинство детей с недостатками слуха не соблюдали форму, строение пропорции в изображении предметов и их частей, пропускали детали, тяготели к рисованию объектов небольшого размера. Не обладали навыками работы с кистью и красками. Цветовое решение созданных изображений характеризовалось слабым использованием цветовой гаммы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе обучения глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях компенсирующего вида рисование формируется достаточно медленно и имеет особенности, преодоление которых требует создания психолого-педагогических условий, учитывающих как общие с нормально развивающимися детьми, так и специфические образовательные потребности дошкольников с нарушениями слуха в области изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1.  Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г.В.Беда - М.: Просвещение - 1981 - 159с.
  2. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности [Текст] /А.А. Венгер; Академ. пед. наук СССР. Науч. – иссслед. институт дефектологии. – М.: Просвещение, 1972. -156с.
  3. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм[Текст] / Г.Л. Выгодская. - М.: Просвещение, 1975. - 174с.
  4. Галешникова, Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей [Текст]/ Т.С.Галешникова //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1(50).
  5. Гмошинская, М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности [Текст] / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2002. – с. 30-33.
  6. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. Завед/ Л.А.Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000.-300 с.
  8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1[Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 80 с.
  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2[Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 72 с.
  10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. – № 4. – 2004. – с. 21-29;   № 5. – 2004. – с. 3-13.
  11. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М.Дьячко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984.- 128с.
  12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С.52-60.
  13. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем [Текст]: кн. для учителей и родителей/ Е.Л. Зеленина. – М.: Просвещение, 1996.
  14. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников[Текст]/ под ред. С.А. Зыкова. - М.: Педагогика, 1976. -144с.
  15. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] /Казакова Т.Г. - М. : Педагогика. 1983.-  206 с.
  16. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста[Текст] /Р.Г. Казакова. - М.: Творческий центр СФЕРА - 2004 - 463с.
  17. Казакова, Р.Г. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова.- М.: «Творческий центр», 2005.- 94 с.
  18. Катаева А.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха[Текст] / А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. —М.: Просвещение, 1993.
  19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст]/Комарова Т.С.- М.: Педагогика, 1990.- 326 с.
  20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  21. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова.-  М.: Просвещение, 1987г.- 323 с.
  22. Косминская, В.Б.,  Васильева, Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева. - М. : Просвещение, 1985. - 356 с.
  23. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей [Текст]/        Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965.- 208 с.
  24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  25. Маслова, Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Е.С.  Маслова // Дефектология. –  2008.  –  №6. –  С.53–60.
  26. Маслова, Е.С. Использование изобразительной деятельности как средства  формирования социальных представлений дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Е.С. Маслова // Проблемы современного общества в исследованиях молодых ученых. Сборник научных трудов аспирантов. – М.: МОСУ, 2007. – №9. –  С. 56–60.
  27. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Т.С.Комаровой - М. : 1982.- 426 с.
  28. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] /В.С. Мухина. - М. : Педагогика, 1981. – 365 с.
  29. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  30. Обучение и воспитание глухих детей [Текст] / под ред. С.А. Зыкова, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной; АПН РСФСР. – М.: Пед. Библиотека учителя, 1963. – 263с.
  31. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста[Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136с.
  32. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] /Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
  33. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. - 448с.
  34. Pay, М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности [Текст] / М.Ю.Рау // Дефектология. - 1984. - № 5.
  35. Pay М.Ю. Некоторые особенности изображения привычных предметов глухими детьми[Текст] / М.Ю. Pay // Дефектология. - 1974. - №6.-С. 16-21.
  36. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха[Текст] / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128с.
  37. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. - М. : 1982.- 283 с.
  38. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект) [Текст] /В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
  39. Синяк В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст] / В.А.Синяк, М.М. Нудельман. - М.: Просвещение, 1975. - 112с.
  40. Сомина, Е.А. Развитие художественного творчества неслышащих [Текст]: Сб. ст. /под ред. И.Ф. Гейльмана, А.А. Крахмальникова.- Ленинград: восстан. Центр ВОГ, 1983. – 71с.
  41. Трофимова, М.В. И учеба, и игра: Изобразительное искусство [Текст]: пособие для родителей и педагогов/ М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
  42. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] /Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
  43. Художественное творчество в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и музыкального руководителя / под ред.     Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.
  44. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей[Текст] / Н.В. Яшкова // НИИ Дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 144с.

 


Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха