Таблица 7
Характер использования
цвета
Характер
использования
цвета |
Дети с нарушенным
слухом |
Дети с нормальным
слухом |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Неадекватное
Использование |
13 |
86,7 |
6 |
40 |
Одноцветные
Изображения |
4 |
26,7 |
3 |
20 |
Адекватное
Использование |
2 |
13,3 |
9 |
80 |
Все рисунки, выполненные дошкольниками
с нарушениями слуха, были разделены на
одноцветные изображения (26,7%) и разноцветные
(74,3%).
При создании разноцветных
изображений 13,3% детей использовали адекватные
цвета, приближенные к реальности, у 61%
дошкольников отмечалось неадекватное
использование цвета. При выборе цвета
была выявлена закономерность: дети доставали
фломастеры из упаковки по порядку.
По сравнению с работами плохослышащих
дошкольников в рисунках нормально развивающихся
детей наблюдалось более выраженное разнообразие
цветов. Так, в 80% работ были использованы
разноцветные карандаши.
На основании обследования
составлена таблица 8.
Таблица 8.
Выразительные средства
рисования
Уровень |
Дети с нарушенным
слухом |
Дети с нормальным
слухом |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Высокий |
4 |
26,7 |
10 |
66,7 |
Средний |
5 |
33,3 |
3 |
20 |
Низкий |
6 |
40 |
2 |
13,3 |
Помимо качественного анализа
рисунков по наиболее значимым параметрам
оценка результатов осуществлялась по
балльной системе, что позволило выявить
3 уровня рисования.
Дошкольники, обладающие низким уровнем сформированности
рисования, набрали от 0 до 3 баллов
. Эти дети не всегда проявляли интерес
к заданиям. Свою деятельность они организовывали
под руководством взрослого. Навык
захвата карандаша и кисти не сформирован
до конца. Не умели правильно обмакивать
кисть в краску, промывать в воде. Регулирование
нажима и направления штриховки (движения)
в работе с карандашом и кистью у них так
же вызывало затруднения. Ребята не соблюдали
контур при закрашивании. В рисунках наблюдались
значительные искажения формы предмета,
части предмета располагались неверно,
цвет использовали неадекватно.
Дошкольники со средним уровнем
рисования получили_от 4 до 6 баллов.
Эти дети проявляли интерес к изобразительной
деятельности. Самостоятельно приступали
к выполнению задания, но не всегда доводили
его до конца. Дошкольники соблюдали форму
и характер строения при рисовании отдельных
предметов, адекватно использовали основные
цвета. В целом технические навыки
рисования были сформированы. Трудности
вызывали регулирование нажима и навыки
работы с кистью и красками. Закрашивать
старались, не выходя за пределы контура,
но это не всегда удавалось. В рисунках
этих ребят есть незначительные искажения
формы и строения, есть отступления от
реальной окраски предметов; ребенку требуется
незначительная помощь, с вопросами ко
взрослому он обращается редко.
Дети, обладающие высоким уровнем
сформированности навыка рисования,
набрали от 7 до 10 балла. Они проявляли
стойкий интерес ко всем заданиям. Дети
владели выразительными средствами изображения:
соблюдали форму и характер строения,
адекватно использовали основной спектр
цветов. Технические навыки рисования
сформированы в полной мере: правильно
держали кисть, карандаш тремя пальцами,
владели навыками работы с кистью и красками,
регулировали нажим и направление штриховки
в работе с карандашом. Ребята выполняли
задание самостоятельно, без помощи педагога,
в случае необходимости обращается с вопросами.
Полученные данные представлены
в таблице 9.
Таблица 9.
Уровни сформированности
детского рисования
Уровни рисования |
Дети с нарушенным
слухом |
Дети с нормальным
слухом |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Высокий |
4 |
26,7 |
9 |
60 |
Средний |
6 |
40 |
4 |
27,7 |
Низкий |
5 |
33,3 |
2 |
13,3 |
Результаты, представленные
в таблице 12, свидетельствуют о том, что
у детей с нарушенным слухом преобладал
средний и низкий уровни рисования ( 40%
и 33,3% соответственно), лишь 26,4% детей имели
высокий уровень развития рисования.
Дети с нормальным слухом показали значительно
лучшие результаты: 60 % детей владели высоким
уровнем, 27,7% ребят - средним уровнями развития
данного вида детской деятельности и 13,3%
дошкольников - средним уровнем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность
– одна из самых интересных для детей
дошкольного возраста: она глубоко волнует
ребенка, вызывая положительные эмоции.
Изобразительная деятельность
имеет большое значение для всестороннего
воспитания детей дошкольного возраста.
Одним из условий хорошего физического
и нервно-психического развития ребенка
является его сенсорное развитие, т.е.
развитие его руки, кисти, ручных умений
или, как принято называть, мелкой пальцевой
моторикой. Когда устанавливаются нервные
связи «голова – рука», ребенок оказывается
способным выполнить то, что задумал. А
в жизни это так важно. Развитие
мышц рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
Мелкая моторика и артикулирование звуков
находятся в прямой зависимости. Чем выше
двигательная активность, тем лучше развита
речь. Занятия изобразительной деятельностью
формируют и активизируют все эмоциональные,
волевые, познавательные процессы дошкольника,
в результате чего ребенок развивается
как полноценная личность. При этом
интеллект ребенка развивается самым
естественным, здоровым образом. На изобразительную
деятельность стоит посмотреть и как
на занятия и как на предмет, способный
ребёнка дошкольного возраста приобщить
к искусству, заложить основы творческой
деятельности, привить художественно-эстетический
вкус.
Результаты констатирующего
эксперимента позволили нам сделать следующие выводы об особенностях
формирования изобразительной деятельности
детей младшего дошкольного возраста
с нарушенным слухом в сравнении с нормой:
- у детей младшего дошкольного
возраста с нарушениями слуха, в отличие
от нормы, интерес к какому-то определённому
виду деятельности находиться в стадии
формирования. В большинстве случаев дошкольники
отдавали своё предпочтение игре, так
как этот вид деятельности является ведущим
в их возрасте. Следует так же отметить,
что уже в этом возрасте есть дети, которые
совершают осознанный выбор в пользу
атрибутов рисования.
- интерес к изобразительной
деятельности у детей младшего дошкольного
возраста неустойчив, требует постоянной
«подпики». Детей мало интересует результат их деятельности, им важен сам процесс. Для некоторых ребят с недостатками
слуха характерны трудности регуляции
своей деятельности, отсутствие самостоятельности
при выполнении задания, зависимость от взрослого, что в значительной степени обусловлено недостаточным запасом представлений глухих и слабослышащих детей
о предметах и явлениях окружающего мира.
- анализ характера изображений
показал, что рисование большинства глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста находится на стадии перехода от ассоциативных каракуль к стадии схем: объективного сходства с реальными
предметами еще нет, но появляется замысел
— представление будущего рисунка и способов
его создания («нарисую машину, дом...»).
Малыш черкает на листе и комментирует
свои действия, дополняет графический
образ словом, делает его как бы более
содержательным. В тоже время некоторые предметы ребёнок изображает схематично, изображая лишь некоторые части объектов,
неопределенные по форме, или целый объект.
- как выяснилось в процессе исследования
изобразительной деятельности, глухие
и слабослышащие дошкольники не обладали
и необходимыми техническими навыками и выразительными средствами. Большинство детей с недостатками
слуха не соблюдали форму, строение пропорции в изображении предметов
и их частей, пропускали детали, тяготели
к рисованию объектов небольшого размера. Не обладали навыками работы с кистью и красками. Цветовое решение созданных изображений характеризовалось слабым использованием цветовой гаммы.
Таким образом, полученные данные
свидетельствуют о том, что в процессе
обучения глухих и слабослышащих детей
в дошкольных учреждениях компенсирующего
вида рисование формируется достаточно
медленно и имеет особенности, преодоление
которых требует создания психолого-педагогических
условий, учитывающих как общие с нормально
развивающимися детьми, так и специфические
образовательные потребности дошкольников
с нарушениями слуха в области изобразительной
деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г.В.Беда - М.: Просвещение - 1981 - 159с.
- Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности [Текст] /А.А. Венгер; Академ. пед. наук СССР. Науч. – иссслед. институт дефектологии. – М.: Просвещение, 1972. -156с.
- Выгодская Г.Л. Обучение
глухих дошкольников сюжетно-ролевым
играм[Текст] / Г.Л. Выгодская. - М.: Просвещение, 1975. - 174с.
- Галешникова, Т.С. Развитие детского
творчества средствами изобразительной
деятельности в содружестве с семьей [Текст]/ Т.С.Галешникова //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1(50).
- Гмошинская, М.В. Работа младенцев
красками – начало творческой деятельности [Текст] / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2002. – с. 30-33.
- Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика:
Воспитание и обучение дошкольников с
нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. Завед/ Л.А.Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Григорьева, Г.Г. Развитие
дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000.-300 с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные
техники рисования в детском саду. Часть 1[Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 80 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные
техники рисования в детском саду. Часть
2[Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.- 72 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. – № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.
- Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М.Дьячко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984.- 128с.
- Дьяченко О.М. Об основных
направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С.52-60.
- Зеленина Е.Л. Играем,
ползаем, рисуем [Текст]: кн. для учителей и родителей/ Е.Л. Зеленина. – М.: Просвещение, 1996.
- Использование предметно-практической
деятельности в обучении глухих школьников[Текст]/ под ред. С.А. Зыкова. - М.: Педагогика, 1976. -144с.
- Казакова, Т.Г. Изобразительная
деятельность и художественное развитие
дошкольников [Текст] /Казакова Т.Г. - М. : Педагогика. 1983.- 206 с.
- Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста[Текст] /Р.Г. Казакова. - М.: Творческий центр СФЕРА - 2004 - 463с.
- Казакова, Р.Г. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова.- М.: «Творческий центр», 2005.- 94 с.
- Катаева А.А. Конструирование
и изобразительная деятельность детей
с нарушениями слуха[Текст] / А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. —М.: Просвещение, 1993.
- Комарова, Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду: обучение
и творчество [Текст]/Комарова Т.С.- М.: Педагогика, 1990.- 326 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду. Программа
и методические рекомендации [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
- Косминская, В.Б. Основы
изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью
детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1987г.- 323 с.
- Косминская, В.Б., Васильева,
Е.И. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду [Текст] / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева. - М. : Просвещение, 1985. - 356 с.
- Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей [Текст]/ Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965.- 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Маслова, Е.С. Изучение изобразительной
деятельности дошкольников с нарушениями
слуха [Текст] / Е.С. Маслова // Дефектология. – 2008. – №6. – С.53–60.
- Маслова, Е.С. Использование
изобразительной деятельности как средства
формирования социальных представлений
дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Е.С. Маслова // Проблемы современного общества в исследованиях молодых
ученых. Сборник научных трудов аспирантов.
– М.: МОСУ, 2007. – №9. – С. 56–60.
- Методика обучения
изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Т.С.Комаровой - М. : 1982.- 426 с.
- Мухина, В.С. Изобразительная
деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта [Текст] /В.С. Мухина. - М. : Педагогика, 1981. – 365 с.
- Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей/ А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Обучение и воспитание
глухих детей [Текст] / под ред. С.А. Зыкова, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной; АПН РСФСР. – М.: Пед. Библиотека учителя, 1963. – 263с.
- Особенности психического
развития детей 6-7-летнего возраста[Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136с.
- Прохорова, Л. Развиваем
творческую активность дошкольников [Текст] /Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
- Психология глухих
детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. - М.: Педагогика, 1971. - 448с.
- Pay, М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности [Текст] / М.Ю.Рау // Дефектология. - 1984. - № 5.
- Pay М.Ю. Некоторые особенности изображения привычных предметов глухими детьми[Текст] / М.Ю. Pay // Дефектология. - 1974. - №6.-С. 16-21.
- Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха[Текст] / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128с.
- Саккулина, Н.П. Изобразительная
деятельность в детском саду [Текст] /Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. - М. : 1982.- 283 с.
- Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект) [Текст] /В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
- Синяк В.А. Особенности
психического развития глухого ребенка [Текст] / В.А.Синяк, М.М. Нудельман. - М.: Просвещение, 1975. - 112с.
- Сомина, Е.А. Развитие
художественного творчества неслышащих [Текст]: Сб. ст. /под ред. И.Ф. Гейльмана, А.А. Крахмальникова.- Ленинград: восстан. Центр ВОГ, 1983. – 71с.
- Трофимова, М.В. И учеба, и игра:
Изобразительное искусство [Текст]: пособие для родителей и педагогов/ М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
- Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] /Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
- Художественное творчество
в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и музыкального руководителя / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.
- Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей[Текст] / Н.В. Яшкова // НИИ Дефектологии АПН СССР. - М.:
Педагогика, 1988. - 144с.