Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа
Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НОУ ВПО «ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ»
ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ
Выпускная квалификационная работа
ТЕМА: «ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ»
СТУДЕНТ: Антонова Елена Михайловна
ГРУППА: ППШЗ 51/8-СВ2-2.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: д.п.н., профессор
МОСКВА - 2013
Введение…………………………………………………………
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной
Выводы по первой главе……………………………………………........
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.
Двигательная активность является одним из показателей, обуславливающих здоровье и физическое развитие каждого человека, особенно ребёнка.
Как показывают многочисленные исследования, двигательная активность современных дошкольников существенно отстаёт от должных норм, и в динамике продолжает снижаться.
Социальная обстановка в обществе такова, что родители стремятся развивать своего ребёнка, однако, в большей мере интеллектуально, поскольку именно большой запас знаний, по мнению многих родителей, обуславливает гарантированно достойное существование ребёнка.
Всё это ведёт к существенному сокращению двигательной активности в режиме дня ребёнка.
В такой ситуации, учитывая чрезвычайно важное значение для здоровья и гармоничного развития оптимально организованной двигательной
активности, необходимо провести комплекс исследований, посвященный выявлению дефицита двигательной активности современного дошкольника и разработке психолого-педагогических методик восполнения выявленного дефицита.
В связи с этим, тема нашего исследования, посвященная коррекции двигательной активности в режиме дня старшего дошкольника, является, несомненно, актуальной.
Объект исследования – психо-физическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Известно, что двигательная активность детей обусловлена его психо-физическим развитием, генетическими задатками, средовыми условиями и воспитанием.
Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста позволит подобрать психолого-педагогические методы ее коррекции, которые будут способствовать их дальнейшему психо-физическому развитию.
Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – обосновать методику психолого-педагогической коррекции двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы психолого-педагогической коррекции двигательной активности детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. На основе полученных данных разработать рекомендации по ее коррекции при помощи психолого-педагогических методов.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение. 2. Наблюдение. 3. Тестирование. 4. Математической обработки полученных результатов. 5. Опроса.
Научная новизна заключается в получении объективных данных о двигательной активности современных дошкольников, разработке моделей оптимизации режима дня в зависимости от дефицита двигательной активности.
Практическая значимость заключается в возможности использования рекомендаций по оптимизации режима дня в жизни дошкольников с дефицитом двигательной активности.
Теоретической базой исследования явились взгляды педагогов, психологов и физиологов на параметры двигательной активности, сформулированные А.Д. Сухаревым, Я.С. Вейнбаумом, В.И. Ковалем и др., положения теории и методики применения игр в воспитании старших дошкольников Л.В. Былевой, Т.И. Осокиной, И.М. Короткова, М.Н. Жукова.
Организация исследования: Исследование осуществлялось в два этапа: - на первом этапе изучалась научно-методическая литература по проблеме данного исследования и разрабатывалась программа исследования;
- на втором этапе
проводились исследование, в задачу
которого входило выявление дви
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа содержит таблицы и рисунки.
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности
В ходе анализа литературы нами установлено, что вопросами оценки двигательной активности человека занимаются представители разных наук: гигиены, медицины, физиологии, психологии и педагогики, поэтому в начале исследования необходимо уточнить понятие «двигательная активность».
Коллектив авторов, В.И. Ильинич и др. (2005) в своём учебнике дают такое определение двигательной активности: «это естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие» [49].
Украинские учёные (Т.Ю. Круцевич и др.) трактуют двигательную активность как неотъемлемую часть образа жизни и поведения детей, которая определяется социально-экономическими и культурными факторами, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей растущего организма, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха детей и подростков.
Однако наиболее лаконичным, но в тоже время информативным, является следующее определение: двигательная активность — это сумма движений, выполняемых в процессе жизнедеятельности организма. Данное определение встречается наиболее часто в изученных литературных источниках [3,21,23,29,45].
Потребность в движении является одной из общебиологических потребностей организма, и играет важную роль в жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие человека происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью (40).
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль [29, 45].
Потребность организма
в двигательной активности индивидуальна
и зависит от многих физиологических,
социально-экономических их культурных
факторов. Уровень потребности в
двигательной активности в значительной
мере обуславливается
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.
Различают привычную и специально организованную двигательную активность [18,25].
К привычной двигательной
активности, согласно определению Всемирной
организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение
естественных потребностей человека.
Сюда относят усилия, направленные
на личную гигиену, приготовление пищи,
действия в процессе производственной
или учебной деятельности [3,39,51].
Специально организованная двигательная активность включает различные формы занятий физическими упражнениями, активные передвижения на работу или учёбу, игры, прогулки [1,4,34].
Двигательная активность оказывает существенное влияние на развитие человека, и это бесспорный факт, который многократно приводится различными учёными в своих научных трудах [8,12,16, 21, 27].
Однако данное влияние не одинаково в каждом возрасте. В дошкольном возрасте двигательная активность определяет нормальное физическое развитие, укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к различным заболеваниям. В школьном возрасте двигательная активность существенно влияет на физическое развитие, умственную работоспособность. У взрослых и пожилых людей от параметров двигательной активности зависит здоровье, работоспособность, продолжительность и качество жизни [8,45,51].
Взаимосвязь двигательной активности и функциональных возможностей организма наблюдается во всех возрастных группа: от новорождённых до пожилых. Двигательная активность влияет на опорно-двигательный и мышечный аппарат, кардиореспираторную систему, обмен веществ, иммунитет человека [27, 31, 36, 42].
Многие учёные посвятили свои научные поиски проблемам мотивации к проявлениям двигательной активности в школьном возрасте.
Как выяснили исследователи, формирование мотивационной сферы начинается в детском возрасте, и на этот процесс совокупно влияет огромное количество факторов [32].
С мотивы к проявлению двигательной активности не одинаковы в различном возрасте, в разных регионах проживания. Массовый опрос учащихся, проведённый НИИ при Бернском университете позволил установить, что наибольшее значение для привлечения детей к регулярным физкультурным занятиям играет фактор развлечения. Немаловажными факторами являются оздоровление, игра, возможность сравнения, дружба, спортивный результат [34, 39, 40].
Мотивы украинских школьников отличаются от швейцарских детей. Здесь важнейшими мотивами являются оздоровление, совершенствование формы тела, активный отдых, развлечение, общение и в меньшей степени -спортивные результат [46].