Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (с отдыхом). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных двигательных способностей, так как в этот период происходят восстановительные процессы, характеризующиеся определенными закономерностями.

Важнейшими из них  являются:

  1. неравномерность скорости течения восстановительных процессов;
  2. разновременность в восстановлении функций отдельных органов и систем;

3) фазность в восстановлении уровня работоспособности.

За первую треть времени общего отдыха восстанавливается примерно 65% работоспособности, за вторую — 30%, а за оставшееся время — всего 5%. У детей работоспособность восстанавливается быстрее, чем у взрослых. Это связано прежде всего с быстротой обменных процессов детского организма.

Возврат основных физиологических  показателей к исходному уровню происходит у дошкольников разновременно: в младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений восстанавливается до исходного уровня на 1—2-й мин, минутная легочная вентиляция, потребление кислорода, выделение углекислоты — на 3—5-й мин; в старшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений возвращается к исходной в течение 2—3-х мин, а показатели дыхания и газообмена на 3—5-й мин отдыха.

Неодинаковость возвращения различных показателей (биохимических, физиологических, психологических) к исходному уровню связано с гетерохронностью восстановительных процессов. Так, например, раньше происходит восстановление креатинфосфата, являющегося биохимической основой быстроты, а потом — гликогена, обеспечивающего выносливость и белков мышц — основы силы. Следовательно, время восстановления после упражнений на развитие выносливости и силы больше, чем после упражнений на развитие скоростных способностей. У разных людей в зависимости от физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин). Для дошкольников продолжительность отдыха может быть небольшой, так как даже при максимальной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3—5 мин.

По своему характеру  отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности) или активным (переключение па какую-либо деятельность, отличную от той, что  вызвала утомление, например в беге это будет спокойная ходьба).

У дошкольников при длительной мышечной деятельности активный отдых является более действенным, чем у взрослых. В то же время при значительных силовых нагрузках к быстрейшему восстановлению у детей приводит пассивный отдых.

Регулирование каждого  из параметров физической нагрузки и отдыха обусловливает и выбор методов развития двигательных способностей.

 

 

 

 

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

 

2.1. Оценка состояния здоровья  воспитанников ДОУ.

            Оценка состояния здоровья  воспитанников   обучающихся, проводится на основании  данных годового статистического  отчёта, составляемого по данным  медицинской документации. При анализе  работы выделяются  следующие  показатели: -посещаемость в прогимназии; - заболеваемость (общая и по отдельным нозологическим формам); - распространённость отдельных хронических заболеваний и отклонений в развитии и состоянии здоровья; - комплексная оценка состояния здоровья детей по группам здоровья.

Динамика показателей соматического здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.

Системный мониторинг состояния  здоровья и физического развития воспитанников ДОУ дает возможность  обновлять модель оздоровительной работы, ориентированной на имеющиеся силы и средства и оценивать ее эффективность, выявлять структуру нарушений физического состояния детей каждой возрастной группы и своевременно реализовывать оздоровительные мероприятия.

         Объективными и субъективными критериями здоровья дошкольников в ДОУ,  являются: - отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни; - гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); - нормальный уровень функций; - отсутствие наклонности к заболеваниям.

В соответствии с этими  критериями на основании медицинского осмотра  дети относятся к  4 группам  здоровья: 1. Здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; 2. Здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений; 3. Больные в компенсированном состоянии; 4. Больные в субкомпенсированном состоянии.

В таблице 1 приводятся данные о распределении детей на медицинские  группы в 2012-2013 учебном году.

                                Таблица 1.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ детей  на медицинские  группы в 2012-2013 гг.

 

 

Учебный год

Кол-во

Групп

Всего

детей

Медицинские группы

1

2

3

4

2011-2012

13

279

106

37,8%

148

51,8%

23

9,6 %

2

0,8%

2012-2013

12

271

115

43%

131

49%

24

7,7%

1

0,3

Средне-статистические

данные по городу за 2012 г.

   

37,5%

52,5%

10%

0,07%


 

 На рис.1 приводится анализ распределения воспитанников дошкольного отделения по группам здоровья в сравнении со средне-городской статистикой.

 

К первой группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие и редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервнопсихическое развитие (здоровье без отклонений). В эту группу попало 43% воспитанников. По сравнению со средне-городскими статистическими данными в ДОУ в среднем на 6,8 % преобладают дети с 1 группой здоровья.

Вторую группу составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто, или длительно болеющие. В эту группу попало 49% воспитанников.

Третья группа объединяет тех детей, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации). В эту группу попало 7,7% воспитанников.

             Четвертую   группу здоровья  в ДОУ имеют 3 ребенка -0,63% , среди которых 2 ребенка-инвалида (Гри-в В.,  имеющий диагноз бронхиальная астма,  и Г-ва Д., с диагнозом хроническая тахикардия).

Ежегодно  врачи разных специальностей осуществляли углубленный осмотр  дошкольников в образовательном учреждении.

Наблюдается явная тенденция  снижения психоневрологических заболеваний  с 10,5%  в дошкольном возрасте  до  1,09% благодаря ранней диагностике  и определению индивидуального  образовательного маршрута воспитанников, своевременному медикоментозному лечению и психолого-логопедическому сопровождению. У 8 воспитанников из 10 отмечается положительная динамика в снижении аллергических реакций за счет организованного диетического питания этих детей и консультативной работы с родителями. За период пребывания в ДОУ начиная с дошкольного возраста к школе снижается количество часто болеющих детей с 31 человека (12% ) до 17 детей (8,84%).

Анализ результатов  обследований двигательной активности детей 3-7 лет на прогулке, физкультурных занятиях и за целый день пребывания в ДОУ показал: - вторая младшая группа

                  Высокая ДА (гипервозбудимость)   - 14%

Средняя ДА – 53%

                  Низкая ДА – 33%

         - средняя группа

                  Высокая ДА (гипервозбудимость)   - 17%

Средняя ДА – 75%

                  Низкая ДА – 8%

        - средняя группа №2

                  Высокая ДА (гипервозбудимость)   - 19%

Средняя ДА – 66,6%

                  Низкая ДА – 14,4%

      - старшая группа

                  Высокая ДА (гипервозбудимость)   - 10%

Средняя ДА – 85%

                  Низкая ДА –5 %

     - подготовительная к школе группа

                  Высокий уровень двигательной  активности  - 64%

 Низкий уровень  подвижности – 36%

Для достижения количественных показателей двигательной активности детей необходимо особое внимание обращать на характер и содержание организованных форм двигательной деятельности. Подбор содержания игр и физических упражнений для физкультурных занятий и прогулок предусматривает: - использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих координации движений, ловкости и выносливости; - соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей; - применение разных способов организации детей; - рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и физкультурных пособий; - стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка; - активизация детской самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей; - апробация педагогических приемов и методов дифференцированного руководства двигательной активностью детей; - создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений детей.

    Задачи дифференцированного  руководства двигательной активностью  детей решаются как в процессе  физкультурных занятий, так и  на прогулке с помощью дифференцированных  двигательных заданий  (игр и упражнений с разной степенью подвижности), направленных на регулирование двигательной активности каждого и отличающихся по содержанию и приемам обучения.

     Для каждой  подгруппы с высоким и низким  уровнями двигательной активности был дан подбор игр и упражнений в основных видах движений:

  • детям удовлетворяющих потребность в двигательной активности  - задания специально не разрабатываются; с ними будет проводиться основная работа, требующая прежде всего высокого качества выполнения движений.
  • дети гипервозбудимые  -  двигательные задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий, развивающих глазомер, силу и точность броска (перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и вдаль и т.д.)
  • детям со сниженной двигательной активностью -  игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, перебежки со средней скоростью.

Нами были разработаны  мероприятия по коррекционно-развивающей работе.

Ниже нами проводятся результаты работы учителя-логопеда.

1. Организованы занятия с учителем-логопедом с дошкольниками:                        29 чел.

2. Число детей, подлежащих выпуску                                                                           25 чел.,

 в т. ч.

    -  ФФН                                                                                                                           22 чел.;

    - ОНР                                                                                                                                1 чел.;

    - с нарушением слуха                                                                                                      2 чел.;                                                                                

3. Количество  детей, оставшихся на повторное  обучение                                            4 чел.

4. Количество  выпущенных детей                                                                                 25 чел.          из  них:

           - с чистой речью                                                                                                     22чел.

           - со значительным улучшением                                                                              3чел.

           - без улучшения                                                                                                         - чел.

5. Направлено выпускников по  результатам логопедических занятий  в:

          - общеобразовательные средние школы              23 чел.

- другое коррекционное дошкольное  образовательное учреждение ___2__ чел.

 

Далее нами приводятся результаты  психологического сопровождения.

 

В 2012 – 2013 учебном году в ДОУ были организованы  коррекционно-развивающие занятия воспитанников и учащихся с педагогом –психологом. Всего было охвачено 21 человек:

Сформированы группы по следующим  проблемам:

-нарушение  произвольности психических процессов  - 3 чел. – 12%

-общий уровень  развития не соответствует возрастной  норме – 9 чел. – 35%;

- не сформированы  коммуникативные навыки             - 3 чел. – 12%;

- низкий  уровень наглядно-образного мышления        - 6 чел. -   23%;

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции