Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Одно из важнейших  условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком — соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть зараннее известны ребенку.

Желательно  выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным  ребенком взрослому необходимо сохранять  спокойствие, т.к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе  игр следует учитывать особенности  гиперактивных детей: неумение длительное вре- мя подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать  и выполнять инструкцию. В играх  этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятельность с 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить-эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить  детей играм, которые смогли бы направить  их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.

Одним из важнейших  факторов, влияющих на выздоровление  ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо  помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности  нервной системы таковы, что порог  чувствительности к отрицательным  стимулам очень низок, поэтому они  невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо  выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель — изменение отношения  окружающих ребенка  в семье и учебном заведении.

Комплексный подход — необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия: постоянный обмен информацией; выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа  «вознаграждения»  обязательно должна включать следующие  моменты: -Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую  он должен достичь. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

В конце дня  поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

Родители и  педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

При значительном улучшении в поведении ре
бенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворне участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Ста
райтесь избегать одергиваний.

Система поощрений  вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным  и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане  поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить  ребенку, при этом стараться как  можно реже использовать частицу  «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.

И родителям, и  ребенку необходимо научиться таким  психотерапевтическим методикам, как  визуализация, медитация, аутогенная тренировка;

    1. Визуализация: мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.
    2. Медитация: потщэужение в состояние спокойной сосредоточенности*.
    3. Аутогенная тренировка: сознательное управление некоторыми функциями организма. Достижение — мышечное риасслабление. Саморасслабление для гиперактивного ребенка — это позитивный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое  положительное влияние на детей  оказывает общение с домашними  животными. У родителей появляется возможность научить ребенка  быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть    самостоятельным.

Как надо вести себя родителям с гиперактивным  ребенком

Проконсультироваться  с врачом, правильно 
выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

Убрать из поля зрения все лекарственные средства и предметы, которые могут причинить ребенку вред.

Главное лекарство  ребенка — это ваше полноценное  общение с ним. Важнее всего —  это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

Любое разногласие  усиливает у малыша негативные проявления.

Продумать peжим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы oн совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться   этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

Используйте возможности игры в полной мере: дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредоточиваться и быть внимательным;

подвижные и  спортивные игры помогут ребенку  переключить свою энергию в положительное  русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;

сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться  налаживать контакт со сверстниками.

Займитесь с  ребенком рисованием. Начинай
те с  листа большого формата с постепенным пере
ходом к маленькому.

Читайте вместе с ребенком его любимые
 сказки.

Лучше ограничить пребывание ребенка в боль
ших и  шумных компаниях взрослых и детей. Ин
тенсивного общения со сверстниками в течение дня
в детском саду ему вполне достаточно.

Старайтесь  делать так, чтобы в процессе игр  ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.

Учитесь владеть  собой, исключите крик из вашего общения  с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

Не замыкайтесь  в себе, поговорите об особенностях своего малыша с воспитателями группы, другими специалистами. Помните, что  они ваши союзники и жеkают лишь добра вашему ребенку.

Поручите ребеику  часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

Заведите дневшик  контроля и отмечайте в нем  вместе с ребенкоv его успехи в  детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

Введите балльнуло  или знаковую систему вознаграждения, с помоищью которой вы сможете  каждый хороший поступоик отметить.

Старайтесь  ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

Четко определите для ребенка рамки дозволенного.

Не навязывайте  жестких правил, ваши указания должны быть именно указаниями, а не приказами.

Вызывающее  поведение вашего ребенка — это  способ привлечь ваше внимание. Дайте  ему позитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

Оберегайте  ребенка от переутомления, которое  приводит к снижению самоконтроля.

Старайтесь  дома создать спокойную атмосферу.

Следите за cнoм ребенка, он должен высыпаться.

Развивайте  у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

Ваше спокойствие  — лучший пример для ребенка.

Используйте физическую нагрузку для расходования физической избыточной энергии, но не переутомляйте  ребенка.

Найдите занятие, в котором бы ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать «полигоном успеха», в котором у него будет  повышаться уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно  интересным для малыша.

 

ВЫВОДЫ

Список  литературы

  1. Э.Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов ВПУЗ. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368с.
  2. К.Ю. Белая, Л.М. Волобуева. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. - М.: Типография "Фабрики Печатной Рекламы", 1997. - 130с.
  3. А.В. Кенеман. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1985.
  4. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.
  5. Т.И. Оверчук. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -472с.
  6. Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с: ил.
  7. В.В. Голубев, СВ. Голубев. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320с.
  8. В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
  9. В.В. Кантан. Раннее физическое развитие ребенка: Методическое руководство для родителей и воспитателей. - СПб.: КОРОНА принт, 2001. - 272с, ил.
  10. И.С. Красикова. Плоскостопие у детей. - СПб.: Издательский центр «Учитель и Ученик», 2002. - 128с, ил.
  11. П.Ф. Лесгафт. Р<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции