Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
Методы исследования, используемые в диссертации, в целом характерны для исторических и историко-педагогических работ, в частности для работ по истории образования описание и объяснение, теоретический сравнительно-исторический анализ и синтез, обобщение, интерпретация, систематизация, периодизация исторического материала, исто-рико-генетический и историко-типологический методы, метод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению современных проблем развития архитектурного образования
Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватностью подбора методов поставленным задачам исследования, ком-
плексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов, существенным расширением традиционного круга источников по истории архитектурного образования, их периодизацией и сравнением данных из различных источников, непротиворечивостью выводов и оценок исторической реальности
Научная новизна исследования состоит в том, что- архитектурное образование выведено из контекста истории архитектуры и представлено как самостоятельная область историко-педагогического и историко-образовательного знания,
— представлена целостная история архитектурного образования с древнейших времен (Х-Х1 вв) по рубеж ХХ-ХХ1 вв ,
- определены особенности
- в педагогический оборот
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем
— определены противоречия, которые явились движущими факторами развития архитектурного образования на различных этапах его становления Выделены перспективные пути развития архитектурного образования на общей гуманитарной основе,
- определена историческая
- выявлены функции и содержание работы системы довузовской подготовки в непрерывном архитектурном образовании,
— выявлены тенденции развития и специфика региональных архитектурных школ России конца XX в - начала XXI в
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- изложенная в
— результаты, представленных в диссертации историко-педагогичес-ких сведений о путях и этапах развития архитектурного образования могут быть использованы на уровнях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки Исследование содержит ценный материал для преподавателей, студентов, магистров и аспирантов, для лиц, получающих.специализацию в области архитектурной педагогики,
— результаты проведенного исследования объясняют особенности различных моделей архитектурных школ и могут быть использованы в ходе решения современных проблем теории и практики архитектурного образования
Апробация и внедрение результатов исследования Основные идеи и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических и лингвистических основ архитектурно-художественного образования Института архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» и региональных семинарах и совещаниях по проблемам архитектурного образования (2000, 2001, 2002 гг) Отдельные вопросы исследования рассматривались на семинарах для педагогов архитектурно-художественного и культурологического цикла архитектурных студий и общеобразовательных школ, проводимых в рамках ежегодного международного фестиваля «Зодчество» в г Москве (2002, 2003 гг )
Идеи и результаты исследования получили отражение в учебном пособии с грифом УМО по архитектурному образованию Министерства образования и науки РФ, в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, («Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион», 2001, «Научная мысль Кавказа», 2001), тезисах докладов и выступлениях автора на конференциях по актуальным проблемам архитектурного образования (Ростов-на-Дону, 1998, 2000, 2002, 2003, 2006, Новосибирск, 1999, 2001, Самара, 2004), на Южно-Российских психолого-педагогических чтениях (Ставрополь, 2001, Ростов-на-Дону, 2003), на Международных конференциях и симпозиумах (Таганрог, 1998, Сочи, 2000, Ростов-на-Дону, 2004), на научно-методических конференциях вузов Северного Кавказа (Новочеркасск, 1998), на международной конференции по инновациям в системе непрерывного образования (Челябинск, 2003)
Материалы исследования используются в лекционных курсах «Основы архитектурной педагогики» для магистрантов, для студентов в процессе освоения дополнительной квалификации «Преподаватель» и в системе довузовской архитектурно-художественной подготовки Института архитектуры и искусств (ИАрхИ), положены в основу авторского курса «Основы архитектурно-художественного творчества» для профильных классов общеобразовательных школ Основные этапы исследования:
1 1997-1999 гг - установочный этап, определение исходных методологических и теоретических позиций исследования, необходимого круга источников, подбор адекватных методов исследования, сбор основной содержательной информации
2 2000-2004 гг - накопительно-аналитический этап, систематизация основного содержания, апробация материалов исследования в публикациях и выступлениях.
3 2005-2006 гг - обобщающий этап Оформление
текста диссертации, внедрение материалов
исследования в
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения Основное содержание диссертации составляет 150 страниц
Положения, выносимые на защиту:
1 Традиционными формами
2 Архитектурная деятельность на основе чертежа и моделей, выполненных в масштабе, потребовала подготовки в области математики, геометрии, черчения, рисунка, что поставило архитектурное образование в XVIII в на основу регулярного учебного процесса В российском архитектурном образовании получают направление две школы — российская ремесленно-трудового обучения (Оружейная канцелярия, Канцелярия от строений, «Художественный департамент» при Академии наук) и европейская (франко-итальянская) знаниево-акаде-мическая модель образования с преобладанием в учебном процессе рисунка и живописи (Петербургская Академия художеств) Первым опытом в развитии архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса были отечественные школы-команды при известных русских архитекторах Русские педагоги архитекторы удачно сочетают европейскую знаниево-академическая модель образования с практическими навыками, получаемыми учениками при работе в действующих строительных командах
3 В XIX в российское архитектурное
образование перестраивается
4 В XX в произошло изменение
5 На рубеже II и III тысячелетий помимо
исторически сложившихся
6 Отечественное архитектурное
образование исторически
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные противоречия, лежащие в основе исследования, его цель, задачи, гипотеза и методологические основы, характеризуются методы и этапы исследования, защищаемые положения, указана научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость
В первой главе «Архитектурное образование в России с древнейших времен до XIX в. включительно» рассматривается архитектурное ремесло и источники научения ему в Древней Руси с X по XVII вв, становление архитектурного образования в России в XVIII в и формирование системы архитектурного образования в России в XIX в.
Подготовка архитектурных кадров в Древней Руси (Х-ХУП вв ) проводилась в артельно-ремесленных объединениях, иконописных мастерских, а позднее в государственных учреждениях Оружейной палате и Приказе каменных дел
Основной моделью по «научению» каменных дел мастеров послужила итальянская образовательная система корпоративного, цехового обучения Эта система пришла в Россию на рубеже Х-Х1 вв вместе с византийскими мастерами при переходе с деревянного на каменное строительство Знания архитектурного ремесла передавались разновозрастным учащимся по наследству, в совместной практической работе с мастером в артельно-ремесленных объединениях Доиндустриальная цивилизация создала традиционный ремесленно-трудовой подход в образовании Результат такого образования - ремесленник, способный своими руками доводить работу от идеи до законченного сооружения Под архитектурной школой подразумевалась школа мастерства, навыков, традиций
С появлением чертежа здания в натуральную величину на строительной площадке, обучение первых чертежников происходит в иконописных мастерских под руководством известных изографов (художников) К концу XVII в к их обучению подключаются иностранные мастера С зарождением графического изображения (чертежа) проектируемого объекта учеников впервые заставляют систематически рисовать и учить геометрии В образовательном процессе используются иностранные руководства и гравюры по архитектурно-строительному делу западноевропейских теоретиков Своеобразными художественно-образовательными центрами Московской Руси этого периода являются государственные учреждения — Оружейная палата и Приказ каменных дел
Восемнадцатое столетие отмечается активной европизацией России Реорганизации подверглась вся государственная система, научно-техническая, культурная и образовательные сферы Все эти изменения касались также и архитектурного образования, в ходе которого для решения творческих задач начали применяться ортогональные чертежи, выполненные в масштабе Однако знакомство с западноевропейскими источниками, не могло дать практических навыков Кроме того, официального присуждения звания и квалификации архитектора для русских мастеров не существовало Для них оставался термин «каменных и палатных дел мастер» и «подмастерье каменных дел»
В начале XVIII в к подготовка архитектурных кадров велась в Москве и Петербурге в учебных заведениях гуманитарного, технического и общеобразовательного профиля Рисунок, живопись и архитектура преподавались в рисовальных школах при типографиях, Морской академии, Хирургической школе при военном госпитале, Карповской школе, гимназии при Академии наук, Славяно-Греко-Латинской Академии, Школе математических и навигационных наук Однако, этих учреждений было недостаточно и они не отвечали требованиям специализированной регулярной подготовки архитекторов
В российском архитектурном образовании XVIII в получают направление две школы — российская и европейская Традиционная россий-
екая школа продолжала опыт ремесленно-трудового обучения (Оружейная канцелярия, Канцелярия от строений, «Художественный департамент» при Академии наук). Европейская школа внедряла знаниево-академическую модель образования (Петербургская Академия художеств) В процессе взаимодействия эти две модели образования обогащали российскую архитектурную школу
Первым этапом в развитии архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса были отечественные школы-команды при известных русских архитекторах М Г Земцове, И К Коробове, Д В Ухтомском, В И Баженове, М Ф Казакове и др Образованием занимаются частные лица Срок существования школ-команд определялся продолжительностью архитектурно-строительного заказа Русские педагоги-архитекторы удачно сочетают европейскую знаниево-акдемическую модель образования с практическими навыками, получаемыми учениками при работе в действующих строительных командах
Информация о работе История архитектурного образования в России