Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
Зинченко, Э.В .Ильенков, Т.А. Ильина, Е.И. Игнатьев, И.С. Кон, B.C. Кузин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Ломброзо, Н.А. Менчинская, И.И. Непомнящая, Н.Н. Нечаев, Ю. Полуянов, Н. Ростовцев, Н.Ф. Талызина, Шинн, Е. Шорохов, В. Штерн, В. Щербаков, Д.Б. Эльконин и др.
Проблемы архитектуры и архитектурного образования находятся в центре внимания международных общественных и профессиональных организаций. Они представлены в Хартии Международного Союза архитекторов (МСА) и ЮНЕСКО «Об образовании архитекторов», принятой на XIX Международном конгрессе МСА в Барселоне в 1996 г. и в ее пересмотренной версии в 2005 г.; в «Докладе президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации» Российской академии архитектуры и строительных наук в 2006 г.; в международной программе ЮНЕСКО «Всемирное природное и культурное наследие в руках молодых» и в программе МСА «Архитекторы в школе», направленных на воспитание творческой личности, участвующей в художественном преобразовании окружающей среды и бережно относящейся к памятникам культуры.
Вопросы непрерывного архитектурного образования регулярно рассматриваются на международных фестивалях «Зодчество», проводимых Союзом Архитекторов с 1993 г. в Москве, а также на ежегодных международных смотрах дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Ростов-на-Дону, 2005 г.; Казань, 2006 г.), были предметом обсуждения на совместной конференции деканов архитектурных школ Германии и России (Веймар, 2005 г.).
С 1990 г. проблематика довузовского и вузовского архитектурного образования стоит в центре внимания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и проблемной научно-исследовательской лаборатории развития архитектурного образования Министерства образования и науки РФ. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности явилось тематикой «Круглого стола» общего собрания РААСН в г. Воронеже в 2005 г.
Анализ степени разработанности вопроса показал, что все исследования по отдельным частным вопросам и краткие исторические экскурсы в области архитектурного образования не носили системного характера, они не воссоздают целостной картины развития архитектурного образования в России и не представлены как часть образовательной системы в едином историко-педагогическом процессе. В них недостаточно четко обозначена историческая динамика развития основных компонентов системы архитектурного образования, это развитие не выделяется из контекста истории архитектуры в целом. Данное обстоятельство создает существенный пробел в осознании архитектурно-художественного образования как педагогического явления.
Проблема исследования связана с тем, что:
• история архитектурного образования в профессиональном архитектурном сообществе рассматривается, прежде всего, в контексте истории архитектуры (стилей, школ навыков и традиций), а не в рамках общей истории образования;
• систематизированная целостная картина архитектурного образования практически не нашла своего отражения в научных педагогических исследованиях. В научных трудах представлены отдельные традиционные, исторически сложившиеся архитектурные центры Москвы, Петербурга и не исследованы молодые региональные школы, появившиеся во второй половине XX в. и этап довузовской подготовки в системе непрерывного отечественного архитектурного образования;
• в истории остались примеры авторских школ, в которых прогрессивные архитекторы-педагоги удачно совмещали профессиональную проектную деятельность с педагогической. Включение современных архитекторов-практиков в педагогический процесс очень низкое из-за большой занятости в проектной практической деятельности, связанной с отсутствием у них педагогического образования и необходимых знаний в области архитектурной педагогики. В то же время для проведения занятий в творческом учебном процессе все более востребован архитектор-педагог;
• архитектурное образование как область педагогики развивается крайне медленно в силу дефицита теоретических научно-педагогических разработок, с позиций которых можно рассматривать тенденции и перспективы отечественного архитектурного образования. Ученые степени преподавателям архитектурных вузов присуждаются не в сфере архитектурного образования высшей школы, а в области специальностей, профессионалами в которой они являются по базовому образованию.
Всем вышеизложенным определяется актуальность и выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: архитектурное образование в России.
Предмет исследования: исторический процесс становления и развития системы отечественного архитектурного образования.
Хронологические рамки исследования: начиная со времен Древней Руси (X-XI вв.) до начала XXI в. включительно.
Цель исследования: разработать целостную историко-педагогическую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного прогресса.
Приступая к исследованию, мы исходим из следующих гипотетических предположений:
1. История архитектурного
2. Воссоздание исторического
3. Состояние архитектурного
4. Развитие отечественного
В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы основные задачи исследования:
• выявить и проанализировать источники и формы научения зодчеству в Древней Руси;
• проанализировать основные тенденции, внешние и внутренние факторы, способствующие становлению систематизированного архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса в XVIII в.;
• исследовать состояние архитектурного образования в XIX в.;
• рассмотреть ситуацию в архитектурном образовании в XX в.;
• раскрыть исходные предпосылки регионализации архитектурного образования в конце XX в.;
• определить место и функции довузовской подготовки в системе отечественного архитектурного образования.
Методологическую основу исследования составили: принцип историзма в историко-педагогическом познании; основания логико-исторического подхода к анализу развития образовательных систем и образовательного процесса; системный подход в исследовании образования, позволяющий преодолеть обычное расчлененное рассмотрение образовательной реальности и анализировать ее целостно, во всей ее сложности и взаимообусловленности, дающей возможность исследовать процесс становления и развития системы образования в ее органических «внешних» взаимосвязях с развитием общества как макросистемы и в глубинных «внутренних» взаимосвязях и взаимозависимостях ее различных структурных компонентов; положения диалектики и теории образования о ведущей роли социальных условий в развитии педагогического процесса, о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических процессов, об опережающем развитии образования, о соотношении государственных и общественных факторов в этом развитии, о важности познания прошлого в интересах современной образовательной практики и др.
Теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах: по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б.Г. Бархин, А.Э. Коротковский, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов, А.А. Тиц, С.О. Хан-Магомедов и др.; по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики - В. Гропиус, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов, М.А. Туркус и др.; по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - И.М. Абаева, З.В. Жилкина, В.И. Кирпичев, Д.Л. Мелодинский, Н.Ф. Метленков, И.В. Топчий, Н.П. Чуваргина и др.; по аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - Б.Г. Бархин, Р.Н. Блашкевич, Л.И. Иванова-Веэн, С.О. Хан-Магомедов и др.; по теории художественного творчества и эстетического воспитания - Л.С. Выготский, П.П. Блонский, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, С.Т. Шацкий и др.
Источниковую базу исследования составили монографии специалистов в области архитектурного образования, истории педагогики и образования; научные труды архитекторов, искусствоведов и историков, посвященные изучаемым нами периодам архитектурного образования и архитектурным учебным заведениям; фундаментальные работы и статьи классиков и современных теоретиков педагогики и психологии; официальные документы (постановления, правительственные решения, приказы); диссертационные исследования; психологическая, учебно-методическая, публицистическая литература, учебные программы и альбомы творческих работ; опыт образовательной деятельности архитектурных вузов России.
Методы исследования, используемые в диссертации, в целом характерны для исторических и историко-педагогических работ, в частности для работ по истории образования: описание и объяснение, теоретический сравнительно-исторический анализ и синтез, обобщение, интерпретация, систематизация, периодизация исторического материала; историко-генетический и историко-типологический методы; метод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению современных проблем развития архитектурного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватностью подбора методов поставленным задачам исследования, комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов, существенным расширением традиционного круга источников по истории архитектурного образования, их периодизацией и сравнением данных из различных источников, непротиворечивостью выводов и оценок исторической реальности.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• архитектурное образование выведено из контекста истории архитектуры и представлено как самостоятельная область историко-педагогического и историко-образовательного знания;
• представлена целостная история архитектурного образования с древнейших времен по рубеж XX-XXI вв.;
• определены особенности архитектурного образования на каждом из выделенных исторических этапов его развития;
• в педагогический оборот введены материалы и данные о педагогической деятельности и вкладе российских архитекторов и художников в архитектурное образование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• определены противоречия, которые явились движущими факторами развития архитектурного образования на различных этапах его становления. Выделены перспективные пути развития архитектурного образования на общей гуманитарной основе;
• определена историческая динамика развития образовательных учреждений архитектурного образования;
• выявлены функции и содержание работы системы довузовской подготовки в непрерывном архитектурном образовании;
• выявлены тенденции развития и специфика региональных архитектурных школ России конца XX в. - начала XXI в.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• изложенная в систематизированном виде история архитектурного образования может существенно обогатить идеями и фактами содержание учебных курсов теории и истории образования и истории архитектурного образования в частности в педагогических и архитектурных вузах;
• результаты, представленных в диссертации историко-педагогических сведений о путях и этапах развития архитектурного образования могут быть использованы на уровнях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Исследование содержит ценный материал для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, для лиц, получающих специализацию в области архитектурной педагогики;
• результаты проведенного исследования объясняют особенности различных моделей архитектурных школ и могут быть использованы в ходе решения современных проблем теории и практики архитектурного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических и лингвистических основ архитектурно-художественного образования Института архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» и региональных семинарах и совещаниях по проблемам архитектурного образования (2000, 2001, 2002 гг.). Отдельные вопросы исследования рассматривались на семинарах для педагогов архитектурно-художественного и культурологического цикла архитектурных студий и общеобразовательных школ, проводимых в рамках ежегодного международного фестиваля «Зодчество» в Москве (2002,2003 гг.).
Идеи и результаты исследования получили отражение в учебном пособии с грифом УМО по архитектурному образованию Министерства образования и науки РФ; в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, («Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», 2001; «Научная мысль Кавказа», 2001); тезисах докладов и выступлениях автора на конференциях по актуальным проблемам архитектурного образования (Ростов-на-Дону, 1998, 2000, 2002, 2003, 2006; Новосибирск, 1999, 2001; Самара, 2004); на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях (Ставрополь, 2001, Ростов-на-Дону, 2003); на Международных конференциях и симпозиумах (Таганрог, 1998; Сочи, 2000; Ростов-на-Дону, 2004); на научно-методических конференциях вузов Северного Кавказа (Новочеркасск, 1998); на международной конференции по инновациям в системе непрерывного образования (Челябинск, 2003).
Материалы исследования используются в лекционных курсах «Основы архитектурной педагогики» для магистрантов, для студентов в процессе освоения дополнительной квалификации «Преподаватель» и в системе довузовской архитектурно-художественной подготовки Института архитектуры и искусств (ИАрхИ), положены в основу авторского курса «Основы архитектурно-художественного творчества» для профильных классов общеобразовательных школ.
Информация о работе История архитектурного образования в России