Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………....4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)
  1. Физкультминутка (слайд №9)

У:  -  Чтобы были у нас силы дальше  Маше помогать, немного отдохнем:

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте

Хлопнем пару раз в ладоши

И потопаем немножко.

  1. Ориентирование на плоскости. (слайд №10)

У: - Последнее задание, которое поможем Маше выполнить – это украсим ёлку. К какому празднику, ребята, мы наряжаем ёлку? (на Новый год)

На доске прикрепляется плоскостное изображение ёлки. Около нее располагаются «игрушки» (круглые цветные магниты, шаблоны лесных зверей и шаблоны колокольчиков).

У: -  Ребята, вы должны украсить верх ёлки шарами (цветными магнитами), низ – колокольчиками, а середину – лесными зверями.

 

Учитель вызывает к доске по очереди  учащихся.  Задание выполняется поэтапно: верх, низ, середина. После выполнения задания на экране показывается картинка наряженной ёлки (слайд №11)

  1. Итог.

У:  -  Молодцы, ребята, вы славно потрудились и помогли Маше выполнить все задания. Миша будет доволен.

-   Что вы делали  в гостях у Маши?  (помогали)

-   Какие задания  вы выполняли?

-   В знак благодарности  Маша вам дарит свою фотографию. (Детям раздается картинка с Машей) (см. Приложение №3). Дома раскрасите.

-   Наш урок заканчивается, а Маша и медведь говорят  вам «СПАСИБО» (слайд №12)

P.S. Если остается время (6-7 мин) в конце урока – просмотр м/ф «Маша и медведь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось изучение компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Для реализации поставленной цели был проведен анализ учебной литературы и обобщение научного материала по проблеме.

Понятие «информационные технологии» означает технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) – это новые способы передачи и обработки материала.

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе  которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения:

« Тебе скажут – ты забудешь,

Тебе покажут – ты запомнишь,

Ты сделаешь – ты поймёшь».  

Ориентируясь на новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, школа активно использует информационно-коммуникационные технологии, повышая тем самым не только уровень профессиональной компетенции учителя, но и расширяя кругозор и развивая индивидуальные способности школьников.

Компьютеризация вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию  и образованию детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Ребёнок может овладеть информационными технологиями уже в младшем школьном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства станут подлинными средствами его деятельности, т.е. орудиями его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов творческой деятельности (Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л.Д. Чайнова, Н. Н. Подьяков).

  Главные сферы применения компьютерных технологий, которые могут оказать значительное воздействие на систему специального обучения:

1. Производство учебного материала. Бесспорное преимущество электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса её переработки и обновления.

2. Хранение и быстрый поиск информации независимо от места её хранения – на жёстких, гибких, видеодисках или базе данных.

3. Создание на базе компьютерной техники систем связи (электронной почты, телеконференцсвязи), позволяющих учащимся, педагогам общаться между собой на расстоянии и даже проводить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов.

       С внедрением  компьтерно-опосредованных технологий изучения и обучения детей с особенностями развития в специальном образовании открываются перспективы роста и возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, повышения уровня достижений, расширения сфер будущей трудовой деятельности.

Для многих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития  компьютерные технологии являются единственным и уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна. При использовании их в процессе образования можно выделить три основные цели:

-компенсаторная: применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;

         -дидактическая: способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулирует появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;

- коммуникативная: облегчает процесс коммуникации, позволяет реализовать свои способности, содействует расширению социальных связей.

К гибким формулам распространения знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в программном материале, помощь в разрешении трудностей в понимании какого-либо предмета; переписка по электронной почте; организация групп взаимопомощи. Это особенно важно для категории учащихся, которые в силу определённых причин, например, нарушение опорно-двигательного аппарата, вынуждены оставаться в четырёх стенах своего дома.

Для лиц с тяжёлыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно - педагогические средства в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировачно - поисковых движений глаз, коррекции пространственных нарушений. С помощью компьютера можно максимально индивидуализировать объём, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость.

Психолого-педагогическая целесообразность использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребёнка первоначальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование и развитие умения общаться с компьютерной программой посредством клавиатуры или «мыши» даёт возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки детей либо интеллектуализировать традиционные профили.

Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для проведения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особенно для операциональных компонентов мышления, наиболее благоприятная среда для формирования навыков переноса и условие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а должен органически входить в систему учебно-воспитательной работы.

В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные и взаимодополняющие функции компьютера: средство формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, ограничивается работой с условными изображениями. Действия ребёнка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-практическим действиям с натуральной  наглядностью и составляли с ней единое целое.

В качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся с ОПФР компьютеры применимы практически во всех сферах учебно-воспитательного процесса: на уроках, кружковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям.

Особенностью использования компьютерных программ в интегрированных классах общеобразовательных школ является взаимодействие учащихся с машиной через учителя. Складывается своеобразный дидактический  треугольник: компьютер – учитель – ученик. В первую очередь это характерно для обучения по программе вспомогательной школы I отделения. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребёнка. Однако, это не означает, что диалог умственно отсталого ребёнка с компьютером исключается вообще. Всё зависит от степени сложности компьютеризированного материала, способа управления программой и психологической готовности ребёнка. 

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.

Индивидуальный  и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в интегрированных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях их развития. Индивидуальная работа ученика за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребёнок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих, может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что даёт возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введённый ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяет постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо формировать у учащихся с ОПФР. Значит, компьютер в обучении «особых» детей выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности школьников.

  Применение компьютера в коррекционной работе имеет те преимущества, что позволяет:

- максимально индивидуализировать  объём, степень трудности, темп подачи  материала, динамичность и повторяемость;

- регулировать физические  и эмоциональные характеристики  подаваемого материала;

          - осуществлять тщательно выверенную поэтапность предъявления с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

- предусматривать невозможность  перехода к новому без прочного  усвоения предыдущего материала;

- усиливать занимательность  процесса обучения, создавать так  называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

-   вносить элементы  случайности в подаваемый материал, предъявлять бесконечное число  комбинаций и вариаций в целях  разнообразия в упражнениях.

Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. Он в                                                                                                                                                  обучении школьников с ОПФР является обогащающим элементом развивающей среды. Ведь именно на коррекционных занятиях происходит развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Пройдя через многие трудности, методом проб и ошибок пришло понимание того, что только системный подход  в применении информационных технологий может дать положительный результат в обучении детей с ОПФР в интегрированных классах.

Информация о работе Компьютерные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью