Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения
3. Запрет
давать советы. Каков бы ни
был ваш жизненный опыт, дать
гарантированный совет
4. Анонимность.
Любая информация не может
быть передана без его
5. Разграничения
личных и профессиональных
6. Включенность
клиента в процессе
1.2 Формы, виды, стадии и правила консультирования
Формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Следует отметить, что в работе школьного психолога эти формы могут быть применимы для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива. Это будут следующие формы: 1 — индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.
Индивидуальное консультирование
Наиболее очевидной видится первая форма организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные, так как процесс, который происходит в них, лежит где-то между консультированием и просвещением. Основным методом работы при первой форме организации является диалог участников (консультанта и консультируемого). При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии или беседы.
Консультирование в малых группах
Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него: Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к социальному педагогу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе. Такая форма обращения характерна именно для работы социального педагога в школе. Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех». Коллективная форма консультирования
Коллективная
форма консультирования может быть
определена в таком качестве как
имеющая в своем основании
отличительную черту
Поскольку
в консультировании нуждаются разные
люди и за помощью они обращаются
по различным поводам, психологическое
консультирование можно разделить
на виды в зависимости от индивидуальных
особенностей клиентов и тех проблем,
по поводу которых они обращаются
в психологическую
Прежде
всего, выделим так называемое интимно-личностное
консультирование, необходимость в
котором возникает довольно часто
и у многих людей. К этому виду
можно отнести консультирование
по таким вопросам, которые глубоко
затрагивают человека как личность,
вызывают у него сильные переживания,
обычно тщательно скрываемые от окружающих
людей. Это, например, такие проблемы,
как психологические или
Следующий
по значимости и частоте встречаемости
в жизни вид консультирования
– семейное консультирование. К
нему можно отнести консультирование
по вопросам, возникающим у человека
в собственной семье или в
семьях других, близких для него
людей. Это, в частности, выбор будущего
супруга (супруги), оптимальное построение
и регулирование
Третий
вид консультирования – психолого-педагогическое
консультирование. К нему можно отнести
обсуждение консультантом с клиентом
вопросов обучения и воспитания детей,
научения чему-либо и повышения педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и
взрослыми группами и коллективами.
К психолого-педагогическому
Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.
Каждый
из перечисленных видов
Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.
Семейное
консультирование в свою очередь
требует знания психологом-консультантом
сути семейных проблем, способов их разрешения,
желательно – на собственном опыте
семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием
могут успешно заниматься люди, которые
не имеют или не имели семьи. Как
вполне вероятное можно допустить
и обратное: хорошим психологом-
Еще несколько видов консультирования:
1. Экспертное
консультирование предполагает
конкретную задачу и
2. При
процессном консультировании
3. При
обучающем консультировании
4. Разумеется,
в конкретных проектах или
на их различных стадиях могут
применяться комбинации всех
трех перечисленных видов
неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом.[21;39]
Таким образом, консультирование различается по своим формам и видам, а именно по формам консультирование бывает: индивидуальное, консультирование в малых группах и консультирование в коллективе. По видам – интимно -личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое консультирование. Также выделяют экспертный, процессный и обучающий виды консультирования.
Подготовка к консультированию:
1. Выбор
помещения и оборудование
2. Оборудование
места проведения
3. Приобретение
минимума специальной
Желательно, чтобы помещение для проведения консультаций напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).
Стадии консультативного процесса: