Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности семейного социально-педагогического консультирования и изучить методику работы социального педагога при проведении семейного консультирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. 3 курс.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

- социальный  статус семьи

- жилищные  условия

- основные  проблемы, с которыми сталкивается  семья

- льготы  и компенсационные выплаты семье

- семейные  правила, традиции и праздники,  хобби и увлечения

- основные  семейные события, жизненный цикл  семьи

2.Диагностика  психологического климата в семье,  основных причин конфликтов семейных  взаимоотношений с помощью различных  методик и упражнений (семейная  генограмма, семейные фотографии и видео, семейные планы, символические предметы, опросники, тесты, интервью, беседы).

3.Раздел  изучения ребенка в семье:

положение ребенка в семье, диагностика  семейной и школьной ситуации ребенка, выявление первичной социальной сети ребенка, анализ медико-социального  и интеллектуально-психологического статуса ребенка, воспитание ребенка  в семье (применение социологической, психологической, педагогической методик).

Таким образом, школьный социальный педагог, выполняя свои профессиональные функции, составляет план работы на год, в который входит работа с семьей. Это диагностика  психологического климата в семье, основных причин конфликтов семейных взаимоотношений. Составление плана  происходит совместно с директором и с заместителями директора  на педагогическом совещании. Также эта работа предполагает консультации психолога и взаимодействие с организатором по воспитательной работе в занятости обучающихся, в формах дополнительного образования.

Важным  аспектом является работы с семьей составление социального паспорта семьи, в который заносятся все  необходимые данные о проблемной семье. На основании этих данных специалист планирует содержание социально-педагогической работы. Необходимая часть этой работы – семейное консультирование по проблемным вопросам, которое также должно включаться в годовой план.

 

Выводы по второй главе

 

На сегодняшний  день все яснее становится необходимость  помощи родителям в воспитании детей  со стороны профессиональных социальных педагогов. Решение задач обучения, воспитания, оказания консультационной помощи детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в воспитании, а  также их интеграции в образовательную  и социальную среду является сложной  и многогранной проблемой настоящего времени. Сегодня разрабатываются  и внедряются различные варианты социально-педагогического консультирования родителей. 

Чтобы успешно  воспитывать ребенка необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет  системы социально-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированную  помощь специалистов. 

Зачастую  родители детей, не менее остро нуждаются  в консультативной социально-педагогической помощи и поддержке их семьи. 

Консультативная деятельность направлена на восстановление и преобразование связей членов семьи  друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать  полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и различными социальными группами. 

Главное социально-педагогическое консультирование родителей, квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности  и общения. 

Консультационная  работа предоставляет возможность  обратившемуся посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. 

 

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы была реализована поставленная цель: разработать комплекс консультационных занятий для родителей в условиях образовательного учреждения. Были решены поставленные задачи. 

Реализация  цели в курсовой работе осуществлялась решением поставленных задач: 

• Изучение литературы по данной проблеме; 

• Выявление  сущности понятия «социально – педагогического  консультирования»; 

• Изучение форм социально – педагогического  консультирования родителей в условиях образовательного учреждения. 

Социально – педагогическое консультирование является одним из важнейших направлений  социальной помощи родителям. Основной целью социально – педагогического  консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных  отношений с окружающими. В ходе социально – педагогической консультативной  работе человек получает возможность  шире взглянуть на ситуацию, иначе  оценить свою роль в ней и в  соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, своему поведению. 

Чтобы организовать социально – педагогическое консультирование с родителями в образовательном  учреждении нужно знать: 

1. Индивидуально  – психологические особенности  детей. 

2. Проблемы, с которыми часто встречаются  родители в образовательном учреждении. 

Чтобы социально  – педагогическое консультирование было успешным в решении проблем, необходимо знание приемов и методов  социально – педагогического  консультирования родителей в образовательном  учреждении. Для оказания помощи родителям  в социально– педагогическом консультировании в образовательном учреждении в первую очередь была проведена опытно – поисковая работа. В результате диагностики были выявлены проблемы родителей в образовательном учреждении возникшие в воспитании детей. 

Чтобы преодолеть родителям возникающие проблемы в воспитании, мы разработали структуру  социально – педагогических консультативных  занятий в групповой форме. Социально  – педагогическое консультативное  занятие включало проведение совместной деятельности с родителями и детьми. Социально – педагогические консультативные занятия включают игры, праздники, танцы, музыка, беседы, зарисовки. 

С помощью  социально – педагогического  консультирования родителей в образовательном  учреждении помогают изменить их отношение  к своему ребенку, стиль взаимодействия. 

Совместная  деятельность родителей и детей  дает возможность родителям и  детям обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физиологического комфорта. 

Социально – педагогические консультативные  занятия побуждают и стимулируют  возникновению у ребенка образа «Я». «Я» - позиция осознания себя среди взрослых и сверстников. 

Социально – педагогическое консультирование родителей в образовательном  учреждении с использованием групповых  форм работы является эффективным, помогает родителям в разрешении возникающих  проблем в воспитании детей. 

На этом решение проблем не заканчивается. В перспективе мы видим возможность  проведения других видов консультационных занятий, которые помогут не только в решении проблем воспитания, но и в других сферах.

 

Школьный  социальный педагог осуществляет работу в различных категориях семей. Он обязан владеть знаниями о семье, семейном воспитании, уметь применять адекватные методы, приемы и современные технологии.

Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а  так же с ребенком посредством  создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования  ее воспитательного потенциала.

Проанализировав работу социального педагога можно  сделать вывод, что важными этапами  является составление годового плана  работы и заполнение социального  паспорта семьи. На основе этих документов выстраивается ход работы с семьей, важной составляющей которой является семейное консультирование.

В ходе курсовой работы были достигнуты поставленные цели и задачи, подтверждена гипотеза.

Для решения  поставленных задач мы использовали метод анализа литературы и метод  анализа документации.

 

Список используемой литературы

 

1. Азаров  Ю.П. Семейная педагогика./Ю.П. Азаров - М., 1989 – 328 с.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /Ю.Е.Алешина // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72

3. Антонов  А.Н. Системное представление  семьи как объекта исследований/А.  Н. Антонов // Семья в России. – 1998. – № 3 - 4. – С. 52 - 68.

4. Буренкова  Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук./Е. В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237с.

5. Василькова  Ю.В. Методика и опыт работы  социального педагога- учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.В.Василькова – М., 2001. – 244с.

6. Гулевич Л.А. Возникновение и развитие проблемы

педагогических профконсультаций в истории профориентации // Научное обозрение. – 2006. - №4. – С.129-133.

7. Гуров, В.Н.,. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа./ В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. - Ставрополь, СГПИ, 1993. – 190с.

8. Гуров, В.Н. Социальная служба и семья./ В.Н. Гуров, О.В Зейбель, Л.Я. Селюкова - Ставрополь, СГПИ, 1995. – 245с.

9. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания./ И.Ф.Дементьева – М., 2000.- 325с.

10. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе./ И.Н. Закатова – М., 1996. – 290с.

11. Земска М.К. Семья и личность./ М.К. Земска - М., 1986. - 216с.

    Козырева Е.А. Педагогическое консультирование в управлении опытно-экспериментальной работой в системе общего образования / Е.А. Козырева, Т.И. Хитрова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №10. - С.23-26.

12. Колесиикова Г.И. Психологическое консультирование./ Г.И.Колесиикова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 304с.

13. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования./Р. Кочюнос – М., 1999. – 236с.

14. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г. А Макеев Волгоград, 1987. – 247с.

15. Марадахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога./ Л.В. Марадахаев – М.: Гардарики, 2002 г. – 263с.

16. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога./ Н.Ф. Маслова – Орел, 1994 г. – 41с.

17. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005. – 259с.

18. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. – 2-е изд., Стереотип. – М.: «Академия», 2004 г. – 192с.

19. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В Мудрик М., 2002. – 235с.

20. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Ф.А. Мустаева – М., Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2002 г. – 416 с.

21. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

22. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - №1. – 2001. – С.33-36.

23. Ожегов С.И., Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж./ С.И. Ожегов, Н. Т. Шведова -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.

24. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. – 364с.

25. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В. Очарова – М. 2003. – 258с.

26. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания./ А.В.Петровский - М., 1981. - 76с.

27. Разумихина Г. П. Мир семьи./ Г. П. Разумихина М., 1986. – 165с.

28. Реан А.А. Социализация личности/ А.А. Реан // Хрестоматия: Психология. – М., 1998. – 232с.

29. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д.р. Киев, 1990. – 460с.

30. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения/ Е. О. Смирнова, М. В. Быкова //Вопросы психологии. 2000 № 3. – с. 35-39

31. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416с.

32. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности./ В.Я. Титаренко, - М., Просвещение, 1987г. – 224 с.

33. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ М.В. Шакурова – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 272 с.

 

Приложение №1

 

Месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

Работа с классными руководителями:

составление представления  на учащихся по результатам проведенной  диагностики;

коррекция плана работы социального  педагога, принятого в мае, на основании  анализа полученных данных;

ознакомление классных руководителей  с результатами диагностики учащихся школы;

консультации по составлению  педагогических характеристик на учащихся 10 – 11 классов;

Работа с учащимися:

мониторинг наблюдений за учащимися школы и определение  зоны ближайшего развития обучающихся;

диагностика характерных  поведенческих особенностей учащихся;

диагностика общеучебных умений и навыков;

диагностика социальной среды  обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности);

составление социально-психолого-педагогических характеристик на учащихся;

выработка путей коррекционной  работы с учащимися.

Работа с семьями:

диагностика социальных условий  жизни обучающихся;

анализ проведенных исследований семей обучающихся;

корректировка тематик родительских собраний и лекториев для родителей;

разработка рекомендаций для классных руководителей по работе с родителями (лицами, их заменяющими);

составление плана внутришкольного контроля за процессом социальной адаптации учеников к учреждению, социальной среде

проведение индивидуальных консультаций с родителями.

2.

Октябрь

  1. Проведение диагностического минимума с детьми коррекционно-обучающего обучения.
  2. Работа, направленная на совершенствование сенсорно-моторных навыков у детей коррекционно-развивающего обучения и десятых классах.
  3. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся.

3.

Ноябрь

  1. Социально-педагогическая работа по адаптации учащихся, подведение итогов реализации Программы помощи в адаптации вновь зачисленным учащимся.
  2. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся.
  3. Диагностика банка данных социально-педагогических особенностей учащихся.

4.

Декабрь

  1. Мониторинг динамики изменений в социально-психолого-педагогической сфере обучающихся.
  2. Ознакомление классных руководителей и учителей-предметников с результатами мониторинга.
  3. Ознакомление родителей (лиц, их заменяющих) с результатами мониторинга.
  4. Предоставление данных мониторинга в социальные службы, ведомственные и административные органы.
  5. Коррекция социально-педагогического процесса в связи с выявленными в ходе мониторинга изменениями.

5.

Январь

  1. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся.
  2. Накопление банка данных социально-педагогических особенностей учащихся.
  3. Составление плана совместных мероприятий с социальными службами, ведомственными и административными органами согласно результатам проведенного рубежного мониторинга.
  4. Работа с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию, направленная на обеспечение непрерывности в обучении.

6.

Февраль

  1. Оказание помощи классным руководителям и учителям-предметникам по сбору и анализу материалов, предназначенных для заполнения социальных карт учащихся.
  2. Индивидуальные консультации для родителей и обучающихся.
  3. Диагностика банка данных социально-педагогических особенностей учащихся.

7.

Март

  1. Мониторинг динамики изменений в социально-педагогической сфере.
  2. Коррекция социально-педагогического процесса в связи с выявленными в ходе мониторинга изменениями.
  3. Ознакомление классных руководителей, учителей-предметников, родителей с результатами мониторинга, предоставление данных мониторинга в социальные службы, ведомственные и административные органы.
  4. Профориентационная работа с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию, направленная на обеспечение непрерывного обучения.
  5. Индивидуальные консультации с родителями и обучающимися с использованием сведений из банка данных.
  6. Социально-педагогическое содействие учителям-предметникам, ученикам, родителям в психологической подготовке к государственной (итоговой) и промежуточной аттестации.

8.

Апрель

  1. Профориентационная работа с учащимися IX, XI классов согласно отдельному плану работы.
  2. Подведение итогов участия социально-педагогической службы школы в разработке и реализации социальных программ на местном уровне.
  3. Адаптация учащихся к учебно-воспитательному процессу и анализ срезовых данных об уровне адаптации.
  4. Индивидуальные консультации с родителями и обучающимися с учетом сведений из данных банка.

9.

Май

  1. Составление плана работы на будущий учебный год.
  2. Консультирование классных руководителей по составлению итоговых педагогических представлений на обучающихся и разработка рекомендаций по ликвидации существующих недостатков.
  3. Социально-педагогические консультации родителей по организации летнего оздоровительно-трудового периода.
  4. Разработка тематики родительских собраний и лекториев на новый учебный год.
  5. Выявление динамики изменений в социально-психолого-педагогической сфере обучающихся за прошедший учебный год и разработка предложений по усовершенствованию социально-педагогической работы в школе.
  6. Подведение итогов работы классных руководителей, учителей-предметников с целью прогнозирования дальнейшей деятельности.

Информация о работе Консультирование