Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

Обучая ребенка  правильно умываться, нужно прививать  ему умение совершать действия в  определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить  ребенка действиям, которые требуется  выполнять во время раздевания и  одевания. Начинать учить снимать  и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, то есть с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.

При развитии навыков  социально-бытовой ориентации важно  научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер [26].

Обязательно нужно  стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать  лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть [25].

Ребенок с церебральным параличом, поступающий в школу  должен уметь самостоятельно раздеваться, одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки, застегивать или завязывать шапку, пользоваться ложкой носовым платком, зубной щеткой, расческой, умываться, мыть руки, вытираться [16].

Таким образом, формирование навыков самообслуживания у детей с ДЦП осуществляется по сравнению с нормой возрастного развития более замедленно, характеризуется специфическими особенностями, к которым  следует отнести наличие у детей с церебральным параличом несформированности мотивации,  целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточности предметных и пространственных представлений.

 

 

Выводы  по 2 главе

Детский церебральный паралич - это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Формирование  навыков самообслуживания у детей  с ДЦП осуществляется по сравнению  с нормой возрастного развития более замедленно, характеризуется специфическими особенностями, к которым  следует отнести наличие у детей с церебральным параличом несформированности мотивации,  целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП

 

3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Цель данного  этапа – выявление исходного  уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП. В эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы МБДОУ ЦРР – д/с  №181. Контингент участников экспериментальной группы описан в таблице 2. Методы исследования: наблюдение.

Таблица 2.

Контингент участников экспериментальной группы

Имя

Возраст

Диагноз

1

Дима

6

ДЦП, нижний парапарез, плоскостопие. Энурез. Задержка психического развития.

2

Вика

6

ДЦП, спастическая диплегия.

3

Кристина

7

ДЦП, спастическая диплегия.

4

Саша

6

ДЦП, Левосторонний  гемипарез, укорочение левой нижней конечности. Легкая умственная отсталость.

5

Вова

6

ДЦП, спастическая диплегия. Задержка психического развития.


 

Анализ состояния  психофизического развития участников эксперимента показал, что все они имеет выраденные двигательные нарушения в виде ДЦП, спастической диплегии, геми и парапарезов. Три ребенка из 5 имеет ЗПР и легкую умственную отсталость.

Изучение сформированности навыков самообслуживания проводилось по следующим показателям:

1.навык приёма пищи;

2. навык одевания и раздевания;

3. гигиенические навыки.

1.Исследование  сформированности навыка приёма пищи.

Включал в себя:

- умение различать  и называть предметы, необходимые  для приема пищи  (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, салфетка, скатерть и т.д.);

- мытьё рук  перед едой;

- использование чашки, ложки, салфетки;

- умение  есть с закрытым ртом, откусывая понемногу, тщательно пережевывая пищу.

В качестве критерия оценки сформированности навыков приёма пищи мы выбрали самостоятельное и качественное выполнение перечисленных выше действий.  В соответствии  с критерием нами были выделены уровни:

Низкий уровень  – характеризуется отсутствием  самостоятельности. Дети не различают предметы необходимые для приёма пищи. Ребенок не может самостоятельно пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой и т.д.

Уровень ниже  среднего  – дети малоинициативны, выполняют действия с большим  количеством ошибок. С большим  трудом пользуются ложкой, кружкой, салфеткой и т.д. Практически все время нуждаются в помощи педагога.

Средний уровень  – дети вполне самостоятельно могут  пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой  и т.д. Едят аккуратно. Моют руки перед  едой. Но при этом они допускают  ошибки или нуждаются в  напоминаниях взрослого. 

Уровень выше среднего  –  ребенок без участия педагога выполняет  все действия по самообслуживанию. Правильно использует предметы необходимые  для приёма пищи. Моет руки перед  едой. Иногда  нуждается в напоминаниях.

Высокий уровень – характеризуется полной самостоятельностью. Мытьё рук перед едой. Правильное использование столовых приборов. Аккуратность при приёме пищи.

2. Исследование  сформированности навыков одевания и раздевания.

Включал в себя:

- умение снимать  расстегнутые и развязанные взрослым или самостоятельно части одежды — чулки, носки, шапку, варежки, ботинки;

- умение снимать  и одевать одежду в определенной  последовательности, складывать и  развешивать её (Приложение 3);

- умение самостоятельно  застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки);

- умение самостоятельно  обуваться, завязывать и развязывать  шнурки, застегивая крупные пуговицы, молнии, кнопки, вдевая шнурки;

- умение различать в  одежде лицевую и изнаночную  стороны, правый и левый ботинок.

В качестве критерия оценки сформированности навыков одевания и раздевания мы выбрали самостоятельное и качественное выполнение перечисленных выше действий.  В соответствии  с критерием нами были выделены уровни:

Низкий уровень – характеризуется  отсутствием самостоятельности. Ребёнок без помощи взрослого не может сам одеваться и раздеваться. Не различает лицевую и изнаночную стороны.

Уровень ниже  среднего –  дети малоинициативны, выполняют действия с большим количеством ошибок. С большим трудом одеваются, раздеваются. Надевают вещи в неправильной последовательности. Практически все время нуждаются в помощи педагога.

Средний уровень  – дети самостоятельно могут одеваться  и раздеваться. Обуваются и разуваются самостоятельно. Застёгивают, расстёгивают крупные пуговицы, молнию, кнопки. Развешивают одежду. Но при этом они допускают ошибки или нуждаются в  напоминаниях взрослого. 

Уровень выше среднего  –    ребенок без участия педагога выполняет  все действия. Одевается  в правильной последовательности. Застёгивает, расстегивает пуговицы, молнию, кнопки. Самостоятельно обувается, завязывает, развязывает шнурки. Складывает одежду. Различает лицевую и изнаночную стороны. Иногда  нуждается в напоминаниях.

Высокий уровень – характеризуется  полной самостоятельностью. Одевание, раздевание, шнурование ботинок, раскладывание одежды. Ребёнок различает лицевую и изнаночную стороны.

 

3. Исследование сформированности гигиенических навыков.

Включал в себя:

- мытьё рук, лица, вытирание  насухо полотенцем;

- знание, где следует хранить  предметы туалета: мыло,  расчёску, полотенце;

- чистка зубов с нанесением  зубной пасты на щетку, полоскание  рта и мытье зубной щетки  после чистки зубов;

- полоскание рта после  еды;

-  пользование туалетом, туалетной бумагой, унитазом, мытье рук после туалета.

- слежение за своим внешним видом и правильно его оценка, соблюдение чистоты в одежде и обуви;

-  умение причесываться, используя личную расчёску;

- слежение за слюнотечением, за правильным дыханием, пользование носовым платком.

В качестве критерия оценки сформированности гигиенических навыков мы выбрали самостоятельное и качественное выполнение перечисленных выше действий.  В соответствии  с критерием нами были выделены уровни:

Низкий уровень  –  характеризуется отсутствием  самостоятельности. Дети не умеют умываться согласно алгоритму. (Приложение 3) Не знают место хранения предметов туалета. Не пользуются туалетом. Не умеют причёсываться. Не следят за своим внешним видом.

Уровень ниже  среднего  –  дети малоинициативны.  Выполняют действия, но с большим количеством ошибок, практически все время при выполнении гигиенических навыков нуждаются в помощи педагога.

Средний уровень  –  дети самостоятельно могут умываться, причёсываться, пользоваться туалетом, носовым платком. Но при этом они  допускают ошибки или нуждаются в  напоминаниях взрослого. 

Уровень выше среднего   –  ребенок без участия педагога выполняет  все гигиенические  навыки. Умывается, пользуется туалетом, причёсывается, следит за своим внешним  видом, пользуется носовым платком, знает место хранения предметов туалета. Лишь иногда  нуждается в напоминаниях.

Высокий уровень  – характеризуется самостоятельным  и качественным  выполнением всех гигиенических навыков.

Данная методика позволила нам  изучить состояние сформированности навыков самообслуживания и выявить их специфические особенности и трудности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, которые представлены ниже.

 

Результаты  исследования сформированности навыков  самообслуживания.

В процессе констатирующего  эксперимента проводилось наблюдение за поведением дошкольников в процессе употребления пищи (умение правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.); в процессе одевания, раздевания; в процессе выполнения гигиенических навыков (умывание, пользование туалетом).  В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей, которые были занесены в таблицу 3.

 

 

 

 

Таблица 3.

Сформированность  навыков самообслуживания  участников эксперимента

 

Имя

Возраст

Навыки самообслуживания

Итоговый уровень сформированности навыков у ребенка

Навык приёма пищи

Навыки одевания и раздевания

Гигиенические навыки

1

Дима

6

Средний

Средний

Средний

Средний

2

Вика

6

Средний

Средний

Выше среднего

Средний

3

Кристина

7

Выше среднего

Средний

Средний

Средний

4

Саша

6

Ниже среднего

Низкий 

Ниже среднего

Ниже среднего

5

Вова

6

Средний

Средний

Средний

Средний

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом