Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа
Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67
Гигиенические навыки.
Подворачивание рукавов одежды перед умыванием по образцу и по словесной просьбе взрослого, помогая друг другу, обращаясь за помощью к взрослому и другим детям. Умывание лица, рук в определенной последовательности. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (мыло, полотенце). Выбор полотенца по символу. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания. Вытирание рук и лица насухо. Открывание и закрывание кранов. Умывание рук после прогулки, туалета, перед едой и т. п.
Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой. Чистка зубов с нанесением зубной пасты на щетку, полоскание рта и мытье зубной щетки после чистки зубов.
Пользование индивидуальной расческой. Расчесывание волос перед зеркалом. Помощь друг другу во время причесывания, обращение за помощью к взрослому в случае необходимости. Уход за носом и ртом. Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек. Сморкание в развернутый платок, складывание его в кармашек с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого. Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта после; еды салфеткой.
Своевременное пользование туалетом, посещение туалета перед занятиями, перед прогулкой (при необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета.
Перечень игр и занятий: Игра «Причешем куклу», Занятие «Почистим зубки», Игра «Найди пару», Занятие «Подберем куклам одежду», Занятие «Мыльные, перчатки», Занятие «Носики-курносики», Игра «Приведи куклу в порядок», Занятие «Сделаем лодочки».
Конспекты всех игр и занятий описаны в приложении 2.
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания на 2 этапе (Приложение 1):
«Валенки», «Солнышко-ведрышко!», «Отличные пшеничные» (шведская песенка в обр. И. Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.); Я. Аким «Мама»; 3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»; A. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»; Е. Благинина «Аленушка», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»; П. Воронько «Обновки»; О. Высоцкая «Тихий час»; Ш. Галиев «Баю-баю»; B. Данько «Нет, я не шучу»; C. Кипутикян «Хлюп-хлюп», Н. Калинина «Помощники»; A. Кардашова «В детский сад», «Уборка»; Л. Квитко «Бабушкины руки; О. Кригер «На прогулку»; Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...».
Подобранные потешки, стихи и рассказы используются при выполнении того или иного навыка самообслуживания. Например, помогая ребёнку умываться, педагог читает стихотворение «Я под краном руки мыла...», тем самым пробуждая внимательность ребёнка к своему внешнему виду. Или перед прогулкой прочитать детям стихотворение «Девочка чумазая», призывая детей к аккуратности, опрятности, внимательности к своему внешнему виду.
3 ЭТАП
Навык приёма пищи.
Привлечение внимания детей к поведению во время еды. Держание ложки, вилки (индивидуально), чашки; брать в ложку, на вилку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.
Навык одевания и раздевания.
Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. д.), исправлять непорядок в одежде по словесной просьбе взрослого и самостоятельно. Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на соотнесение одежды по paзличным признакам (одежда для сна, для прогулки; обувь для дома, для улицы и т. п.). Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Застегивание застежек на «липучках», ну. и молниях, зашнуровывание и завязывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Раздевание и одевание одежды в определенней последовательности с ориентировкой на словесную инструкцию взрослого, по последовательным картинкам.
Гигиенические навыки.
Подворачивание рукавов одежды перед умыванием по образцу и по словесной просьбе взрослого, помогая друг другу, обращаясь за помощью к взрослому и другим детям. Умывание лица, рук в определенной последовательности. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (мыло, полотенце). Выбор полотенца по символу. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания. Вытирание рук и лица насухо.
Чистка зубов с нанесением зубной пасты на щетку, полоскание рта и мытье зубной щетки после чистки зубов. Полоскание рта после еды.
Пользование индивидуальной расческой. Расчесывание волос перед зеркалом. Помощь друг другу во время причесывания, обращение за помощью к взрослому в случае необходимости.
Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек. Сморкание в развернутый платок, складыванье его в кармашек. Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта после еды салфеткой.
Своевременное пользование туалетом, посещение туалета перед занятиями, перед прогулкой (при необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета.
Перечень игр и занятий: Занятие «У нас порядок», Занятие «Делаем прическу», Занятие «Почистим туфли», Занятие «Подготовь постель ко сну», Занятие «Вымой посуду», Занятие «Волшебный шнурок», Занятие «Посади цветочки на лужок», Занятие «Умывалочка».
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания на 3 этапе (Приложение 1):
3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»; Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»; П. Воронько «Обновки»; О. Высотская «Тихий час»; Ш. Галиев «Баю-баю»; B. Данько «Нет, я не шучу»; C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»; Н. Калинина «Помощники»; А. Кардашова «В детский сад». «Уборка»; Л. Квитко «Бабушкины руки»: О. Кригер «На прогулку»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; П. Чайников «Мой сын»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Подобранные потешки, стихи и рассказы используются при выполнении того или иного навыка самообслуживания. Например, в то время, когда дети умываются прочитать стихотворение «Наши полотенца», призывая к внимательности, к тому что бы каждый пользовался только своим полотенцем, не путал с чужим. Или в сводное время прочитать сказку в стихах «Мойдодыр», призывая детей к чистоте и опрятности своего внешнего вида и окружающих.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, мы подобрали ряд игр и упражнений, способствующих развитию навыков самообслуживания (Табл.4, приложение 2).
Календарно-тематический план работы в ДОУ
Таблица 4
Месяц |
Неделя | |||
Тема |
I |
II |
III |
IV |
Ноябрь |
Игра "Водичка, водичка!" |
Игра "Кукла заболела" |
Игра "Оденем кукол" |
Игра "Обед у кукол" |
Декабрь |
Занятие "Вымой руки" |
Занятие "Фонтанчики" |
Занятие "Оденемся на прогулку" |
Занятие "Убери со стола" |
Январь |
Занятие "Сделаем лодочки" |
Занятие "Почистим зубки" |
Игра "Найди пару" |
Занятие «Подберем куклам одежду» |
Февраль |
Занятие "Мыльные перчатки" |
Занятие "Носики-курносики" |
Игра "Приведи куклу в порядок" |
Игра «Причешем куклу» |
Март |
Занятие "Умывалочка" |
Занятие "Делаем прическу" |
Занятие "Почистим туфли" |
Занятие "Подготовь постель ко сну" |
Апрель |
Занятие "Вымой посуду" |
Занятие «Волшебный шнурок» |
Занятие «Посади цветочки на лужок» |
Занятие "У нас порядок" |
Реализация данного содержания коррекционной работы в соответствии с предложенными нами этапами позволит в интересной и игровой форме отработать с детьми жизненно необходимые навыки самообслуживания.
3.3 Анализ
результатов коррекционно-
С целью проверки
эффективности коррекционных
Сформированность навыков самообслуживания детей с ДЦП на этапе контрольного эксперимента.
Таблица 5.
№ |
Имя |
Возраст |
Навыки самообслуживания |
Уровень сформированности навыков самообслуживания | ||
Навык приёма пищи |
Навыки одевания и раздевания |
Гигиенические навыки | ||||
1 |
Дима |
6 |
Выше среднего |
Средний |
Выше среднего |
Выше среднего |
2 |
Вика |
6 |
Выше среднего |
Выше среднего |
Высокий |
Выше среднего |
3 |
Кристина |
7 |
Высокий |
Выше среднего |
Выше среднего |
Выше среднего |
4 |
Саша |
6 |
Средний |
Ниже среднего |
Средний |
Средний |
5 |
Вова |
6 |
Выше среднего |
Выше среднего |
Выше среднего |
Выше среднего |
Контрольный эксперимент выявил динамику в формировании навыков самообслуживания у участников эксперимента. Низкий уровень исчез полностью, стал преобладать уровень выше среднего.
1. Результаты исследования сформированности навыка приёма пищи на этапе контрольного эксперимента.
Большее количество детей в исследуемой группе (3 ч.) находятся на уровне выше среднего. Самостоятельно пользуются ложкой, кружкой, салфеткой и т.д. Не забывают мыть руки перед едой. После еды пользуются салфеткой. Очень редко, случается, что кто-то забывает помыть руки. После напоминания педагога исправляют ошибку. Один ребёнок находится на высоком уровне. Выполняет все навыки самообслуживания, не требуется напоминания взрослых. Один ребёнок теперь находится на среднем уровне. Ест вполне самостоятельно. Пользуется ложкой, кружкой. Забывает пользоваться салфеткой после и во время еды. Забывает мыть руки перед едой.
2. Результаты исследования сформированности навыков одевания и раздевания на этапе контрольного эксперимента.
Большинство детей (3 ч.) находятся на уровне выше среднего. Без участия педагога выполняют все действия. Одеваются в правильной последовательности. Застёгивают, расстегивают пуговицы, молнию, кнопки. Самостоятельно обуваются, завязывают, развязывают шнурки. Складывают одежду. Различают лицевую и изнаночную стороны. Иногда нуждаются в напоминаниях. Например, иногда кто-нибудь из детей забывает убрать какой-либо предмет одежды в шкаф, после напоминания взрослого исправляют ошибку. Но серьёзных ошибок не допускают.
Один ребёнок остался на среднем уровне сформированности навыков одевания и раздевания. Самостоятельно одевается и раздевается, завязывает ботинки. Но не внимателен к своему внешнему виду. Не правильно застёгивает пуговицы и не замечает ошибки.
Один ребёнок находится на уровне ниже среднего. Не смотря на то, что одевает вещи в неправильной последовательности, путает левый правый ботинок, почти всегда нуждается в помощи педагога, стал стремиться выполнять действия самостоятельно и охотно. Появилось желание не отставать от всех детей.
3. Результаты исследования сформированности гигиенических навыков на этапе контрольного эксперимента.
Большинство детей (3 ч.) находятся на уровне выше среднего. Без участия педагога выполняют все гигиенические навыки. Умываются, пользуются туалетом, причёсываются, следят за своим внешним видом, пользуются носовым платком, знают место хранения предметов туалета. Лишь иногда нуждаются в напоминаниях. Например, педагог указывает на то, что нужно расчесать волосы, т.к. они спутаны, взъерошены. Или педагог указывает ребёнку, на то, что нужно заправить рубашки или футболку в штаны. Но серьёзных ошибок дети не допускают.