Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

49. Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников [Текст] / Д. В. Сергеева. — М., 1980.

50. Смирнова, Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Е. Т. Смирнова. —  М. : Просвещение, 1973.

51.   Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей [Текст] / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. — М., 2003. — 53c.

52. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении [Текст] / К. Д. Ушинский. — М., 1974.

53. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1997.

54.  Урунтаева, Г. А.  Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А.  Афонькина. – М. : Владос, 1995. – 291с.

55. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] / под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1988.

56. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / под ред. Д. И.  Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — М. : Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

57. Хромова, С. А. Игровые уроки общения для детей [Текст] / С. А. Хромова. — М. : Рипол Классик: Дом XXI век, 2008.

58. Чулкова, Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников [Текст] / Н. Чулкова // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5. — С. 11-13.

59. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М.  Шипицына, И. И. Мамайчук. —  СПб. : Дидактика-Плюс, 2003.

60. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М. : ВЛАДОС, – 2004. – 367 c.

61. Эйдинова, М. Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская. – М., 1959.

62. Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст] / Т. Яковенко // Дошкольное воспитание. –  1979. –  № 8. –  С. 6.

63. Янушанец, Н. Ю. Если ваш ребенок болен ДЦП [Текст] / Никита Янушанец. – СПб. : Питер принт, – 2004. – 123 c.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Литературный  материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания.

 

 

Баю-баю-баю-баю

Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился  чаю,

Кашку съел и наигрался,

Нашалился, наболтался,

Ты теперь уж засыпай,

Баю-баю-баю-бай.

Вот присела  на ворота

Говорливая  сорока:

"Кра-кра-кра-кра-

Маленькому  спать пора!"

В окна голуби взглянули:

"Гули-гули-гули-гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать".

Баю-баюшки-баю,

Как я кутика люблю!

 

У Алёнки в гостях

 У Алёнки  в гостях 

Два цыпленка в  лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в  кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

 

Кисонька-мурысенька, ты где была?

Кисонька-мурысенька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

-Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

 

Водичка, водичка

 Водичка, водичка,

Умой мое  личко,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся  роток,

Чтоб кусался  зубок!

 

Наша  Маша маленька

 Наша Маша  маленька,

На ней шубка  аленька

Опушка бобровая,

Маша чернобровая

 

Валенки

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок  ходить,

Новы валенки  носить.

 

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

 Выгляни  в окошечко!

 Солнышко, нарядись,

 Красное,  покажись!

 Дождик-дождик,

 Полно лить,

 Малых детушек 

 Мочить!

 Радуга-дуга,

Hе давай дождя!

 Давай солнышка -

 Колоколнышка!

 

Мама (Я.Аким)

 Мама, так  тебя люблю, 

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю 

Дам названье "МАМА".

 

Мишка (А. Барто)

Уронили мишку  на пол,

Оторвали мишке  лапу.

Все равно его  не брошу -

Потому что  он хороший.

 

Машенька (А.Барто)

Кто, кто

 В этой  комнате живёт?

 Кто, кто

 Вместе с  солнышком встаёт?

 Это Машенька  проснулась,

 С боку  на бок повернулась

 И, откинув  одеяло,

 Вдруг сама  на ножки встала.

 Здесь не  комната большая -

 Здесь огромная  страна,

 Два дивана-великана.

 Вот зелёная  поляна -

 Это коврик  у окна.

 Потянулась  Машенька

 К зеркалу  рукой,

 Удивилась  Машенька:

"Кто же  там такой?"

 Она дошла  до стула,

 Немножко  отдохнула,

 Постояла  у стола

 И опять  вперёд пошла.

 Сорока-ворона

 Кашку варила,

 Кашку варила,

 Маше говорила:

- Сначала кашку  скушай,

 Потом сказку  слушай!

 Стала Маша  подрастать.

 Надо дочку  воспитать.

 Есть у  Маши дочка -

 Ей скоро  полгодочка.

 Нарисуем  огород,

 Там смородина  растёт -

 Два куста  смородины,

 Ягоды, как бусины.

 Чёрные - Володины,

 Красные  - Марусины.

 Целый день  поёт щегол

 В клетке  на окошке.

 Третий год  ему пошёл,

 А он боится  кошки.

 А Маша  не боится

 Ни кошки,  ни щегла.

 Щеглу дала  напиться,

 А кошку  прогнала.

 Встали девочки  в кружок,

 Встали и  примолкли.

 Дед-Мороз  огни зажёг

 На высокой  ёлке.

 Наверху  звезда,

 Бусы в  два ряда.

 Пусть не  гаснет ёлка,

 Пусть горит  всегда!

 Часы пробили  восемь.

 Сейчас затихнет  дом,

 Сейчас платок  набросим

 На клетку  со щеглом.

 Есть у  Маши дочка,

 Ей скоро  полгодочка.

 Она лежит  не плачет,

 Глаза от  света прячет.

 Чтоб у  нас она спала,

 Снимем лампу  со стола.

 Ходят тени  по стене,

 Будто птицы  в тишине

 Стаями летят.

 Кошка сердится  во сне

 На своих  котят.

 Мы спать  ложимся рано,

 Сейчас закроем  шторы,

 Диваны-великаны

 Теперь стоят,  как горы...

 Баю-баюшки-баю,

 Баю Машеньку  мою.

 

Больная кукла (В. Берестов)

Тихо. Тихо. Тишина.

 Кукла бедная  больна.

 Кукла бедная  больна,

 Просит музыки  она. 

 Спойте, что  ей нравится,

 И она  поправится.

 

С добрым утром! (Е.Благинина)

 Вместе с  солнышком встаю,

 Вместе с  птицами пою:

- С добрым  утром!

- С ясным  днём!

 Вот как  славно мы поём!

 

 

 

Мыльные пузыри (Е.Благинина)

Тихо шепчется с ветлой старая берёза.

 Ходит по  двору с метлой дедушка Серёжа.

- Дед Серёжа, посмотри,

 Мы пускаем пузыри!

 Видишь, в  каждом пузыре -

 По малиновой  заре,

 По берёзке,  по ветле,

 По Серёжке,  по метле.

 Ты смотри, смотри, смотри:

 Полетели  пузыри -

 Красный,  жёлтый, голубой -

 Выбирай  себе любой!

 

Спать пора (П. Воронько)

  Спать пора.

 Наступает ночка.

 Ты устала, дочка. 

 Ножки бегали  с утра,

 Глазкам  спать давно пора.

 Ждет тебя  кроватка.

 Спи, дочурка,  сладко.

 

Хлюп-хлюп (С.Капутикян)

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 

Маша  обедает (С.Капутикян)

Час обеда подошел,

Села Машенька за стол.

- Гав, гав,  гав!

- Кто это  к  нам?

- Гав, гав,  гав!

- Кто это   там?

- Это я, ваш  верный пес,

Ваш Арапка - черный нос.

День и ночь

Я дом стерег,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

- Мяу, мяу!

- Кто ж теперь

К нам царапается в дверь?

- Это ваша  кошка Мурка,

Мурка - серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей  перевела,

Крыс прогнала

из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

- Куд-куда, куд-куда!..

- Кто еще спешит сюда?

- Ваша курочка  рябая,

Я к вам прямо  из сарая.

Я не ела, не пила -

Я яичко вам  снесла.

Не пора ли обедать?

Двери отперты,   и вот

Мама всех к  столу зовет:

Пса Арапку,

Кошку-царапку,

Курочку рябку.

Никому отказа нет,

Подан каждому  обед:

Собачке в миске,

В блюдечке - киске,

Курочке-несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке - в  тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

 

На  прогулку (О.Кригер)

В сад сегодня  выносить

 Мы не  будем Машу:

 На морозе  простудить 

 Можно куклу нашу.

 

С нами в сад  пойдут гулять

 Плюшевые  мишки. 

 Им не  надо надевать 

 Шапки и  штанишки.

 

«Я  под краном руки мыла...» (Г.Ладонщиков)

«Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

 

Я сама! (И.Муравейка)

— Давай будем  одеваться…

— Я сама! Я  сама!

— Пойдём, будем  умываться…

— Я сама! Я  сама!

— Ну идём хоть причешу я…

— Я сама! Я  сама!

— Ну давай хоть накормлю я…

— Я сама! Я  сама!

 

Наши  полотенца (Н.Найденова)

Мы картинки разные

 Сами рисовали,

 Их над полотенцами

 Сами прибивали.

 Полотенце  Олино

 Саша не  возьмет:

 С птичкой  он не спутает

 Синий самолет.

 Знает свой  кораблик

 Боря-новичок.

 Миша - землянику,

 Машенька - волчок.

 У Сережи - яблоко,

 У Володи - груша.

 А картинку  с вишнями

 Выбрала  Катюша.

 Бабочка  - у Игоря,

 Заяц - у Наташи...

 Мы совсем  не путаем

 Полотенца  наши.

 

Толя  и медвежонок (М.Пожарова)

Толя в ванночке смеётся,

Грудку розовую  трёт.

С мягкой губки  струйка льётся.

Толя песенку  поёт.

Голосок весёлый  звонок – 

Не найдешь  милей певца!

Даже бурый  медвежонок

Рад бы слушать  без конца.

 

- Хочешь, Мишенька, помыться 

В теплой ванночке со мной?

- Нет, мне  мыться не годится 

И не в дружбе я с водой!

Весь я плюшевый, мохнатый,

А внутри набит  я ватой…

Мне недолго  захворать,

Коль начнешь меня купать.

 

Где мой пальчик? (Н.Саконская)

Маша варежку  надела.

- Ой, куда я  пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,

 В свой  домишко не попал! 

 Маша варежку  сняла. 

- Поглядите-ка, нашла! 

 Ищешь, ищешь  – и найдёшь. 

 Здравствуй, пальчик! 

 Как живёшь?

 

Большая ложка (З.Александрова)

Очень вкусно пахнет щами.

Кто обедать  будет с нами?

Старший брат несет  обед,

А у Тани ложки  нет.

Разве Таня виновата?

Ложка спряталась куда-то,

Нет ее ни там, ни здесь…

Значит, можно  щи не есть!

 

Брат сказал:

- Поешь немножко.

Вот тебе другая ложка,

С тонкой ручкой завитой.

Это ложка больше той…

 

И добавил он при этом:

- Ложка новая  с секретом:

Кто за стол садится  с ней,

Для того обед вкусней! -

 

Таня весело взглянула,

Щи из ложки  отхлебнула,

Стала есть, а  не шалить,

Ложку новую  хвалить.

 

Брат смеется: - Новой ложкой

За меня поешь  немножко,

Чтобы я, твой старший  брат,

Был сильнее  всех ребят!

 

Таня брату  отвечала:

- Ты налил  мне очень мало.

Если хочешь быть сильней,

Ты добавки  мне налей!

Девочка-рёвушка (А.Барто)

Что за вой? Что  за рёв?

 Там не  стадо ли коров?

 Нет, там  не коровушка -

 Это Ганя-рёвушка

 Плачет,

 Заливается,

 Платьем  утирается...

 УУ-УУ-У!..

 Вышла рёва  на крыльцо,

 Рёва сморщила  лицо:

- Никуда я  не пойду!

 Мне не  нравится в саду.

 Уу-уу-у!..-

 Вот вернулась Ганя в дом,

 Слёзы катятся  ручьём:

- Ой, пойду обратно!

 Дома неприятно!

 Оо-оо-о!..

 Дали Гане  молока.

- Эта кружка  велика!

 В этой  не могу я!

 Дайте мне  другую!

 УУ-УУ-У!..

 Дали рёвушке  в другой,

 Рёва топнула  ногой:

- В этой не  желаю!

 Лучше дайте чаю!

 Аа-аа-а!..-

 Уложили  Ганю спать,

 Плачет рёвушка  опять:

- Ой, не буду  спать я!

 Ой, наденьте  платье!

 УУ-УУ-У!..

 Тут сбежался  народ.

 Чтоб узнать: кто ревёт?

 Кто всё  время плачет?

 Что всё  это значит?

 Видят - девочка  стоит,

 Очень странная на вид:

 Нос распух, что свёкла,

 Платье всё  промокло.

 Оо-оо-о!..

 УУ-УУ-У!..

- Что ты плачешь,  рёвушка,

 Рёвушка-коровушка?

 На тебе  от сырости

 Плесень  может вырасти.

 

Девочка чумазая (А.Барто)

- Ах ты, девочка  чумазая,

 где ты  руки так измазала?

 Чёрные ладошки;

 на локтях - дорожки.

- Я на солнышке лежала,

 руки кверху  держала.

 ВОТ ОНИ  И ЗАГОРЕЛИ.

- Ах ты, девочка  чумазая,

 где ты  носик так измазала?

 Кончик носа  чёрный,

 будто закопчённый.

 

- Я на солнышке лежала,

 нос кверху  держала.

 ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

- Ах ты, девочка  чумазая,

 ноги в  полосы измазала,

 не девочка,  а зебра,

 ноги- как  у негра.

 

- Я на солнышке  лежала,

 пятки кверху  держала.

 ВОТ ОНИ  И ЗАГОРЕЛИ.

 

- Ой ли, так  ли?

 Так ли  дело было?

 Отмоем всё  до капли.

 Ну-ка, дайте  мыло.

 МЫ ЕЁ  ОТОТРЁМ.

 

 Громко девочка  кричала,

 как увидела  мочалу,

 цапалась, как  кошка:

- Не трогайте  ладошки!

 Они не  будут белые:

 они же  загорелые.

 А ЛАДОШКИ-ТО  ОТМЫЛИСЬ.

 

 Оттирали  губкой нос -

 разобиделась  до слёз:

- Ой, мой бедный носик!

 Он мыла  не выносит!

 Он не  будет белый:

 он же  загорелый.

 А НОС  ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

 

 Отмывали  полосы -

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом