Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 кричала  громким голосом:

- Ой, боюсь щекотки!

 Уберите  щётки!

 Не будут  пятки белые,

 они же  загорелые.

 А ПЯТКИ  ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

 

- Вот теперь  ты белая,

 Ничуть не  загорелая.

 ЭТО БЫЛА  ГРЯЗЬ.

 

Алёнушка (Е.Благинина)

1

А у нас есть девочка,

Звать её Алёнушка,

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день "уа-уа",

Вот и все  её слова.

2

Как у нашей  дочки 

Розовые щечки.

Как у нашей  птички

Тёмные реснички.

Как у нашей  крошки

Тёпленькие  ножки.

Как у нашей  лапки 

Ноготки-царапки.

3

Ой, ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

На окно поставим,

Остывать заставим.

А остынут –  поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Оладушки съели,

Оладушки съели,

Шшу–у-у!.. и  улетели.

4

Мы не ляжем  рано спать:

Дочку надобно  купать.

Теплую водичку 

Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Алёнушки худоба!

Дайте-ка пелёнку 

Завернуть Алёнку.

5

Баю-баю-баиньки,

Прискакали  заиньки:

— Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

— Уходите, заиньки,

Не мешайте  баиньки! — 

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки:

— Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

— Улетайте, гуленьки,

Дайте спать  дочуленьке!

Завтра встанет  солнышко,

Встанет и Алёнушка.

Будет солнце греть,

Будет дочка  петь.

Целый день "уа-уа",

Полюбуйтесь, какова!

6

Доченька проснулась,

Сладко потянулась,

Полежала, полежала,

Да и улыбнулась.

Сердце бьётся шибко.

Ах ты, моя  рыбка!

До чего же дорога

Мне твоя улыбка!

7

А-ту-ту,

А-ту-ту,

Пять зубов  у нас во рту.

А годок пройдет,

Будет полон  рот.

Попадет морковь  на зуб – 

Хруп-хруп,

Хруп-хруп!

Попадет капустка,

И ей не будет  спуска.

И в орехах знаем  толк – 

Щёлк, щёлк,

Щёлк, щёлк!

8

Тяжела дорога

От печки  до порога!

От порога до стола 

Тоже очень  тяжела.

Топ-топ, топ-топ,

Покачнулась –  шлёп!

А сидит не плачет:

Не ушиблась, значит?

9

Каша масленая,

Ложка крашеная!

Мы Аленку никогда 

Не упрашиваем.

Никогда, Никогда,

Право слово,

Никогда!

10

Глянула в оконушко

Круглая луна… 

Наша-то Аленушка

Сделалась больна!

Сердце бьется шибко,

Чуть не плачу  я:

— Что с тобою, рыбка,

Тихая моя?

Я за доктором пошла,

Побежала –  привела.

Доктор вылечил  Аленку,

Дочка снова  весела!

11

А в колхозе  есть домок – 

Прямо терем-теремок!

Кто, кто в  теремочке живет,

Кто, кто в  невысоком живет?

Может, мышка-норушка?

Нет!

Ну, лягушка-квакушка?

Нет!

Значит, зайка-трусишка?

Нет!

Ну, лисичка-сестричка?

Нет!

В теремке-то кроватки стоят,

На кроватках  ребятки спят.

Подымаются ранешенько,

Умываются белешенько,

За столами  тихонько сидят,

На еду не глядят, а едят.

После пляшут, да ведь как!

И вот этак,

И вот так,

И попарно,

И кружком,

И вприпрыжку,

И шажком… 

Впереди Аленка наша

Машет аленьким флажком.

12

Я на улицу пойду,

На веселую  пойду,

Я Аленушку за ручку,

Как большую, поведу.

Свети, свети, солнышко,

Зеленей, лужок!

Подымай, Аленушка,

Первый свой флажок!

Выше, выше подымай  – 

Нынче праздник Первомай!

 

Не  мешайте мне трудиться

(Е.  Благинина)

Не мешайте мне трудиться.

 Я водицы  притащу

 И колодезной  водицей

 Всех, конечно,  угощу.

Пейте,

 Пейте,

 Не жалейте!

 А хотите,

 В лейку  лейте -

 Поливайте  огород:

 Он ведь  тоже воду пьёт!

 

Обновки (П. Воронько)

Я купила кошке

К празднику  сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые  трусы.

Только как  их надевать?

Хвостик некуда девать!

 

Бабушкины руки (Л.Квитко)

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

 Я с ней  не знаю скуки,

И всё мне  любо в ней.

Но бабушкины  руки

Люблю всего  сильней.

 Ах, сколько  руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

 Так толсто  мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно  так…

 Настанет  вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают  мне.

 Ко сну  ночник засветят -

И тут замолкнут  вдруг.

Умней их нет  на свете

И нет добрее рук.

На  прогулку  (О.Кригер)

В сад сегодня  выносить

 Мы не  будем Машу:

 На морозе  простудить 

 Можно куклу  нашу.

С нами в сад  пойдут гулять

 Плюшевые  мишки. 

 Им не  надо надевать

 Шапки и  штанишки.

 

Кукольная  колыбельная. 

(Г.  Ладонщиков)

 Тихо входит  синий вечер 

В комнату мою.

Спите, куклы-человечки,

Баюшки-баю.

Уложу вас всех в кроватку,

Песню вам спою.

Спите, детки, сладко-сладко,

Баюшки-баю.

Понимаете вы сами,

Как я устаю.

Целый день вожусь я с вами,

Баюшки-баю.

Уложила, укачала 

Кукол всю семью,

И сама я задремала,

Баюшки-баю.

Помощники весны

(Г.  Ладонщиков)

Лёня с Петей,

 Взяв лопаты,

 Помогать  пришли весне.

Разбивают лёд  ребята

 И разбрасывают  снег.

 Посмотрел  на них с укором

 Снеговик  из-под ведра:

— Этак мне придётся скоро

 Убираться  со двора!

 

Все спят (С. Капутикян)

 Жучка тявкнула  во сне,

 Хвостиком  вильнула.

 Котик, серенький  коток

 Спит у  ножки стула.

 В мягком  кресле у окна

 Бабушка  уснула.

 Мишка тоже стал зевать.

 Не пора  ли Маше спать?

 

«Мойдодыр» (Корней Чуковский)

 Одеяло  убежало,

 Улетела  простыня,

 И подушка,  как лягушка,

 Ускакала  от меня.

 Я за свечку,

 Свечка - в  печку!

 Я за книжку,

 Та - бежать

 И вприпрыжку

 Под кровать!

 Я хочу напиться чаю,

 К самовару  подбегаю,

 Но пузатый  от меня

 Убежал, как  от огня.

 Что такое?

 Что случилось?

 Отчего же

 Всё кругом

 Завертелось,

 Закружилось

 И помчалось  колесом?

 Утюги за  сапогами,

 Сапоги за  пирогами,

 Пироги за  утюгами,

 Кочерга  за кушаком -

 Всё вертится,

 И кружится,

 И несётся  кувырком.

 Вдруг из  маминой из спальни,

 Кривоногий  и хромой,

 Выбегает  умывальник и качает головой:

"Ах ты, гадкий, ах ты грязный,

        Неумытый поросёнок!

 Ты чернее  трубочиста,

        Полюбуйся на себя:

 У тебя  на шее вакса,

        У тебя под носом клякса,

 У тебя  такие руки,

        Что сбежали даже брюки,

 Даже брюки,  даже брюки

        Убежали от тебя.

 Рано утром  на рассвете

        Умываются мышата,

 И котята, и утята,

        И жучки, и паучки.

 Ты один  не умывался

        И грязнулею остался,

 И сбежали  от грязнули

        И чулки и башмаки.

 Я - Великий  Умывальник,

 Знаменитый  Мойдодыр,

 Умывальников  Начальник

 И мочалок  Командир!

 Если топну  я ногою,

 Позову моих  солдат,

 В эту  комнату толпою

 Умывальники  влетят,

 И залают, и завоют,

 И ногами  застучат,

 И тебе  головомойку,

 Неумытому,  дадут -

 Прямо в  Мойку,

 Прямо в  Мойку

 С головою  окунут!"

 Он ударил  в медный таз

 И вскричал: "Кара-барас!"

 И сейчас  же щётки, щётки

 Затрещали,  как трещотки,

 И давай  меня тереть,

 Приговаривать:

"Моем, моем  трубочиста

 Чисто, чисто,  чисто, чисто!

 Будет, будет  трубочист

 Чист, чист, чист, чист!"

 Тут и  мыло подскочило

 И вцепилось  в волоса,

 И юлило,  и мылило,

 И кусало, как оса.

 А от бешеной  мочалки

 Я помчался, как от палки,

 А она  за мной, за мной

 По Садовой,  по Сенной.

 Я к Таврическому  саду,

 Перепрыгнул  чрез ограду,

 А она  за мною мчится

 И кусает, как волчица.

 Вдруг навстречу  мой хороший,

 Мой любимый  Крокодил.

 Он с Тотошей  и Кокошей

 По аллее  проходил

 И мочалку,  словно галку,

 Словно галку,  проглотил.

 А потом  как зарычит

        На меня,

 Как ногами  застучит

        На меня:

"Уходи-ка  ты домой,

        Говорит,

 Да лицо  своё умой,

        Говорит,

 А не то  как налечу,

        Говорит,

 Растопчу  и проглочу!" -

        Говорит.

 Как пустился  я по улице бежать,

 Прибежал  я к умывальнику опять.

        Мылом, мылом

        Мылом, мылом

 Умывался  без конца,

        Смыл и ваксу

        И чернила

 С неумытого  лица.

 И сейчас  же брюки, брюки

 Так и  прыгнули мне в руки.

 А за ними  пирожок:

"Ну-ка, съешь  меня, дружок!"

 А за ним  и бутерброд:

 Подскочил  - и прямо в рот!

 Вот и  книжка воротилась,

 Воротилася  тетрадь,

 И грамматика  пустилась

 С арифметикой  плясать.

 Тут великий  Умывальник,

 Знаменитый  Мойдодыр,

 Умывальников Начальник

 И мочалок  Командир,

 Подбежал  ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

"Вот теперь  тебя люблю я,

 Вот теперь  тебя хвалю я!

 Наконец-то  ты, грязнуля,

 Мойдодыру  угодил!"

 Надо, надо  умываться

 По утрам  и вечерам,

        А нечистым

        Трубочистам -

        Стыд и срам!

        Стыд и срам!

Да здравствует  мыло душистое,

 И полотенце  пушистое,

 И зубной  порошок,

 И густой  гребешок!

 Давайте  же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

 В ушате,  в корыте, в лохани,

 В реке, в  ручейке, в океане,

        И в ванне, и в бане,

        Всегда и везде -

        Вечная слава воде!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспекты занятий по развитию навыков самообслуживания.

 

Конспект  занятия.

Тема: «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

 

 

Конспект  игры.

Тема: «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком  будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это  на кукле. Предлагает детям повторить  действие.

 

 

 

Конспект  игры.

Тема: «Оденем кукол»

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после  чего покатать в коляске.

 

Конспект  игры.

Тема: «Обед у кукол»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

 

Конспект  занятия.

Тема: «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 

Конспект занятия.

Тема: «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку  в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

 

Конспект  занятия.

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом