Креативность детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

развитие креативности у детей

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие креативности у детей. ДИПЛОМ.docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)

 

   На следующем уроке  продолжаем работу по созданию  предложенных образов с помощью  штрихов. Мелодию распевки «Милая мама» дети поют с нежностью на «Legato» от разных звуков.

 

   Далее детям предлагается  прослушать и позже разучить  песню И. Портного «Веселый  старичок». Всплеск положительных  эмоций вызван узнаванием «старого  знакомого». С особым старанием  и удовольствием дети выполняют  творческое задание – изобразить  чувство радости на «Staccato» в слогах, изображающих смех старичка. 50% детей справились с этим заданием.

 

   Избегая методов  репродуктивной информации, педагог  во всех вышеперечисленных случаях  способствует развитию креативности детей на уроках музыки.

 

   Например, освоение  штриха «non Legato» мы предлагаем начинать таким образом: во время музыкальной паузы звучит марш, дети маршируют. Затем мы размышляем: «какой прием исполнения слышится в звучании «Legato» или «Staccato»?». Как правило, некоторые дети без раздумий выкрикивают «Legato» или «Staccato», остальные сомневаются.

 

   Тех детей, которые  услышали в марше «Staccato», можно попросить двигаться легкими прыжками под марш. Дети сразу чувствуют, что это сделать трудно. Таким образом, знакомство с новым штрихом «non Legato» происходит через чувственный двигательный образ, появившийся в творческом задании на ритмическую пластику.

 

   Усвоению штрихов  способствует такое задание –загадка:

 

Какие движения соответствуют  штрихам «Staccato», «Legato» и «non Legato»:

 

   скольжение на лыжах, 

 

   маршировка и подскок?

 

Чтобы проверить себя, детям  обычно предлагается проделать эти  движения по музыку. Уверенно справляются  с заданием около 60% детей.

 

   Другой пример музыкальной  загадки: после прослушивания  исполненной в быстром темпе  пьесы Рубаха «Воробей», детям  предлагается угадать, персонаж. Дети «узнают» воробья, птенца, цыпленка. Далее звучат варианты  это пьесы: в медленном темпе,  с измененными штрихами. Дети  удивляются тому, что штрихи могут  так неузнаваемо изменить характер  музыки. В исполненной на «Legato» пьесе «видят» гусеницу, червяка, черепаху; «non Legato» – хромающую лису, ежа.

 

   К наиболее понравившемуся  варианту можно предложить нарисовать  дома рисунок. Подобные задания  ориентированы на выявление взаимосвязи  между конкретным художественным  образом и средствами его воплощения.

 

   Аналогичные задания  на закрепление понятия «Штрихи»  можно применять в качестве  музыкальной паузы: одно и тоже музыкальное произведение исполняется разными штрихами. На «Staccato» дети должны двигаться вперед,  «non Legato» – назад, «Legato» - поворачиваться вокруг себя. Варианты движений можно разнообразить, предложить большую свободу в выборе движений или, наоборот, конкретизировать. Например, на «Staccato» или «Legato» изобразить соответствующие танцевальные движения,  «non Legato» – спортивные упражнения и тому подобное.

 

   На первом этапе  с таким заданием справляются  немногие, так как оно требует  адекватной реакции на музыку  и хорошей координации, но в  процессе многократного повторения (даже в вариативных формах) в  основном все дети справляются  с подобными заданиями к концу  учебного года. Их творческие  навыки, а также раскрепощенность и фантазия достигают уровня ритмопластических этюдов.

 

   Каждый первый урок  новой четверти в своей программе  мы посвятили повторению пройденного  ранее материала. На первом  уроке второй четверти в разделе  «Угадай мелодию. Вспомни» возвращаемся  к теме «Штрихи». Самостоятельно  анализируя средства музыкальной  выразительности народной румынской  песенки «Дождик», дети убеждаются, что эффективным приемом исполнения  в воссоздании образа дождя  является штрих «Staccato».

 

   Более расширенные представления о штрихах дети получают на основе познавательной беседы о разных видах искусства.

 

   После знакомства  с творчеством художников пуантилистов: Сислей, Поль Синьяк «Венеция», дети наглядно убеждаются, что штрихи как приемы исполнения успешно используются не только в музыке, но и в живописи: легкий штрих или густой мазок на полотне художника не менее значим для создания художественного образа, передачи характера, общего настроения картины, чем средства музыкальной выразительности,  штрихи «Staccato», «Legato» и «non Legato» в создании музыкального образа. 

 

   В ответ на вопрос: где еще и в каких видах  искусства или творческой деятельности  можно использовать штрихи?, дети приводят в пример себя на уроках хореографии (танцующих вальс – «Legato», прыгающих в польке «Staccato», и важно шествующих в полонезе - «non Legato»). Следующим творчески развивающим примером явился балет: «балерины прыгают, танцуют на носочках – похоже на штрих «Staccato».

 

   Подводим беседу  к логическому завершению: во  всех знакомых нам видах искусства:  музыке, живописи, литературе, балете  – используются такие средства  выразительности, как штрихи.

 

   От общей беседы  переходим к конкретному рассмотрению  иллюстрации эскиза И. Шишкина  «Дорога к водопаду Кивач». Рассматриваем  штрихи, использованные художником  в работе, дети видят «линии, точки,  закорючки, палочки и тому подобное».  Наблюдаем, как из  этих штрихов  вырисовываются образы леса, озера,  облаков и даже ветра. Творческая  беседа, наблюдение направлены на  развитие художественного восприятия, понимания художественного языка  данного вида искусства.

 

   Следующее творческое  задание мы назвали «Волшебные  штрихи».

 

   Учитель предлагает  детям попробовать свои творческие  силы и изобразить мелом на  доске при помощи штрихов ель,  березу, или другое дерево.

 

   Дети, как правило,  очень робко, боясь сделать  ошибку а затем, после успехов первых учеников, активно стремятся к доске. В результате их поисков на доске из линий, точек и других штрихов вырисовываются образы ели, березы, дождя.

 

Из-за недостатка времени  на уроке выполнение этого творческого  задания можно продолжить дома.

 

   В этом случае  простор для фантазии не ограничен:  тема рисунка может быть выбрана  любая, форма исполнения тоже: краски, фломастеры, карандаши, мелки  и так далее. Эти творческие  задания очень любимы детьми  и 60% учащихся успешно справляются  с ними.

 

   А это задание  является как бы продолжением  и завершением предыдущего: в  графически изображенных на доске  образах (береза, ель, дождь) найти  линии, штрихи,  соответствующие  музыкальным штрихам.

 

   Около 55% опрошенных  детей находят следующие параллели:  крона дерева – «Legato», дождь, трава, листочки – «Staccato». Спорным оказался вопрос о стволе дерева; мнения детей разделились: «Legato» или «non Legato»?

 

   Проблемная ситуация  разрешилась, когда было высказано  предположение, что это зависит  от изображения: если линия  длинная и плавная, значит –  «Legato», если же более короткая и четкая –  «non Legato».           Педагогом была создана поисковая ситуация, и дети сумели ее разрешить методом логического размышления.

 

   На основе этих  творческих заданий, в ходе  их выполнения дети усваивают,  что штрихи в музыке – это  способы или приемы звукоизвлечения.

 

   Вышеописанные творческие  задания, помимо выполнения других  поставленных задач, развивают  образно-ассоциативное мышление, художественное  воображение, формируют художественную  фантазию путем соотнесения с  закономерностями окружающей жизни.

 

   Следующий блок  творческих заданий связан с  темой громкостной динамики.

 

   Поскольку с динамическими  оттенками дети были ознакомлены  уже в первом классе, они достаточно  свободно оперируют понятиями  f (форте – громко) и p (пиано – тихо), во втором классе работа над этими средствами выразительности проходит на уровне повторения и закрепления.

 

 

Новыми понятиями являются крещендо 

 

(постепенное усиление  громкости звука)

 

 

 и диминуэндо 

 

(постепенное затихание  звука).

 

 

   Интересным творческим  заданием в теме «Осенний листопад»  в первой четверти является  «Крещендо в листьях клена». Оно  нацелено на осознание понятия 

 

   Лирическим эпиграфом  к заданию могут служить прекрасные  стихи японского поэта Дасена, написанные несколько столетий назад:

 

   О, кленовые листья!

 

   Крылья вы обжигаете

 

   Пролетающим птицам.

 

Детям предлагается подобрать  кленовые листья так, чтобы в них  чувствовалось цветовое крещендо: например, первый лист должен быть желтым (самым  светлым), а последний – коричневым или бордовым, то есть самым насыщенным по цвету. Листья собраны заранее на экскурсии по осеннему лесу и прогулке. Педагог напоминает о постепенности перехода от желтого к коричневому.

 

Эта творческая работа может  проводиться разными методами:

 

Коллективный: дети по очереди (по желанию) работают у доски, остальные наблюдают, дают советы, участвуют в обсуждении ошибок.

 

Составляют композиции из листьев индивидуально, каждый из своей  коллекции.

 

Групповой метод работы: дети объединяются в группы (по 3 – 5 человек) и сообща выбирают наиболее удачный  вариант колоритного крещендо в  листьях.

 

На первом этапе работы с этим заданием справляются далеко не все: процесс движения в окраске  листьев смогли уловить лишь 20% детей.

 

   Развивая тему цветового  крещендо, предлагаем детям озвучить  составленную композицию: пропеть  ее на звуке «О – О». Не  вникнув в суть задания, дети  просто тянут монотонно звук  «О – О – О».

 

   Педагог, идя от  обратного, еще раз просит детей обратить внимание на расположение листьев в составленных композициях: Одинаковы ли по цвету первый и последний лист? После рассуждений уточняет ответы детей, что цвета постепенно набирают яркость к последнему листу, то есть происходит крещендо, усиление яркости.

 

   Игровой момент: «Представьте, что вы – художник, голос – это ваша кисть, звук «О» – это краски. Раскрасьте голосом эти листья, так же усиливая яркость!». Дети очень эмоционально реагируют на это творческое задание (многие помогают себе: рукой изображают мазки кистью, причем их амплитуда к последнему листу значительно усиливается. 38% детей смогли озвучить цветовое крещендо: «о – о – о – О…».

 

 

   Аналогично работаем  над диминуэндо: изменяем в задании  лишь гамму цветов: дети самостоятельно  подбирают оттенки от зеленого  до бледно желтого. 70% учащихся  справляются с подбором цветовой  гаммы и потом правильно озвучивают                , пропевают «О – о – о – о».

 

   Творческие задания  по цветовому и графическому  моделированию музыки также являются  формой взаимодействия различных  видов художественного творчества.

 

   На протяжении всего  года мы периодически возвращаемся  к работе над динамическими  оттенками в песнях, распевках и других музыкальных произведениях и разных видах творческой деятельности.

 

   Ярко-показательным  примером для осмысления понятия  «Темп» (уже знакомого детям) как  средства выразительности музыки, а также для усвоения понятия  крещендо, яркой иллюстрацией является  произведение                  Э. Грига «В пещере горного  короля». Также в анализе этой  пьесы можно отобразить весь  спектр известных на данном  этапе эстетического развития  детей музыкальных средств выразительности.

 

   В творческом задании  на словесное рисование мы  просим детей не только устный  портрет горного короля, но и  доказать соответствие своего  образа авторскому видению, то  есть подтвердить свои представления  о персонаже, его характере  музыкальными средствами выразительности,  использованными композитором для  усиления образа.

 

 

   Дети, дополняя рассказы друг друга, отмечают мощный рост динамики, перечисляют понятия p,              , f и ff (учитель к месту сообщает, что ff (очень громко) – на языке музыки означает фортиссимо, ff), включение в исполнение симфонического оркестра и хора. Также дети отмечают и высокое звучание инструментов (регистр), изменение темпа. Но не все дети уловили ускорение темпа. Во время второго прослушивания предлагаем легонько постукивать пальчиком о ладошку. Дети «на себе» ощущают ускорение темпа. Наряду с этими хлопками в ладоши воспроизводим ритм пьесы. Подводя детей к более осознанному пониманию ритма, просим детей подвигаться по эту музыку. Начинаем с вкрадчивых шагов и заканчиваем стремительным бегом на месте.

 

   В целом характеристика  произведения, средств музыкальной  выразительности, создавших таинственную, зловещую, фантастическую атмосферу,  окружающую образ короля, оказалась  достаточно полной.

 

   Активно принимали  участие в словесном рисовании  60% детей.

 

 

 

   Во второй четверти  в теме «Зимняя сказка» знакомим  детей с фрагментом из балета  «Щелкунчик», слушаем русский  народный танец «Трепак». Продолжаем  работу над освоением понятий  f, p,              и              .

 

В короткой предварительной  беседе выясняем, какие русские народные инструменты дети знают (то есть, затрагиваем  и такое выразительное средство как тембр). Дети среди других обязательно  называют баян или гармошку. В ознакомительной  беседе дети узнают об исторических корнях народного танца «Трепак», о связи  народных танцев, плясок с гармошкой. Для распевки применяем творческое задание-упражнение «Игра на воображаемых гармошках». Предлагаем детям «поиграть» на гармошке, то есть раздвигать и сдвигать меха. Объясняем принцип: чем сильнее растягивать меха - тем громче звук, и наоборот. Просим играть тихо, громко, затем – постепенно усилить необходимую силу звучания; уменьшить.

Информация о работе Креативность детей