Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 981.00 Кб (Скачать файл)

По итогам первого  этапа диагностики, где исследовались  умения речевого этикета детей, были выявлены следующие результаты.

Экспериментальная группа.

Приветствие: 80%(8) детей поздоровались; 20% (2) детей не поздоровались.

Знакомство: 10%(1) назвали свое имя и представились сами; 20%(2) спросили имя взрослого; 70% (7) не познакомились.

Просьба: 20%(2)  спросили разрешения взять игрушку; 80%(8) не спросили.

Благодарность: 80%(8) поблагодарили; 20%(2) не поблагодарили.

Прощание: 80%(8) детей попрощались; 20%(2) не попрощались.

Контрольная группа.

Приветствие: 90%(9) детей поздоровались; 10%(1) детей не поздоровались.

Знакомство: 100% детей не познакомились.

Просьба: 30%(3) спросили разрешения взять игрушку; 70%(7) не спросили разрешения.

Благодарность: 100% детей поблагодарили.

Прощание: 100% детей попрощались.

По результатам второго  этапа диагностики, где исследовались  собственно речевые умения детей, было выявлено:

Экспериментальная группа.

Инициатива: Сами проявили инициативу – 90%(9); проявили инициативу по просьбе экспериментатора – 10(1).

Умение отвечать на поставленный вопрос. Ответили на вопрос, не отвлекаясь от содержания – 60%(6) детей; Отвлекаясь от содержания – 40%(4) детей.

Умение задавать вопросы. 100% не умеют задавать вопросы по собственной инициативе.

Умение слушать собеседника. 50%(5)- умеют слушать собеседника; 50%(5) – не умеют слушать собеседника (перебивают, отвлекаются).

Контрольная группа.

Инициатива: Сами проявили инициативу – 50%(5); проявили инициативу по просьбе экспериментатора – 40%(4); не выступали 10%(1).

Умение отвечать на поставленный вопрос: ответили на вопрос, не отвлекаясь от содержания – 60%(6); отвлеклись от содержания – 20%(2); не ответили на вопрос – 10%(1).

Умение задавать вопросы.100% детей не умеют задавать вопрос по собственной инициативе.

Умение слушать  собеседника. 40%(4) – умеют слушать  собеседника; 60%(6) – не умеют слушать  собеседника (перебивают, отвлекаются).

Вывод: Если обратиться к одной из рекомендованных Министерством образования РФ  программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программе  «Детство», то, с точки зрения ее авторов,  в среднем дошкольном возрасте дети должны уметь: Вступать в речевое общение с окружающим; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей.  Уметь участвовать в коллективной беседе, говорить по очереди, не перебивать говорящего; Знать формы вежливого обращения к  взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.

      В обеих обследуемых группах выявлены проблемы с овладением умениями, перечисленными  выше. Например, далеко не все дети сами проявляют инициативу к общению,  100% детей не умеют задавать вопрос по собственной инициативе, больше половины детей в обеих группах не умеют слушать ответы товарищей,  не  прибивая  и не отвлекаясь. При исследовании умений речевого  этикета было выяснено, что  в одной из групп 100% детей не познакомились при взаимодействии с незнакомым взрослым, большинство детей не умеют обращаться к взрослому с просьбой. Также некоторые дети не поздоровались, не поблагодарили и не попрощались. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей данных групп необходимо развивать диалогические умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Работа  по развитию диалогической речи детей

 

Для повышения  уровня развития диалогической речи в экспериментальной группе был  проведен формирующий эксперимент.

Рассматривая  организацию театральных занятий, в качестве основы мы рассматривали  программу «Театрализованные занятия  в детском саду» М. Д. Маханевой.

 Данная программа  способствует реализации новых  форм общения с детьми, индивидуальному  подходу к каждому ребенку,  нетрадиционным путям взаимодействия  с семьей. Театрализованные занятия  включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

     Все  занятия проводят по одной  и той же схеме:

- введение в  тему;

- создание эмоционального  настроя;

- театрализованная  деятельность (в разных формах);

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Автор выделяет основные приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные  роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети вытягивают любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), затем дети проигрывают свои роли в парах.

Формирующий эксперимент  состоял из цикла занятий по развитию диалогической речи  детей среднего дошкольного возраста с использованием кукольного театра. По ходу работы происходило знакомство детей со следующими видами кукольного театра: 1. Театр игрушек 2.Фланелеграф 3. Настольный плоскостной театр 4. Теневой театр 5. Верховой театр «петрушек». Дети осваивали данные виды театра, участвовали в спектаклях и изготовлении кукол.

 На освоение  каждого из видов кукольного  театра и его овладения детьми  отводится по два занятия, а  так же одно занятие вводное.  Из двух занятий первое, где  основное действующее лицо воспитатель, ознакомительное. Воспитатель знакомит детей с данным видом кукольного театра. На втором занятии детям дается возможность самим активно действовать, быть актерами. Сама по себе структура кукольного театра такова, что позволяет ребенку овладевать рядом диалогических умений в процессе игры, поэтому кукольный театр является эффективным средством развития диалогической речи детей, на таких занятиях ребенок овладевает свободными формами речевого общения. Играя роль сказочного персонажа, ребенок принимает его позицию, тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Независимо  от вида кукольного театра ознакомительные  занятия строятся по одной и той  же схеме. Работа начинается с чтения и разбора сказки. Выделяется главная  мысль – идея спектакля, ее необходимо подчеркнуть и повторить для того, чтобы ребенок правильно разобрался в происходящих событиях, уяснил для себя главную линию событий, на основе которого и будет происходить общение его – как одного из персонажей, с другими персонажами.

Подробный разбор всех событий, происходящих в спектакле, и поступков каждого персонажа  в отдельности дает возможность  исполнителям уяснить характеры  действующих лиц, их взаимоотношения. Ребенок учится правильно использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера.

После ознакомительного занятия следует занятие активного взаимодействия детей с куклами. Они также строятся по одной и той же схеме.

  1. Повторение чтения сказки.
  2. Пересказ сказки детьми.
  3. Распределение ролей.
  4. Репетиция отдельных сцен.
  5. Разыгрывание пьесы.

   Для ребенка  такое занятие незаметно превращается  в игру, в которой он ведет себя более свободно, поэтому лучше осваивает основные диалогические умения. Благодаря предварительному пересказу сказки и распределению ролей, ребенок знает, когда и что говорит его персонаж и поэтому не перебивает партнера по спектаклю, дожидается своей очереди. Во время подготовки к разыгрыванию пьесы, дети взаимодействуют друг с другом, договариваются по поводу распределения ролей, вступают в ролевые отношения друг с другом.

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ №1.

(ВВОДНОЕ)

Цель занятия: Познакомить детей со всеми доступными для них видами кукольного театра. Обогатить словарь детей терминами.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне хочется поговорить с вами о театре. Кто знает, что такое «театр»? \дети отвечают\

Воспитатель: Правильно, театр, это когда на сцене (в клубе) люди разыгрывают (показывают) различные истории или показывают сказки. А еще бывают театры, которые называются «кукольными театрами». Ребятки, а давайте-ка подумаем вместе, а как же это куклы могут разыгрывать сказки, показывать различные сценки, куклы, ведь не умеют ходить и разговаривать? \дети отвечают\

Воспитатель: конечно, вместо кукол все это  делают люди, а мы с вами, когда  смотрим на кукол, которыми управляют  люди, думаем, сто куклы сами ходят  и разговаривают.

  Да я уверена, что каждый  из вас тоже имеет свой кукольный театр. Он существует просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении.  Вот в песочнице Андрей и Артем строят крепость. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков?  Тогда можно пойти и поискать на участке простые палочки – и вот армия уже идет в бой!

 В быстрых  весёлых ручейках плавают деревяшечки,  бумажные лодочки, но тетерь  это уже быстроходные фрегаты,  шхуны, каравеллы.

А теперь, девочки, поднимите руку, кто из вас играет в «Дочки-матери»? Вы качаете куклу на ручках, укладываете ее спать, разговариваете с ней, а она вам отвечает. В ваших руках куклы смеются и плачут, отвечают на ваши вопросы и выполняют ваши просьбы. 
С этих игр и начинается кукольный театр. 

  Кукольные театры бывают разные! И выбор видов кукольных театров тоже велик. Бывают такие  кукольные театры, где куклы плоские. Они сделаны из плотной бумаги или картона. Разыграть представление или показать сказку с такими куклами можно прямо на столе. (Воспитатель демонстрирует плоские фигурки кукол, показывает как их можно передвигать. Предлагает то же самое сделать детям).    

Так же, не трудно устроить кукольный театр  из объемных игрушек. Куклами – артистами  сможет быть любые игрушки, которые  находятся в вашем игровом  уголке. Воспитатель демонстрирует две мягкие игрушки и разыгрывает сценку о Шарике и Барбосе, у которого не было хозяина. После этого пригласила к столу Глеба и Юлю с просьбой построить диалог двух собачек. С помощью воспитателя был составлен и разыгран диалог следующего содержания:

Глеб - Почему ты плачешь?

Юля – Мне холодно.

Глеб  – Почему ты не пойдешь домой?

Юля – У меня нет дома…

Глеб  – Ты голоден? Возьми сосиску!

Юля – ням, ням, ням. Спасибо!

  И наверняка, ваша воспитательница  Ирина Павловна показывала вам  фланелеграф. Потрогайте и ощутите ладонью мягкую и шероховатую поверхность экрана. Такая же шероховатая материя наклеена на обратную сторону плоских картонных кукол. Они легко задерживаются на фланелевом экране. На фланелеграфе тоже можно разыграть целый спектакль или сказку. 

А еще  бывает – театр теней или теневой  театр. Когда на белое полотно  направляется свет, а за этим полотном передвигаются плоские фигурки  кукол – получается здорово и  интересно. Посмотрите, как передвигаются  куклы за экраном. Воспитатель демонстрирует силуэты персонажей сказки «Три медведя». (Дети заворожено смотрят на освещенный экран. Подобное они видят впервые).

Еще бывает театр верховых кукол.  Верховым он называется потому, что кукла  находится выше работающего актера-кукловода, над ширмой. А ширма, зачем? Кто догадается? \дети отвечают/

Воспитатель: Верно, ребятки, кукловод прячется за ширму, чтобы его самого не было видно, а  куклу  надевает на руку и поднимает  ее над ширмой.

Интересно, а как это куклу можно надеть на руку? А это не простые куклы, они надеваются на руку как перчатка, хотя и не совсем обычная, поэтому и называются – перчаточные. (демонстрирует перчаточную куклу, надевает на руку, показывает, как движется кукла над ширмой). Воспитатель предлагает детям попробовать надеть куклу  на руку, но это не удается).

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2

«ТЕАТР ИГРУШЕК»

 

Цель: Познакомить  детей с кукольным театром  игрушек, беседа по сказке «Лиса, заяц и петух». Учить детей инициативности, учить умению слушать друг друга, не перебивая.

Ход занятия:

Воспитатель – Здравствуйте, дети!Сегодня мы с вами вспомним русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» и попробуем разыграть ее с помощью наших игрушек.

Воспитатель читает детям сказку «Лиса, заяц и петух». Затем проводит беседу

Воспитатель –  Кто хочет ответить, пусть поднимет руку.

- Почему лиса  выгнала зайчика из его избы?

- Как лиса  попала к зайчику?

- Кто хотел  помочь зайчику, но не смог?

- Какой по  характеру зайчик? А лиса?

- Кто помог  зайчику выгнать лису?

- Какой по  характеру петушок?

Воспитатель разыгрывает сказку с помощью игрушек.

Информация о работе Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста