Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа
Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70
Воспитатель – А на следующем занятии вы сами разыграете эту сказку. До свидания.
ЗАНЯТИЕ №3
«РАЗЫГРЫВАНИЕ ДЕТЬМИ СКАЗКИ «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ»
Цель: Способствовать формированию речи, развивать у детей инициативность, учить детей пользоваться формами речевого этикета (приветствие, просьба, благодарность, прощание), тренировать моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте дети. (дети здороваются)
Воспитатель – Какую сказку мы читали на прошлом занятии? Кто расскажет, о чем она? (Дети пересказывают сказку).
Воспитатель – А теперь мы разыграем ее с помощью вот этих игрушек. Настя, помоги мне, пожалуйста, достать игрушки из коробки и распределить роли между всеми ребятами. Ребята кто, хочет играть роль какого-нибудь персонажа, попросите Настю, дать вам игрушку.(воспитатель показывает на собственном примере как просить и благодарить) Настя, я хочу играть лисичку, дай мне пожалуйста игрушку. Спасибо. (дети распределяют между собой роли зайца, лисы, петуха, быка, собаки, медведя).
Воспитатель –
Дети, давайте вспомним, какие слова
по сказке говорят ваши герои. (Дети
припоминают слова своих
ЗАНЯТИЕ №3
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФЛАНЕЛЕГРАФОМ. БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Познакомить детей с фланелеграфом как видом кукольного театра Способствовать формированию речи, развивать умение слушать собеседника, пользоваться формами речевого этикета.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте! (дети здороваются) Ребята, вы любите русские народные сказки? А какие сказки вам знакомы? (Дети отвечают).
Воспитатель – Хорошо. Наверное, всем вам знакома сказка «Курочка Ряба». Кто может рассказать ее сейчас? (Дети пересказывают сказку).
Воспитатель – Молодцы! Хорошо знаете сказку про курочку Рябу. А теперь давайте продолжим наш разговор про кукольный театр. Знаете ли вы, что такое фланелеграф? (Дети отвечают утвердительно). Ваша воспитательница вам его показывала, раскладывала на нем различные геометрические фигуры и другие картинки. Так, оказывается, фланелеграф – это тоже вид кукольного театра. С его помощью можно разыгрывать разные сценки и сказки. Я вам покажу сказку «Курочка Ряба». (Воспитатель показывает сказку).
Воспитатель – Вам понравилась сказка? А вы хотели бы сами показать эту сказку для других детей? На следующем занятии вы сами попробуете это сделать. До свидания (дети прощаются)
ЗАНЯТИЕ №5
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ ДЕТЬМИ ТЕАТРА НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ
Цель: Способствовать формированию речи, развивать умение слушать собеседника, умение слушать друг друга, умение отвечать на вопросы, тренировать моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель – Дети, вы помните, что мы делали на прошлом занятии? (Дети отвечают)
Воспитатель – Правильно, мы вспоминали сказку «Курочка Ряба», а потом я показывала его вам на фланелеграфе. А теперь я снова прочту эту сказку, чтобы вы ее вспомнили очень хорошо. (Воспитатель читает сказку, затем дети распределяют роли между собой, в том числе и слова автора. Воспитатель беседует с детьми о характерах героев, задавая вопросы, детям, которые будут изображать того или иного героя)
Воспитатель – Давайте поговорим еще о том, какие у героев сказки характеры?
- Какой Дед? (Дети отвечают).
- Какая Баба? (Дети отвечают).
- Какая Ряба? (Дети отвечают).
Затем дети разыгрывают сказку. Воспитатель следит, чтобы все дети по разу поучаствовали в спектакле.
Воспитатель – Вы все молодцы! У вас уже очень хорошо получается, но мне уже пора уходить. До свидания (дети прощаются).
ЗАНЯТИЕ №6
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КАРТОННЫМ КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ.
БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК».
Цель: Познакомить детей с картонным кукольным театром. Способствовать развитию таких диалогических умений как инициативность, умение отвечать на конкретный вопрос.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте (дети здороваются). Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с кукольным театром. На самом первом занятии, я рассказывала и показывала вам различные виды театра. Кто помнит, о каких видах театра я говорила? (Ответы детей).
Воспитатель – Молодцы! В театр игрушек и фланелеграф мы с вами уже играли и научились сами быть актерами. А сегодня мы познакомимся с кукольным театром, в котором актеры – картонные фигурки.
Смотрите, я покажу вам их. (Воспитатель показывает героев сказки «Колобок»)
Воспитатель – Вы узнали героев сказки? Как называется эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель – Молодцы! Я сейчас прочту вам эту сказку, а потом покажу ее с помощью наших картинок. (Воспитатель читает сказку, затем разыгрывает ее с помощью картонных картинок). До свидания (дети прощаются).
ЗАНЯТИЕ №7
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ ДЕТЬМИ СКАЗКИ «КОЛОБОК» С ПОМОЩЬЮ КАРТОННОГО ТЕАТРА
Цель: Способствовать формированию речи, развивать инициативность, умение отвечать на вопросы, умение пользоваться такой формой речевого этикета как просьба, тренировать моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель – Дети, вы помните, что мы делали на прошлом занятии? (Дети отвечают)
Воспитатель – Правильно, мы вспоминали сказку «Колобок», а потом я показывала ее с помощью картонного театра.
А теперь я снова прочту эту сказку, чтобы вы ее вспомнили очень хорошо.
Кто поможет мне распределить роли? Ребята кто, хочет играть роль какого-нибудь персонажа, попросите, дать вам игрушку. (воспитатель выбирает помощника, дети распределяют роли. Воспитатель беседует с детьми о характерах героев, задавая вопросы, детям, которые будут изображать того или иного героя)
Воспитатель – Давайте поговорим еще о том, какие у героев сказки характеры?
- Какой Дед? (Дети отвечают).
- Какая Баба? (Дети отвечают).
- Какой Колобок? (Дети отвечают).
- Какой Заяц? (Дети отвечают).
- Какой Волк? (Дети отвечают).
- Какой Медведь? (Дети отвечают).
- Какая Лиса? (Дети отвечают).
Затем дети разыгрывают сказку. Воспитатель следит, чтобы все дети по разу поучаствовали в спектакле.
Воспитатель – Вы замечательные актеры, мне очень понравилась сказка, показанная вами. До свидания (дети прощаются).
ЗАНЯТИЕ № 8
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТЕНЕВЫМ КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ.
БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ «МАША И МЕДВЕДИ».
Цель: Познакомить детей с теневым театром. Способствовать формированию речи, развивать инициативность, умение отвечать на вопросы, тренировать моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель – Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с кукольным театром. На самом первом занятии, я рассказывала и показывала вам различные виды театра. Кто помнит, о каких видах театра я говорила? (Ответы детей).
Воспитатель – Молодцы! В театр игрушек и фланелеграф мы с вами уже играли и научились сами быть актерами.. А сегодня мы познакомимся с кукольным театром, в котором актеры – картонные фигурки, а на белое полотно направляется свет, а за этим полотном передвигаются плоские фигурки кукол. Посмотрите, как передвигаются куклы за экраном. Воспитатель демонстрирует силуэты персонажей сказки «Три медведя».
Смотрите, я покажу вам их. (Воспитатель показывает героев сказки «Три медведя»)
Воспитатель – Вы узнали героев сказки? Как называется эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель – Молодцы! Я сейчас прочту вам эту сказку, а потом покажу ее с помощью нашего театра теней. (Воспитатель читает сказку, затем разыгрывает ее с помощью картонных фигурок и освещенного экрана).
ЗАНЯТИЕ № 9
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДИ» ДЕТЬМИ СПОМОЩЬЮ ТЕНЕВОГО ТЕАТРА
Цель: Способствовать формированию речи, развивать диалогические умения детей (пользоваться формами речевого этикета, слушать собеседника), тренировать моторику рук.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте дети, вы помните, что мы делали на прошлом занятии? (Дети отвечают)
Воспитатель – Правильно, мы вспоминали сказку «Маша и медведи», а потом я показывала его вам на теневом театре.
А теперь я снова прочту эту сказку, чтобы вы ее вспомнили очень хорошо.
(Воспитатель читает сказку, затем назначает помощника, дети распределяют роли между собой, в том числе и слова автора. Беседует с детьми о характерах героев, задавая вопросы, детям, которые будут изображать того или иного героя)
Воспитатель – Давайте поговорим еще о том, какие у героев сказки характеры?
- Какая Машенька? (Дети отвечают).
- Какой Михаил Потапыч? (Дети отвечают).
- Какая Настасья Петровна? (Дети отвечают).
- Какой Мишутка?
Затем дети разыгрывают сказку. Воспитатель следит, чтобы все дети по одному разу поучаствовали в спектакле.
Воспитатель – Молодцы! До свидания. (Дети прощаются)
ЗАНЯТИЕ № 10
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ ПЕТРУШЕК.
БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК».
Цель: Познакомить детей театром петрушек. Развивать умения детей отвечать на поставленный вопрос, пользоваться такой формой речевого этикета как знакомство.
Ход занятия:
Воспитатель –
Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем
знакомиться с кукольным
Воспитатель – Молодцы! В театр игрушек и фланелеграф, картонный театр, театр теней, мы с вами уже играли и научились сами быть актерами.. А сегодня мы познакомимся с Петрушкой. (Воспитатель вытаскивает из-под стола руку, с надетой на нее игрушкой Петрушки)
- Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Петрушка! Я
пришел к вам в гости из
далекой сказочной станы! И
расскажу вам о верховом
(Воспитатель
показывает героев сказки «
Воспитатель – Вы узнали героев сказки? Как называется эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель – Молодцы! Я сейчас прочту вам эту сказку, а потом покажу ее с помощью вот этих кукол. (Воспитатель читает сказку, затем разыгрывает ее с помощью кукол - Петрушек).
Воспитатель – Вам понравился петрушка и его друзья? В следующий раз вы сами будете разыгрывать эту сказку. До свидания (дети прощаются).
ЗАНЯТИЕ № 11
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗ ДЕТЬМИ ТЕАТРА ПЕТРУШЕК
Цель: Способствовать формированию речи, развивать у детей умение задавать вопросы, умение отвечать на конкретный вопрос, учить пользоваться такой формой речевого этикета, как знакомство.
Ход занятия:
Воспитатель – Дети, вы помните, что мы делали на прошлом занятии? (Дети отвечают)
Воспитатель – Правильно, мы вспоминали сказку «Теремок», а потом я показывала его вам с помощью кукол - Петрушек.
А теперь я снова прочту эту сказку, чтобы вы ее вспомнили очень хорошо.
(Воспитатель читает сказку, затем распределяет роли между детьми, в том числе и слова автора. Беседует с детьми о характерах героев, задавая вопросы, детям, которые будут изображать того или иного героя)
Воспитатель – Давайте поговорим еще о том, какие у героев сказки характеры?
- Какая Мышка? (Дети отвечают).
- Какая Лягушка? (Дети отвечают).
- Какой Зайка? (Дети отвечают).
- Какая Лисичка? (Дети отвечают
- Какой Волчок - Серый бочок? (Дети отвечают)
- Какой Медведь? (Дети отвечают)
Затем дети разыгрывают сказку. Воспитатель следит, чтобы все дети по одному разу поучаствовали в спектакле.
Таким образом происходит