Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа
Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70
Данил А.: Нет, у меня нет никого. У бабушки только кошка, но она меня боится и убегает все время.
Настя П.: А у меня собака есть и кошечка маленькая, мы ее недавно у тети Люды взяли. Она маленькая, еще только молочко кушает.
Воспитатель: Очень хорошо. Вы такие молодцы! Мне было с вами очень интересно. Спасибо вам. До свидания.
Дети: До свидания.
Результаты исследования итогового уровня развития диалогических умений у детей экспериментальной группы
№ |
Имя ребенка |
Инициативность |
Тематика |
Умение отвечать на вопросы |
Умение задавать вопросы |
Умение слушать собеседника |
Дополнительные наблюдения |
1 |
Денис В. |
+ |
О домашних кошке и коте, их повадках. |
+ |
+ |
+ |
Первый поднимает руку, чтобы рассказать о своих любимцах. Говорит сбивчиво. С интересом слушает других детей. |
2 |
Настя М. |
+ |
О кроликах |
_ |
Как его зовут? + |
+ |
Слушает других детей, комментирует их высказывания, но сама по заданной теме не выступает. |
3 |
Настя Ф. |
+ |
О черепашке, которую подарил папа и ее повадках |
+ |
А что она там кушать будет? + |
_ Перебивает, слушает не внимательно |
Очень любознательна, отвечает на вопрос воспитателя по собственной инициативе, задает вопросы. |
4 |
Матвей П. |
+ |
О черепашке Насти, о собаке и цыплятах. |
+ |
_ |
+ |
Говорит эмоционально, интересуется рассказами других детей, отвечает на вопросы заданные ими. |
5 |
Никита В. |
+ |
о собаке |
+ |
_ |
+ |
Спокоен. Слушает и говорит спокойно, не перебивает других детей. |
6 |
Андрей К. |
+ |
О кошке, собаке |
+ |
Приходи ко мне в гости с ней играть? + |
+ |
В начале беседы очень заинтересован, участвует в разговоре, к концу беседы начинает отвлекаться. |
7 |
Ваня Х. |
= |
О коровах |
+ |
_ |
+ |
Рассудительный, спокойный, внимательно прислушивается к общей беседе |
8 |
Юля Г. |
+ |
О тетином кролике |
+ |
+ |
+ |
Ведет себя скованно, но когда начинает говорит сама – оживляется и вступает в беседу. |
9 |
Настя П. |
+ |
Про попугая, про собаку |
+ |
_ |
+ |
Не перебивает других детей, рассказывает о своих животных с интересом. |
10 |
Данил А. |
+ |
Кошка у бабушки |
+ |
Расскажи про кого-нибудь другого? + |
_ Перебивает. |
Перебивает других детей, хотя сам выступает только после просьбы воспитателя. |
Приложение 4
Исследование итогового уровня речевого этикета у детей контрольной группы
№ |
Имя ребенка |
Приветствие |
Знакомство |
Просьба |
Благодарность |
Прощание |
Доп. наблюдения |
1 |
Ксюша Д. |
+ |
_ |
+ Можно я вот это возьму? |
+ |
+ |
Не познакомилась с незнакомым взрослым. Вела себя скованно. |
2 |
Катя З. |
+ |
Как вас зовут? |
+ Я хочу взять зайчика, можно? |
+ |
+ |
Сначала внимание привлекли игрушки, затем взрослый. Спросила имя взрослого, но не представилась сама. |
3 |
Егор К. |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
Долго выбирал игрушку, поблагодарив – ушел в группу. |
4 |
Андрей М. |
+ |
Ты кто? |
Я возьму машинку маленькую, у меня такой нет. |
+ |
+ |
Чувствовал себя свободно, в обществе незнакомого взрослого, одним из первых подошел к столу. |
5 |
Юля М. |
+ |
_ |
Я шарик хочу взять, я его надую и на прогулку с собой возьму. |
+ |
+ |
Вела себя раскованно, разговаривала с взрослым, но не познакомилась. |
6 |
Ефим С. |
+ |
_ |
_ |
+ |
_ |
Стоял позади других детей, взял игрушку последним. |
7 |
Захар Т. |
+ |
Меня зовут Захар, а тебя? |
Я обезьянку возьму? |
+ |
+ |
Познакомился с взрослым, попросил игрушку. Вел себя заинтересованно. |
8 |
Аня Ш. |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
Вела себя скованно, взяла игрушку, затем молча стояла возле стола. |
9 |
Глеб З. |
+ |
_ |
_ |
_ |
+ |
Разговаривал с другими детьми по поводу игрушек, на взрослого не обращал внимания |
10 |
Артем А. |
_ |
_ |
_ |
+ |
+ |
Взял игрушку, поблагодарив и попрощавшись отошел в сторону. |
Исследование итогового уровня развития диалогических умений у детей контрольной группы
Беседа на тему: « Мои любимые домашние животные»
ДОУ «Колосок»
Воспитатель: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: расскажите мне о ваших домашних животных, как их зовут, как вы с ними играете?
Юля М.:(поднимает руку) У нас есть кошка, она боится на улицу выходить, а еще в живом уголке у нас есть крыса большая белая, мы ее кормим и убираем за ней.
Егор К.: да, а я ей один раз палец в клетку засунул, но она меня не укусила. А дома у меня собака есть, его Малыш зовут.
Захар Т.; (перебивает) У меня есть кот, его зовут Мурзик. А у Даши в городе есть попугайчик, он чирикает как воробей. А вы спросите у Андрея, у него есть дома такса. Расскажи, Андрей?
Андрей М.: Мы ее на улице нашли и взяли домой, теперь она у нас живет. Я люблю с ней играть. Она не кусается! Моя мама говорит…
Артем А.: (перебивает) У нас есть собака большая , он во дворе живет. Папа бы не разрешил, чтобы он дома жил! У тебя папа не ругается?
Андрей М.: не ругается, он тоже с ней играть любит.
Аня Ш.: А как ее зовут?
Андрей М.: Такса!
Воспитатель: А у тебя есть домашние животные, Глеб?
Глеб З.: У нас собака есть и кошка…
Катя З.: (перебивает) У нас нету животных, потому что у меня братик маленький Ванюшка, а у Насти есть много кошек.
Ефим С.: А у меня дома хомячок, только он все время спит и с ним не интересно играть.
Воспитатель: А у тебя, Ксюша, есть домашние животные?
Ксюша Д.: Нет, у нас никого нет.
Воспитатель: Очень хорошо. Вы такие молодцы! Мне было с вами очень интересно. Спасибо вам. Но вам пора идти на занятие. До свидания.
Дети: До свидания.
Результаты исследования итогового уровня развития диалогических умений у детей контрольной группы
№ |
Имя ребенка |
Инициатива |
Тематика |
Умение отвечать на вопрос |
Умение задавать вопросы |
Умение слушать собеседника |
Дополнительные наблюдения |
1 |
Ксюша Д. |
= |
Нет домашних живоных |
+ |
_ |
+ |
Слушает других детей, сама отвечает только после того, как спросил воспитатель. |
2 |
Катя З. |
= |
О кошках. |
+ |
_ |
_ перебивает |
Перебивает, для того, чтобы сказать самой. |
3 |
Егор К. |
+ |
Случай с крысой. О собаке. |
+ |
_ |
+ |
Отвечает на вопрос воспитателя. Внимательно слушает других детей. |
4 |
Андрей М. |
+ |
О таксе. |
+ |
_ |
+ |
Активен на протяжении всей беседы, отвечает на вопросы других детей. |
5 |
Юля М. |
+ |
О кошке и о крысе из живого уголка |
+ |
_ |
+ |
Внимательно слушает детей, выступает первая, поднимает руку. |
6 |
Ефим С. |
+ |
О хомячке |
+ |
_ |
+ |
Слушает других детей, не перебивает, выступает сам. |
7 |
Захар Т. |
+ |
О коте Мурзике, о попугае, который живет у сестры. |
+ |
+ Спросите у Андрея? Расскажи? |
_ перебивает |
активно участвует в разговоре, не перебивает других детей. Задает вопрос |
8 |
Аня Ш. |
+ |
_ |
+ как ее зовут? |
+ |
Слушала детей, задавала вопросы, но не выступала сама. | |
9 |
Глеб З. |
+ |
О собаке и кошке |
+ |
_ |
+ |
Ждет пока до него дойдет очередь, но его перебивают. |
10 |
Артем А. |
+ |
О собаке |
+ |
+ Твой папа не ругается? |
_ Перебивает |
Перебивает, хочет сказать сам. Задает вопрос детям. |
Приложение 5
Сравнение
уровней развития диалогических
умений детей контрольной и
Начало эксперимента.
Окончание эксперимента.
Приложение 6
Сравнение уровней владения детьми формами речевого этикета контрольной и экспериментальной группы на начало и окончание эксперимента
Начало эксперимента.
Окончание эксперимента.