Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 09:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение культуры поведения как условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. определить, каковы особенности формирования культуры поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия культуры поведения и методику ее формирования у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…...6
1.2 Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….…….11
1.3 Условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……14
Вывод по I главе…………………………………………………………………………19
Глава II. Культура поведения. Особенности ее формирования у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Понятие культуры поведения. Ее компоненты………………………………….…20
2.2 Методика формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….….27
2.3. Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…35
Вывод по II главе…………………………………………………………………….….44
Заключение…………………………………………………………………………….…45
Список использованной литературы…………………………………….……………47
1. Воспитание культуры поведения
– важнейшая сторона процесса
становления личности, освоение
человеком моральных ценностей.
Оно включает в себя формирован
Основные цели нравственного воспитания старшего дошкольника:
- становление нравственного поведения, т.е. сознательный выбор нравственного поступка в простых и понятных детям ситуациях;
- овладение нравственными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм нравственности (положительного) и к их нарушению (отрицательного);
- возникновение
2. Работа по нравственному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс нравственного воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться нравственные переживания, и соответствующие изменения в поведении.
Организация жизни детей в детском саду содержит значительный резерв нравственного воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства нравственным развитием личности ребенка старшего дошкольного возраста и определяет важное направление методической работы. Оно основано на том, что методы нравственного воспитания можно разделить на две группы на основании того, кто является их носителем. Первую группу составляют методики, которые могут применяться только воспитателем. Во вторую группу входят методики, которые могут использоваться и самими детьми в отношении друг друга. Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям.
Список использованной литературы
Оформить в соответствии с требованиями
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.- 312с.
2.Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988.- 437с.
3.Бархатова Л.С. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание, №11. – 1989.-с.12-13
4.Бочкарева Г.А. Беседы на этические темы. // Дошкольное воспитание, №4. – 1988.-с.10-11
5.Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- М: Академия, 1997.- 341с.
6.Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.- 272с.
7.Бурнашева Т.П. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание, №10.– 1986.-с.21-22
8.Воспитывать тактичного
9.Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984.- 427с.
10.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ Под. ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.-340с.
11.Гелло В.В. Учите беречь книгу.
// Дошкольное воспитание, №1. – 1993.-с.10-13
12.Диагностика эмоционально-нравственного
развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. –СПб.,2002.С.35.
13.Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина
Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика
в системе образования. – Воронеж: Просвещение,
1998.- 326с.
14.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1998.- 416с.
15.Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. //Дошкольное воспитание, № 9. – 2001.-с.12-13
16.Козлов Н.И. Как отноститься к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.,-212с.
17.Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с.
18.Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.-356с.
19.Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание, № 10. – 2003.- с.11-14
20.Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Просвещение, 1992.–463 с.
21.Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 460с.
22.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: Академия, 2004. – 96с.
23.Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. – Архангельск, 1996. – 322с.
24.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М: Просвещение, 1990.-344с.
25.Островская Л. Ф., Р. С. Буре Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 1985.-449с.
26.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. – 327с.
27.Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.,1990. - 95с.
28.Портянкина Г.Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. // Дошкольное воспитание №1. – 1989. – 22с.
29.Подласый И.П. Педагогика. – М.: Академия, 1996.-402с.
30.Хорунженио К. М.. Педагогический словарь,
М.: Академия, 1997.- 692с.
31.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.
- М.: Педагогическое общество России, 2002.
- 224с.
32.Яковенко Т.Н., Ходонецких З.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание №8. – 1989. – 22с.