Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений. Очень важно, чтобы у всех членов семьи была одна цель воспитания, одни требования – это позволяет ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Тогда ребенок развивается гармонично.
Когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди, находятся в ссоре - отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важно понимать, как взрослые относятся к нему. Т.е., положительное или отрицательное к нему отношение формирует его самооценку.
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.
31. Типы семей.
Существует 3 типа семей: благополучные семьи, формально благополучные семьи и неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные и кризисные - В.С.Торохтий, 1996).
Благополучные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Формально благополучные семьи. Характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи. Это семья, в которой нарушена структура, игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей (проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.).
Конфликтные семьи. В семье постоянно сталкиваются интересы, желания членов семьи, порождая отрицательные эмоциональные состояния. Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, повышенный тон, раздраженность – норма взаимоотношений супругов - отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Кризисные семьи. Члены семьи занимают враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.
Проблемные семьи. Характерно появление особо трудных ситуаций (отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный сроки т.д.).
32. Стили семейного воспитания.
Стиль – приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия поведения родителей с ребенком.
Семейное воспитание – в педагогике понимается как система взаимоотношений родителей с детьми. Эти взаимоотношения имеют воспитательный характер.
Существует 3 стиля семейного воспитания - авторитарный, демократический и либеральный (попустительский).
При авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка. Дети в таких семьях обычно замыкаются, неуверенные в себе. Демократичный стиль является самым оптимальным для воспитания. Родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. При либеральном (попустительском) стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.
33. «Закон об
образовании в РБ» о целях
и задачах дошкольного
Основная цель дошкольного образования:
- разностороннее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека.
- создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий
Основными задачами дошкольного образования являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- формирование основ здорового образа жизни;
- создание условий для
полноценного физического
- развитие умственных способностей, творческого потенциала, склонностей и задатков каждого ребенка;
- развитие и формирование фундаментальных качеств и свойств личности, нравственных и духовных ценностей ребенка, необходимых для адекватных действий в познаваемом мире;
- обеспечение сотрудничества с родителями в воспитании, обучении и развитии детей;
- обеспечение действенной преемственности дошкольного и начального школьного образования для своевременного и полноценного перехода 6-, 7-летних детей в систему школьного обучения.
34. Структурная
характеристика системы
Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: дошкольными образовательными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования.
Дошкольные образовательные учреждения различаются:
- по видам (по форме собственности): государственные и частные;
- по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад (варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа), дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста);
- по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности.
Основная цель психологической службы — обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Социальная служба в детском дошкольном учреждении призвана создать условия для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребенка в сфере ближайшего окружения: образовательном учреждении, семье, по месту жительства, в детских объединениях и т.д.
35. Вариативность содержания дошкольного образования.
Под вариативностью понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.
Вариативности дошкольного образования в разных видах, типах, профилях, режиме деятельности (функционирования или развития) дошкольных учреждений в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя – семьи.
36. Перспективы развития системы дошкольного образования РБ.
18 июня 2009 года комиссия
Совета Республики по
Целью семинара является детальное ознакомление с работой системы дошк-го образования страны, нормативной правовой базой.
В РБ действуют более 4 тыс. дошк. учреждений. Сохраняется высокий % охвата детей дошк-ми учрежд-ми: по республике он составляет 81,2 %, в городской местности - 90,7%, в сельской местности - 53,4%. Наибольший вес среди учреждений, обеспечивающих получение дошк-го образования, занимают ясли-сады, хотя их число ежегодно снижается. По сравнению с 2000 г. увеличилось число детских садов-школ в 2,6 раза, дошк-х центров развития ребенка в 4,3 раза.
Программа развития системы дошк-го образования в РБ на 2009-14 гг.предст-т собой комплекс мероприятий. Она позволит:
37. Значение программы для решения задач дошкольного образования.
Дошк-ое образование в РБ является первым уровнем основного образования, что закреплено в новой редакции Закона РБ «Об образовании в РБ» (19 марта 2002 г., глава IV). Согласно Закону, дошкольный уровень призван обеспечить всестороннее развитие р-ка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие системы дошк-го образования в РБ осуществляется в соответствии с социально-экономическими преобразованиями в стране и направлено на дальнейшее ее совершенствование. Приоритетным в деятельности дошкольного учреждения является гармоничное, разностороннее, развитие детей дошк-го возраста. Исходя из этих задач, система дошк-го образ-ия является гибкой и мобильной в предоставлении образовательных и оздоровительных услуг, своевременной коррекционно-педаг-кой помощи, услуг по уходу и досмотру, образовательных услуг на дому, в том числе и на платной основе. Развитие системы дошк-го образ-ия является одним из факторов улучшения демографической ситуации в стране. С этой точки зрения, значимой является социальная, педаг-кая, психол-кая поддержка семьи в условиях дошк-го учреждения. В реализации демографических задач актуальным является сохранение доступности образовательных услуг, развитие новых форм с гибкой системой режимов пребывания детей в них: сезонные и игровые площадки, детский сад на дому, группы кратковременного пребывания.
38. Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников.
Если говорить об истории создания программных документов для дошк-ов, то необходимо упомянуть первый программный документ - «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Были предложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, перечень детских игрушек, списки детской и воспитательной литературы.
В 1921 году выходит «Инструкция по ведению детского сада». Ведущим компонентом данного документа было физическое воспитание. Особенный упор был сделан на игру, была предпринята попытка сформулировать средства, методы воспитания.
Первый проект программы работы дошкольных учреждений был издан в 1932 году. Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми для дет. сада и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, не отводилось должного места игре. В основу «Программ и внутреннего распорядка детского сада» (1934) была взята часть проекта 1932 года, ориентированная на организацию работы по «видам деятельности». Указанную программу в Беларуси приняли за основу. «Программа воспитания в детском саду» (1962) – единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу, создана авторским коллективом научных работников Академии педагогических и Академии медицинских наук. Цель программы – ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе. В 1969 г. Вышла в свет усовершенствованная «Программа воспитания в дет. саду», которая создана на основе научных исследований, в связи с переходом школы на новое содержание образования. На основе исследований и опыта 70-х – начала 80-х годов была подготовлена «Типовая программа воспитания и обучения в дет. саду». Она учитывала введение обучения детей с 6-летнего возраста и предусматривала воспитание детей первых шести лет жизни в процессе разнообразных видов активной деятельности.
39. «Пралеска» - государственная образовательная программа.
Под руководством профессора Е.А. Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска».
Основными задачами программы являются:
Содержание программы основывается на принципах:
Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе разделами: «Познать, чтобы воспитывать», «Рости здоровым, малыш», «Сотрудничаем с семьей», «Развиваемся в деятельности». Материал, посвященный вопросам общения и речи в раннем и дошкольном возрасте, представлен в начале данного раздела.
Материал программы представлен для трех групп: «Маляты» (2-й, 3-й год жизни), «Почемучки» (4-й, 5-й год жизни), «Фантазёры» (6-7-й год жизни).
Авторами разработаны и описаны инновационные подходы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья детей, коррекции физ-го, псих-го развития дошкольников + списки литературных, музыкальных произведений, приобщение к миру природы, математики и др.
40. Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей в ДУ.
Программа – государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определено содержание учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
Программа помогает воспитателю строить педагогический процесс планово, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостное формирование личности с ранних лет жизни, является ориентиром для воспитания детей в семье.
1. Программа семейного детского сада. Данная программа разработана Министерством образования РБ, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа создана на основе итогов психолого-педагогических исследований последних лет, а также зарубежного опыта.