Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ В ПЕЧАТЬ.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Институт педагогики и психологии

 
 
Кафедра технологического образования 
Специальность 030600 «Технология и предпринимательство»

________________________________________________________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студент  661 группы

Матеро Юрий Сергеевич

                                                                __________________________

 

Научный руководитель

к. ф-м. н., доцент,

Вяжевич Сергей Степанович

Зав. кафедрой

к.п.н., доцент,

Талых Алексей Александрович

_____________________

(решение о допуске, подпись)

«___»_________________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2014г. 
Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.

Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи [20].

Цель исследования: разработать методику преподавания предпринимательства для учащихся 10 классов, используя современные методы преподавания.

Объект исследования: психологические и педагогические основы обучения школьников.

Предмет исследования: обучение школьников основам предпринимательству.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что учебный процесс курса «Основы предпринимательства» для учащихся 10 классов может быть успешно осуществлён и эффективно реализован, если будут:

  • выявлены современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России;
  • определены современные методы преподавания предпринимательства;
  • учтены психолого-возрастные особенности обучаемых;
  • разработана методика преподавания курса;
  • сформирована материальная база для реализации курса.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом, а также сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России.
  3. Определить современные методы преподавания предпринимательства.
  4. Выявить интерес учащихся к курсу «Основы предпринимательства».
  5. Разработать методику преподавания курса «Основы предпринимательства» для учащихся 10 классов, применяя метод проектов.

Методы исследования:

1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

2.Эмпирические: - анализ существующих методов преподавания;

- анализ познавательного интереса учащихся к курсу «Основы предпринимательства»;

3.Интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

1 этап (сентябрь 2013 – декабрь 2014): формулировка  темы выпускной квалификационной  работы; ее утверждение, составление  научного аппарата исследования; сбор материала по научной  проблеме, изучение литературных  источников.

2 этап (январь 2014 – март 2014): обобщение  педагогического опыта, уточнение  гипотезы исследования.

3 этап (апрель 2014 – май 2014): обобщение  полученных результатов, оформление  выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития предпринимательства в России

1.1 Появление и развитие предпринимательства в России

 

Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности, хотя как самостоятельное понятие (экономическая категория) оно было вычленено лишь в XVII веке, когда мировое хозяйство вступало в индустриальную эпоху. В этот период начинается особое бурное развитие предпринимательства [15, с.11].

Древнерусское государство, созданное в конце IX века, складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути  «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли  купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов. После принятия  христианства  здесь  совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли  инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры [14, с.13].

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской  деятельности  принимали  участие все слои общества (в том числе князья и бояре).

Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности [15, с.24].

Первый русский свод законов «Русская правда» был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия  и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений [15, с. 28].

С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства благодаря усилиям столичного купечества. Появляются династии предпринимателей. Первой из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками.

Примером российского предпринимательства является деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Из свидетельств историков можно узнать, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения отдохнуть, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа [1, с.7].

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси характеризовался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII — начале XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось зазорным брать высокие проценты. Позднее Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечал черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства:

• чувство меры;

• практический расчет;

• самообладание;

• трезвость характера;

• силу воли [1, с.8].

Именно эти черты определяли успех предпринимательства более тысячи лет. Предпринимательская деятельность в XVI—XVII вв. зависела от политических факторов развития постепенно возвысившегося Московского княжества. Первый условный период развития предпринимательства в Московском княжестве охватывает XIV—XVI вв. Основной хозяйственной единицей того времени выступали княжеские хозяйства, мелкие и крупные, а также хозяйства удельных феодалов и вотчинников. На Руси феодалы не ушли из городов в родовые замки, а имели резиденции в центрах княжества: Москве, Твери, Можайске и Галиче. Город и прилежащие деревни фактически принадлежали князю, и вся предпринимательская деятельность им контролировалась. В самом городе существовали целые слободы княжеских мастеров, огородников, садовников. На реках стояли княжеские мельницы, вокруг— леса, покосы князей. Известно, что больше всего земель в XIV—XV вв. было у московского князя (Иван Калита владел 50 селами, а Василий Васильевич Темный — уже 125). Наиболее перспективным направлением торговой деятельности была торговля с Судорожем (Судаком), находившемся на побережье Черного моря. Среди населения феодальной Москвы того времени видное место занимали гости — судорожане, составлявшие верхушку московского купечества.

В конце XVI в. вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городским, что обусловило рост товарно-денежных отношений. Плотники и каменщики, ткачи и портные становились наемными. В Новгороде, Казани, Серпухове известны около 200 разновидностей ремесленных специальностей. Зарождаются основы будущего мануфактурного производства, увеличивается разделение труда и даже его специализация (кафтанники, армячники, шубники). Дробность специальностей становилась более мелкой: отдельные мастера пришивали петли, карманы, пуговицы. В городах появились ремесленные ряды: хомутовый, шубный, колпачный. Широкое распространение получили ярмарки. В середине XVI в. была открыта Макарьевская ярмарка, крупные ярмарки были в Холопьевом городке на Мологе, в селе Симонова монастыря Веси-Егонской [1, с.9].

Подводя итоги этого периода, следует отметить, что развитие предпринимательства в XVI в. в России было весьма противоречивым. Наблюдалось оживление деятельности, качественное усложнение ее форм, появились предприниматели в непосредственном смысле этого слова. Данный процесс происходил не благодаря, а вопреки существующим условиям, в очередной раз демонстрируя неистребимость экономической и прочей активности людей. Таким образом, Россия в Средние века развивалась в области предпринимательства возвратно-поступательно. Это было связано и со стремлением успеть за цивилизованными странами, и с боязнью перенять их опыт; и с естественным желанием предприимчивых людей действовать, и с ограничением подобных действий переразвитой системой. В России были сторонники постепенного реформирования, но объективные исторические причины и желание иметь все сразу направили Россию по другому пути.

Уже в XVI—XVII вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках вели оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, происходил интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны. Все это способствовало возникновению всероссийского рынка [1, с.10].

 

Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей  XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.

В годы царствования Петра I развитию предпринимательства в России был дан мощный толчок: число мануфактур увеличилось с 10 до 230. В это время возник один из самых именитых домов — дом Демидовых, которому положил начало тульский кузнец. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось около 40% всего чугуна в России. И самому Петру I были присущи основные качества предпринимателя, которые он развил во время путешествий по Европе. Именно Петр и его современники заложили основу российского торгово-промышленного бизнеса. После ликвидации крепостничества и осуществления земской реформы был отмечен резкий подъем российского капиталистического предпринимательства. Наиболее массовыми группами предпринимателей становятся богатые крестьяне, ремесленники, торговцы. Петром I были созданы благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Характерной особенностью является тот факт, что большая часть русских предпринимателей Петровской эпохи, а также и более позднего периода вышла из крестьян или посадских людей [1, с.13].

Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»