Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой…………………………………………………………………..7
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания……………………………………………………………….7
1.2 Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой…………………….11
1.3 Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром………………………………………………………………...15
Выводы…………………………………………………………………………..22
II. Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром.23
2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой……...23
2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с природой…………...31
Выводы………………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………………….39
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать{7;40}.
Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.
На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок.
Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.
Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.
Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе{7;41}.
Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой.
Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.
Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику{9;83}.
Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.
Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы{15;63}.
ВЫВОДЫ:
Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение с природой положительно
влияет на человека, делает его добрее,
мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно
велика роль природы в воспитании детей.
«Природа - источник творческого
вдохновения, источник подъема всех духовных
сил человека, не только взрослого, но
и подрастающего». Природа помогает окрашивать
в эмоциональные тона все восприятия окружающей
действительности. Вот это эмоциональное
отношение к окружающей природе, неисчерпаемому
источнику красоты, и должна воспитывать
система образовательных учреждений у
детей.
Во все
времена и эпохи природа оказывала огромное
влияние на человека, на развитие его творческих
способностей, являясь в то же время неиссякаемым
источником для всех самых смелых и глубоких
дерзаний человека. Великий критик Белинский
считал природу «вечным образцом искусства».
Прекрасное в природе безгранично
и неисчерпаемо.
Умение видеть природу - первое
условие воспитания мироощущения единства
с ней, первое условие воспитания через
природу. Оно достигается лишь при постоянном
общении с природой. Чтобы ощущать себя
частью целого, человек должен не эпизодически,
а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических
воздействий требует постоянного общения
с природой.
Природа является одним из факторов,
влияющих на развитие и
формирование эстетических
чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия
на человека. В жизни людей природа занимает
значительное место, способствует формированию
и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается
с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать
детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности,
единству, которые царят в ней».
В дошкольном
учреждении ребят знакомят с природой,
происходящими в ней в разное время года
изменениями. На основе приобретенных
знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы,
любознательность, умение наблюдать, логически
мыслить, эстетически относится ко всему
живому. Любовь к природе, навыки бережного
отношения к ней, забота о живых существах
рождают не только интерес к природе, но
и способствуют формированию у детей лучших
черт характера, таких, как патриотизм,
трудолюбие, гуманность, уважение к труду
взрослых, охраняющих и умножающих природные
богатства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром