Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:13, курсовая работа
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 3
Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в школе 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
Глава III. методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
Заключение 65
Библиография 67
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Орфографическая пропедевтика.
Орфографические навыки
на примере темы «Безударные гласные в
корне слова»
Одна
из наиболее сложных задач начального
обучения заключается в достижении
высокого качества орфографических
навыков. И от того, насколько полно
будут сформированы в период обучения
грамоте орфографические
Обучение орфографии в период обучения грамоте носит по преимуществу пропедевтический характер: учащиеся практическим путём необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых/мягких, звонких/глухих).
Особенность
орфографической пропедевтики на уроках
письма состоит в том, что «пропедевтика
должна заключаться не в том, чтобы
сообщить какие-то упрощённые, неточные
правила, а в том, чтобы систематически
и организованно вводить те или
иные написания в практику письменной
речи учеников, не перегружая в то же
время детей заучиванием каких-
Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографического правила ученики имели минимум знаний, умений и навыков, которые потребуются им для правильного понимания и применения данного правила.
Современные учебники и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем. В ходе работы с первоклассниками в период обучения грамоте выявляется, что учащиеся в данный период могут ознакомиться по меньшей мере с 10 видами таких орфограмм. Перечислим их:
1. Заглавная
буква в именах, фамилиях и
отчествах людей, кличках
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
Правописание сочетаний жи, ши.
Правописание сочетаний чу, щу.
Правописание сочетаний ча, ща.
Отдельные случаи написания безударных гласных.
Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных.
Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных.
Разделительный Ъ.
Разделительный Ь.
Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение написаний слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корнях слов. Поэтому чрезвычайно важно своевременно и эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.
С учетом
возрастающих трудностей и расширяющегося
объема знаний и происхождения программного
материала подготовительная работа
может быть распределена в течении
букварного периода в такой
№ п/п |
Тема |
Работа над безударными |
1 |
Практическое знакомство с ударением. |
Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме. |
2 |
Различение гласных и |
Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков; их характерные особенности. |
3 |
Установление факта |
В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол-столы, косы-коса). |
4 |
Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографической зоркости. |
Нахождение и выделение в |
5 |
Знакомство с родственными словами. |
Первые шаги в составлении гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова. |
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударения.
Проведенные наблюдения за первоклассниками показывают, что к концу букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове ударение, если учитель систематически включает в уроки письма задания на нахождение и выделение ударного слова. Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приёмами её проверки.
На первых уроках обучения грамоте учащимся предлагаются готовые графические образцы (косы – коса, сосны – сосна). Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове косы? Какая гласная пишется без ударения в слове коса?
Сравним
написание гласных в ударном
и безударном слогах. Какой же вывод
можем сделать? (Какая гласная
пишется под ударением, такая
же гласная пишется и без ударения
в этом слове). По мере знакомства с
новыми буквами словарь учащихся
пополняется новыми словами с
проверяемыми безударными гласными.
Обнаруживание безударных гласных
в слове, проверка их написания, запись
слов – довольно сложный этап для
учащихся
I класса.
Таким образом, к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать проверочные слова.
На выработке этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.
Сознательность
и автоматизм при обучении орфографии
достигается в процессе работы над
правилом и орфографическими упражнениями,
обеспечивающими привитие навыка грамотного
письма. Как усвоение правила, так
и выполнение упражнений связано
с активной аналитико-синтетической
деятельностью учащихся. Усвоить
правило правописания – это значит
понять его содержание, уметь определить,
к какому языковому факту оно
относится, найти признаки, позволяющие
установить, подходит ли тот или
иной пример под это правило, и
основать его применение в процессе
упражнений. Но, если при объяснении
правила аналитико-
Сочетание
сознательности и автоматизма обуславливает
необходимость тщательной работы над
правилом при обучении орфографии,
обоснования правильности написания,
продуманной системы
Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании.
Методы обучения орфографии
В обучении орфографии используются методы:
Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее.
Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например написание падежных окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов различных частей речи и другие.
Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением.
При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный звук корня безударный, может быть передан и буквой А, и буквой О (во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления правильности написания этого слова надо подобрать родственные ему, опорные слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставить их с данным словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова пишется О.
Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.
Существует ряд приёмов работ по орфографии. Рассмотрим их.
Списывание
– это прием, состоящий в полном
копировании учеником с книги
или с доски отдельных слов,
предложений или целых связных
отрывков. Списывание – это один
из эффективных видов упражнений,
содействующих выработке
Списывание с готового текста или списывание-копирование.
Задача ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы воспроизвести его у себя в тетради точно в таком же виде, не допуская никаких отступлений в написании. Всякие отступления в этом случае считаются ошибкой.
Как показала практика работы школ, списывание готового текста является одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии на всех этапах, за исключением только самых ранних ступеней в обучении. В букварный период, когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно. Удельный вес такого рода упражнений в ряду других и в общей системе работы по орфографии уже со второго класса должен постепенно уменьшаться. Дело в том, что списывание с готового текста – упражнение механического характера, почти не требующее от ученика активной работы и напряжения мысли, а потому и лишённое для него интереса. При списывании с готового текста, которое неизбежно является побуквенным (особенно на ранней стадии обучения), ученик воспроизводит не целое слово, а его части (отдельные буквы или слоги), обычно не связывая записываемое со значением, со смыслом. Это списывание находится в противоречии с естественной природой письма и орфографического навыка, являющихся процессом воспроизведения слов как единого комплекса ряда движений для руки и единого цельного образа для глаз.
Чтобы добиться заметных положительных результатов при обучении орфографии посредством списывания с готового текста, требуется очень большое количество повторений одного и того же, что без надобности отнимает слишком много сил и времени, не давая надежных и значительных результатов, так как в конечном счете делает учащихся беспомощными при самостоятельном письме, приучая всегда опираться на текст.