Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:57, курсовая работа
Цели и задачи данной работы: рассмотреть три основных этапа развития дизайнерской Школы Баухауз (по Ф.Кролю) и провести анализ методик преподавания в Баухаузе.
Объект исследования: дизайнерская Школа Баухауз
Предмет исследования: педагогика
Методы исследования: провести анализ методик преподавания, основываясь на:
Различных периодах создания и становления Школы
На различных теориях искусства и методики обучения отдельных художников-преподавателей
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»…………………..…4
Ι.1. Функционализм………………………………………………………..……..4
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю……………………6
Глава ΙΙ. Характеристика педагогики «Баухауза». Теории искусства и методика обучения отдельных художников-преподавателей………………………………10
ΙΙ.1. Йоханес Иттен……………………………………………………………...15
ΙΙ.2. Ласло Мохоль-Надь………………………………………………………..16
ΙΙ.3. Йозеф Альберс……………………………………………………………..17
ΙΙ.4. Василий Кандинский………………………………………………………18
ΙΙ.5. Пауль Клее………………………………………………………………….22
ΙΙ.6. Оскар Шлеммер……………………………………………………………24
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании…….26
Выводы…...…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы и источники……………………………….32
Переезд института не привел его к развалу, как это можно было предположить, а наоборот, продемонстрировал сплоченность и консолидацию. Оптимальные условия для работы Баухауз получил после завершения строительства нового здания института со специальным общежитием для учащихся и семи отдельных домов для мастеров. Автором проекта являлся Гропиус, в строительстве принимали участие все мастерские Баухауза. Строительство нового учебного и жилого комплекса дало возможность Гропиусу продемонстрировать свое понимание принципов новой функциональной архитектуры и реализовать новую концепцию Баухауза. Свидетельством особого признания деятельности школы со стороны правительства было решение в 1926 году присвоить мастерам звания профессоров. Школа получила новое название «Баухауз в Дессау. Высшая школа формообразования».
С уходом Гропиуса весной 1928 года начинается третий период в развитии Баухауза - период дезинтеграции. Новым директором Баухауза становится швейцарский архитектор Ханнес Майер (1889-1954). Социально ангажированный, не склонный к эстетизму, он ставит перед собой задачу придать педагогической концепции Баузауза социальный характер. О его взглядах позволяет судить статья «Баухауз и общество», опубликованная в газете-журнале Баухауза в 1929 году: «Что строить, что конструировать - для нас едино. И то и другое - общественное событие. В качестве Высшей школы формообразования Баухауз-Дессау не художественный, а социальный феномен».
В 1930 году
Майер вынужден был покинуть Баухауз.
На его место приходит Мис ван
дер Роэ (1886-1969). Баухауз под его
руководством окончательно превращается
в архитектурную академию с несколькими
дизайнерскими отделами. В 1932 году социал-демократы
терпят поражение на выборах. Баухауз
лишается своей поддержки в лице Хессена
и срочно вынужден искать себе новое местопребывание.
Его следующим и последним местожительством
становится Берлин. Как частная художественная
школа он размещается в одном из бывших
зданий завода. Осенью 1933 года по распоряжению
национал-социалистов школа была закрыта.
Глава ΙΙ. Характеристика педагогики «Баухауза». Теории искусства и методика обучения отдельных художников-преподавателей
Основные позиции содержания реформ художественного образования в Германии первой трети ХХ века:
1. Общие антиакадемические тенденции реформ. Все, так или иначе, сходились в одном - традиционная академическая система образования себя исчерпала, а ее формы и методы обучения в значительной степени устарели.
2. Необходимость вернуться к той традиции, которая предшествовала созданию академической системы образования, т.е. надо вернуться к ремеслу, к освоению ремесленных профессий, к работе с различными материалами.
3. Осуществление идеи возврата к ремеслу возможно реализовывать через работу и практическое обучение в мастерских: принцип обучения в мастерских.
4. Создание единой художественной школы. Под этим подразумевалось создание таких школ, где параллельно с преподаванием основ архитектуры шло обучение и другим видам искусств, в том числе художественному ремеслу.
5. Введения в практику художественного образования первоначального обучения, предварительного или пропедевтического курса по формообразованию, обязательного для всех студентов, независимо от их дальнейшей специализации.
Изменения целевых установок и формирование организационной структуры педагогического процесса Баухауза:
В первой программе Гропиуса, которая носила скорее пафосный, декларативный характер, чем являлась руководством по реализации конкретных задач и целей обучения, было заявлено, что освоение ремесленных профессий должно стать главной составляющей всего обучения («Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником»; «Каждый обучающийся, прежде всего, должен изучать ремесло!»). Своеобразным был подход, предложенный Гропиусом: его концепция двойной квалификации преподавателей, «одновременное обучение учащегося техническим основам - со стороны ремесленника, и формальным - со стороны одаренного художника». Руководящей линией программы 1919 года стал «Устав Государственного Баухауза в Веймаре», изданный брошюрой в январе 1921 года. Четвертый параграф устава включает перечень предметов, подлежащих изучению: «а) учение об элементарных материалах (материаловедение); б) натурные штудии (изучение натуры); в) учение о формообразовании (рисунок, живопись, моделирование, строительство), учение об основных формах, формообразование плоскостей, учение о композиции; г) техническое рисование (учение о проектировании, учение о конструировании) и моделирование всех пространственных объектов (предметы потребления, мебель, помещение, архитектурное сооружение)»
Одновременно с определением содержания образования складывалась и структура учебного процесса. Она окончательно определяется к 1923 году и наглядно продемонстрирована на диаграмме, которая в историю художественного образования вошла под названием «Круг Баухауза».
Внешний круг представляет собой вводный курс (1/2 года), первичное изучение форм, знакомство с материалами в мастерских вводного курса; второй круг (второй и третий круг - 3 года): натурные штудии, материаловедение, курс пространство-цвет-композиция, конструирование и изображение, материалы и способы их обработки. Третий круг: классы дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня. Центр круга: инженерно-строительный курс, проектная мастерская, опытно-экспериментальная мастерская, стройплощадка, строительство.
С
переездом в Дессау структура учебного
процесса практически не изменилась. К
зимнему семестру 1924-1925 года пропедевтический
курс продлевается с одного семестра до
двух, и с этого момента получает название
«Основного курса по формообразованию».
В учебном плане 1925-1926 года обучение разделяется
на две равные части: основной курс практического
обучения и основной курс формообразования.
В 1926 году была издана брошюра «Баухауз
- Дессау. Устав и организация учебного
процесса». Она во многом повторяет положения
учебного плана 1925-1926, но имеет приложение
в виде расписания занятий по семестрам.
При Майере тенденция к разделению в обучении
еще более усиливается. Пропедевтический
курс становится исключительно курсом
по формообразованию. Он продлевается
еще на три семестра, включая занятия Альберса,
Кандинского, Клее и Шлеммера. Курс архитектуры
становится более дифференцированным.
Большее внимание уделяется преподаванию
точных наук. Маейер делает попытку внедрить
в Баухауз принципы политехнического
образования, называя свою линию развития
«функционально-коллективно-
Последующие преобразования структуры и основных задач Баухауза связаны с именем Мис ван дер Роэ. Они отражены в уставе Баухауза 1930 года и в учебном плане 1932 года. Трем главным курсам, составляющим основу педагогики Баухауза - Основной курс по формообразованию, практический курс, строительный курс ван дер Роэ дает более нейтральные обозначения «Первая ступень - вторая ступень - третья ступень обучения». Так идея Гропиуса о синтезе всех искусств под эгидой архитектуры, которая соответствовала реформам художественного образования, окончательно отходит на второй план. Обучение ведется автономно по нескольким художественным специальностям, что больше напоминает систему обучения Академии художеств. Поэтому поздний Баухауз скорее можно назвать Высшей школой архитектуры и дизайна, чем как при Гропиусе - Высшей школой формообразования.
Работа мастерских была направлена на выполнение промышленных заказов. Идея такой формы работы означала для Гропиуса создание основы реформирования педагогической системы в целом («Школа - служанка мастерской»). В раннем Баухаузе вся педагогическая работа была сконцентрирована на мастерских. Постепенно на базе этих занятий открываются: мастерская скульптуры из камня и дерева, мастерская по металлу, столярная мастерская, текстильная мастерская, мастерская по стеклу, гончарная мастерская и мастерская монументальной живописи. Часть мастерских начинает полноценно функционировать уже в веймарское время. Их продукция была показана на выставке «Искусство и техника - новое единство» (1923). Но расцвета своей деятельности мастерские достигают в Дессау.
К наиболее успешно работающим мастерским этого времени относилась мастерская мебели, руководителем которой был Марсель Брейер (1902-1981). Он первым предложил в качестве материала для изготовления мебели изогнутые металлические трубки. В истории дизайна его кресла и стулья получили впоследствии название «металлической мебели Брейера». В этих изделиях ему удалось найти функционально верное решение, соответствующее возможностям массового производства.
Не менее успешно работала другая мастерская Баухауза - мастерская по металлу, которую в качестве мастера формы возглавлял Мохоль-Надь. Он занялся производством шарообразных металлических ламп с гладкими поверхностями, которые могли быть использованы с равным успехом, как в бюро, так и на кухне. Привычная сегодня настольная лампа простой круглой, обтекаемой формы имеет свое происхождение из мастерской Мохоль-Надя.
В 1927 году, чтобы сориентировать проектную работу в области ручного ткачества и текстиля на требования серийной машинной продукции в Баухаузе создается отдел текстиля. Его возглавила выпускница Баухауза Гунта Штольц (1897-1983). Она начала экспериментировать с новыми синтетическими материалами - целлофаном и искусственным шелком, исследуя возможности их применения и действия в различных условиях. Кроме этого ей удалось наладить прочные связи с промышленностью.
В апреле 1927 года впервые со дня основания (несмотря на то, что баухауз буквально означает «дом строительства») в Баухаузе было открыто самостоятельное архитектурное отделение под руководством Майера. Его интересы находились, прежде всего, в сфере типового жилья: он проектировал небольшие с одной или двумя комнатами квартиры, способные удовлетворить массовый спрос. Подобные задачи Майер предлагал решать всем студентам архитектурного отделения. Следующий руководитель архитектурного отдела ван дер Роэ не стал отказываться от ряда архитектурных идей своего предшественника и продолжил заниматься со студентами архитектурного отдела планировкой небольших односемейных домов, на которые был явный спрос, объясняя это тем, что «кто правильно сумеет спроектировать подобное жилье, тому будут подвластны и большие архитектурные сооружения».
Таким образом во многом благодаря провозглашенному Гропиусом в 1923 году девизу «Искусство и техника - новое единство» произошла действительная переориентация мастерских на выпуск промышленной продукции. Гропиус сумел направить педагогический процесс школы в реальное русло, связать его с требованиями, которые предъявляло время - подготовить в стенах Баухауза художников-практиков, способных работать в промышленности. Так одна из главных задач, которую он перед собой ставил в самом начале своей педагогической деятельности - создание нового типа художественно-промышленной школы, была осуществлена. Программа Баухауза исходила из того, что архитекторы, скульпторы, живописцы первоначально были ремесленниками. Поэтому непременной основой всего художественного творчества вновь должно было стать основательное ремесленное обучение в мастерских. Этот принцип в 1923 году Гропиус заменил другим: «Искусство и техника - новое единство». Теперь мастерская стала лабораторией, где проводилась экспериментальная работа над моделями для серийного машинного производства.
В
системе обучения Баухауза важную роль
играло научно обоснованное преподавание
основ художественного
ΙΙ.1. Йоханес Иттен
Теории
искусства и методика обучения отдельных
художников-преподавателей Баухауза рассматривается
в контексте конкретного
В историю Баухауза Иоханес Иттен (1888-1967) вошел как инициатор и создатель уникального в своем роде пропедевтического курса, введенного в октябре 1919 года как полугодовой факультативный «свободный предмет», а затем решением совета мастеров от 29 сентября 1919 года и 13 сентября 1920 года как обязательный предмет. Приступая к своей работе в Баухаузе осенью 1919 года, Иттен следующим образом определял задачи и цели обучения:
1. Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся;
2.
Облегчить студентам выбор их
будущей профессии, чему
3.
Познакомить студентов с
4.
«Формировать творческую
В основу занятий Иттена было положено учение о контрастах. Особенно важным и выразительным он считал контраст светлого и темного, который изучался с разных точек зрения: с позиции качества, фактуры, световых градаций с использованием разных техник и инструментов. По принципу контрастов строилось и изучение свойств разных материалов - гладкое-шероховатое, твердое-мягкое, легкое-тяжелое. Свойства материалов проверялись с закрытыми глазами на ощупь, а затем их фактуру должны были изобразить по памяти. В этом была своя логика - предмет как данность осваивался как бы в три этапа: вначале его предлагалось ощутить, почувствовать и пережить, затем узнать или осознать, потом уже оформить, т. е. найти для него подходящую форму, изображение, образ. Он сам формулировал этот принцип - «почувствовать - понять - сделать».