Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
На этапе формирующего эксперимента с целью повышения уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов была проведена коррекционно-развивающая программа. Формирующая работа включала в себя работу с педагогическим коллективом МОУСОШ № 68 г. Ульяновска, непосредственно занимающихся с детьми 1 классов.
На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности коррекционной работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в 1 классах.
Методики для исследования адаптации:
2. "Тест школьной и адаптации Филлипса".
Для выявления личностной адаптации была использована методика "Измерения уровня адаптации Тейлора" (адаптированная Немчивым Т. А. ) [5].
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями. Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о адаптации. Оценка 40-50 баллов свидетельствует о высоком уровне адаптации, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне адаптации (см. Приложение № 1).
Далее был проведен "Тест школьной адаптации Филлипса", он позволяет изучить уровень и характер адаптации, связанных со школой у детей младшего школьного возраста [52].
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления адаптации. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной адаптации ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой адаптации.
2. Число совпадений по каждому из 8 фактов адаптации, выделенных в тесте. Уровень адаптации определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Методики для исследования школьной адаптации
Для выявления детей адаптированных и неадаптированных к школе был использован опросник Л. М. Ковалевой, анкета учащихся для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой, Пиктографический тест "Школа" А. И. Баркан; Ю. А. Полуянов. [5,31,61].
Опросник Л. М. Ковалевой помогает систематизировать представление о ребенке учителем. Опросник состоит из 46 утверждений, 45 из них качаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. Работая с бланком, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по его мнению, относятся к данному ученику. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, засчитывается один балл, если справа - два балла. Максимальная сумма - 70 баллов. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и четкие сведения о ребенке.
По результатам опроса выделяются три группы: 1 группа -
К=от 0 % до 14 % - хорошо адаптированные дети, 2 группа - К=от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации; 3 группа - К=выше 30% - группа писка, в которой выделяют 2 подгруппы: А-К=31-40 %;
Б-К=41 % и выше [31] (см. Приложение № 3).
Далее был проведен пиктографический тест "Школа" А. И. Баркана, Ю. А. Полуянова [5].
Рисунок ребенка должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать. При анализе рисунков оцениваются следующие показатели: (см. Приложение № 4).
Схема оценки детских рисунков на тему: "Что мне нравится в школе".
1. Несоответствие теме может указывать на:
а) Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровые. Это свидетельствует о мотивационной незрелости.
б) Детский негативизм. В этом случае ребенок отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.
в) Неверное истолкование поставленной задачи. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других. Это свойственно детям с ЗПР.
При несоответствии рисунка заданной теме - 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка:
а) Учебная ситуация - учитель с указкой, дети за партами, доска с написанными заданиями и т. д. - 30 баллов.
б) Ситуация неучебного характера - школьное здание, ученики с портфелями и т. д. - 20 баллов.
в) Игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната и т. д. - 10 баллов.
3. Законченность рисунка определяется по следующим уровням:
а) Завершение, хорошо выполненные рисунки - 30 баллов.
б) Завершенные рисунки без деталей - 20 баллов.
в) Незавершенные рисунки с деталями - 10 баллов.
г) Схематические рисунки без деталей - 0 баллов.
4. Цветовое решение
а) Яркая цветовая гамма - 30 баллов.
б) Преобладает яркая цветовая гамма, но использована штриховка телесными тонами - 20 баллов.
в) В изображении школы использованы темные тона, но присутствуют цветы, солнце, детали ярких цветов - 10 баллов.
в) Схематическое изображение с использованием только темных тонов - 0 баллов.
Высокая мотивация - 70-90 баллов, низкая мотивация 40-70 баллов, 0-40 отсутствие мотивации.
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащиеся 1 классов использовалась анкета Н. Г. Лускановой (утверждена техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков), состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию [61]
Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации используется система бальных оценок:
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся в учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
В рисунках на школьную тему такие дети изображают, игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Для цели коррекции на втором этапе нами использовалась программа авторов Клюевой Р. В., Касаткиной В. В.
На этапе констатирующего эксперимента было необходимо оценить уровень адаптации (личностной и школьной) и адаптации у учащихся 1 классов. По методике Тейлора был определен уровень личностной адаптации у учащихся. Результаты тестирования приведены в приложении.
В таблице 3 приведены усредненные показатели первых и третьих классов распределение личностной адаптациив пределах выборок.
Таблица 3
Классы |
Кол-во испыт. |
Сред. балл |
Уровень адаптации, % | ||||
Очень высок. |
Высокий |
Средний |
Сред. с тенд. к низкому |
Низкий | |||
1 "А" |
26 |
10 |
0 |
0 |
9 чел. 34,6% |
15 чел. 57,7% |
2 чел. 7,7% |
1 "Б" |
14 |
32 |
3 чел. 22% |
9 чел. 64% |
2 чел. 14% |
0 |
0 |
Х 1 кл. |
40 |
17 |
3 чел. 7,55 |
9 чел. 22% |
11 чел. 27,5% |
15 чел. 38% |
2 чел. 5% |
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей личностной адаптации
по Т-критерию Стьюдента
Исследование на определения статистически достоверных различий междувыборками t-критерия Стьюдента |
Наблюдаемое t |
Критическое t0,95 |
Достоверность различий | |
"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА" 1"А"+1"Б" |
3,433 |
1,99 |
1,44 |
дост. |
"ТЕСТ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА" 1"Аи 1"Б" |
16,5 |
2,02 |
14,48 |
дост. |
Достоверность различий показателей тестирования определялась посредством параметрического статистического Т-критерия Стьюдента. Оценка показателей присутствия значимых различий результатов тестирования уровня личностной адаптации учащихся дается в таблице № 4.
Анализируя показатели личностной адаптации, мы видим, что они оказались значимо более высокие у учащихся 1"А" класса вне зависимости от условий обучения (таблица 3). Так, средний балл по тесту Тейлора у 1"А" класса оказался равным 17, а у 1"Б" равен 13. Значимость различий проверялась по Т-критерию Стьюдента (таблица 4).
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности