Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа
Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79
- триада «базовые способности»: познание, переживание, оценка;
- триада «описание 1»: строение, функционирование, развитие;
- триада «описание
2»: структура, функции,
- триада «предметные циклы»: естественный, гуманитарный, инструментальный [62].
Методологическим базисом
новых дидактических
Устойчивость формируемого
в процессе образования органа мышления
должна обеспечиваться многомерными каркасами,
которые структурируют
Предназначение ДМИ - объединить образный и вербальный языки мозга для целостного отражения действительности в образах-моделях представления знаний. Так как образная форма отражения является генетически более ранней и, следовательно, более приоритетной, то дидактические конструкции во внешнем плане должны иметь в первую очередь образную форму. Тогда, опираясь на них мышление, сможет «осмысливать» учебный материал с помощью операций анализа и синтеза, через внешнюю и внутреннюю речь, через свертывание и развертывание информации.
Это относится, и, прежде всего к воспитанию мышления дошкольника.
В воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его отвлечённости и обобщённости, вооружение детей способами использования мыслительных задач.
Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в ходе специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей и, главное, учить детей активному моделированию, т.е. самостоятельному построению и использованию наглядных моделей в разных видах деятельности.
Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [30].
Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинает складываться у детей трёх – четырёх лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщённые знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется, в частности, в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослыми, и с успехом пользуются ими.
Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить на основе словесных объяснений, ни при действиях с реальными предметами.
При таком обучении к шести годам мышление детей приобретает высокую степень отвлечённости и обобщённости. Они умеют отделять главное от второстепенного, понимают, что все явления как-то связаны между собой и что для решения любой мыслительной задачи нужно найти ту связь, которая в данном случае существенна, и отбросить всё остальное. От этого – один шаг до овладения принципами логического мышления, которое тоже основано на отвлечении и выделении связей, но только не наглядном, а чисто словесном [44].
В системе умственного воспитания
большая роль принадлежит формированию
сенсорных способностей. Наиболее успешно
сенсорные способности развиваются в
продуктивной деятельности, в частности
в конструировании. Здесь сенсорные процессы
осуществляются не изолированно от деятельности,
а в ней самой, раскрывающей богатые возможности
для сенсорного воспитания в широком его
понимании.
Конструируя,
ребенок учится не только различать внешние
качества предмета, образца (форму, величину,
строение и пр.); у него развиваются познавательные
и практические действия. В конструировании ребенок,
помимо зрительного восприятия качества
предмета, реально, практически разбирает
образец на детали, а затем собирает их
в модель (так в действии он осуществляет
и анализ и синтез).
В деятельности,
направленной на достижение определенной
цели, совершенствуются не только сама
эта деятельность, но и зрительное восприятие
ребенком предметов окружающего мира.
Оно становится более целенаправленным.
Создается также предпосылка для приобретения
способности уже в дошкольном возрасте
производить более глубокий зрительный
анализ модели и предмета, не обращаясь
к реальному расчленению.
Таким образом, формируется способность
сравнивать, производить зрительный анализ,
включая в процесс восприятия процессы
мышления [19].
В процессе конструктивной
деятельности у детей формируются обобщенные
представления. Эти обобщения возникают
на основе представлений, получаемых от
непосредственного восприятия различных
сооружений и создания собственных построек.
Дети познают, что множество предметов
в окружающем составляют группы однородных
предметов, объединенных одним понятием:
здания, мосты, транспорт и др.
Обучение конструированию
вырабатывает у детей и обобщённые
способы действий, умение целенаправленно
обследовать предметы или образцы построек,
игрушек. Дети учатся планировать работу,
представляя ее в целом, учатся контролировать
свои действия, самостоятельно исправлять
ошибки. Все это делает процесс конструирования
организованным, продуманным.
Целенаправленное
и систематическое обучение детей конструированию
играет большую роль в подготовке детей
к школе.
Оно
способствует формированию у ребят умения
учиться, раскрывает им, что основной смысл
деятельности не только в получении результата, но и в приобретении
знаний и умений. Такой познавательный
мотив вызывает существенные изменения
в психических процессах. Эти изменения
состоят в основном в способности произвольно
управлять своими познавательными процессами
(направлять их на решение учебных задач),
в достижении определенного уровня
развития мыслительных операций, способности
систематически выполнять умственную
работу, необходимую для сознательного
усвоения знаний [34].
Таким образом, при рассмотрении моделирования, как средства организации трудового воспитания в ДОУ, можно сделать следующие выводы. Труд обогащает жизнь дошкольника новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.
Впечатления для труда и в труде - важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.
Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, дает мощный импульс умственному развитию, оказывает влияние на нравственное воспитание.
Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению успешно его завершать.
На сегодняшний день в развитии педагогики появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Для повышения качества обучения и совершенствования образования нужна целенаправленная технологизация как необходимый этап развития, через который проходят все отрасли материального и духовного производства.
Моделирование, как средство трудового воспитания, призвано устранить разрыв между растущим уровнем новых методик обучения и их недостаточным инструментально- технологическим обеспечением.
Необходимо овладеть методикой проектирования, основами педагогической деятельности, при которой может быть проявлено личностное отношение: творчество, как в деятельности преподавания, так и в деятельности учащихся.
В применении ЛСМ и приобретение навыков проектирования отметим, что процесс проектирования упрощается, если предварительно конструируется технологическая ЛСМ, играющая роль опоры.
Предназначение
дидактических многомерных
Дидактическая многомерная технология строится на принципах, отражающих важные закономерности мышления и деятельности. Основой ДМТ служат: орудийный, многомерный и деятельностный подходы.
Логико-смысловые модели - новый класс моделей представления информации и многомерных смысловых пространствах. ЛСМ – комбинация опорно-узловых каркасов и микрооператоров, программирующих операции переработки информации.
Логико-смысловые модели позволяют в компактной форме представить проектируемое занятие, существенно возрастает синхронность учебной деятельности в группах, выравнивается качество запоминания.
Таким образом, моделирование, как средство организации трудового воспитания для совершенствования трудовых знаний умений и навыков требует новые дидактические средства и инструменты - логико-смысловые модели, которые стимулируют творческое воображение, высвобождают интеллектуальные, психологические и эмоциональные ресурсы.
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ)
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ
Нами была проведена диагностика выявления уровня сформированности трудовых знаний умений и навыков по методике Л.В. Куцаковой.
Цель диагностики: изучить исходный уровень развития трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с детьми 5-6 лет.
В процессе занятий по ручному труду и конструированию, были использованы такие методы исследования: наблюдения за трудом и взаимоотношениями детей при выполнении ими специально организованных трудовых заданий, индивидуальный опрос о значении труда, о правилах поведения и взаимоотношениях в процессе выполнения коллективных трудовых заданий.
Диагностика трудовых
умений и навыков детей старшего
Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ