Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:43, дипломная работа
Цель исследования - спроектировать, теоретически обосновать и апробировать технологическую деятельность воспитателя для полноценного (эффективного) развития трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Теоретические основы проблемы организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Известные педагогические концепции и подходы по моделированию для трудового воспитания в ДОУ………………………………………….........7
1.2. Задачи трудового воспитания в ДОУ как предмет
моделирования………………………………………………………………...22
1.3. Дидактическая многомерная технология как средство моделирования задач трудового воспитания в ДОУ………………………….35
Выводы по I главе ………………………………………………………............50
Глава II Дидактическое планирование и моделирование содержания и технологий трудового воспитания (на примере занятий по ручному труду и конструированию).
2.1. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня владения трудовыми навыками……………………………………..52
2.2. Проектирование экспериментальных занятий. Проведение, описание и анализ экспериментального занятия…………………...56
Выводы по II главе ……………………………………………………………..66
Заключение……………………………………………………………………...68
Список литературы ……………………………………………………………..71
Глоссарий………………………………………………………………………..76
Персоналий……………………………………………………………………...79
После проведения занятия с использованием
логико-смысловой модели, была вновь проведена
диагностика по методике Л.В. Куцаковой.
Результаты представлены в таблице №2.
№ |
Фамилия Имя ребенка |
Воз раст |
№ задания |
Количество баллов | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
1 2
3 4
5
6 7
8 9
10
11
12 13 14 15 16 17
18 19 20 |
Андреев Семен Михалицин Дима Грешнов Игорь Шарафутдинова Зульфия Ибрагимов Тагир Сажнева Регина Мельцайкин Женя Зайцев Денис Зайнуллина Диана Юсубуллина Алиса Колесников Саша Байгузин Айнур Сидоров Дима Власова Алена Лобанов Никита Финогеева Аня Трутнева Ангелина Горячкин Рома Степашин Игорь Яркеева Юля |
5,6 5,1
5,3 5,1
5,8
5,3 5,8
5,3 5,0
5,5
5,6
5,1 5,6 5,5 5,10 5,10 5,4
5,2 5,0 5,1 |
2 3
3 2
3
3 3
3 2
3
3
2 2 3 3 3 3
3 3 3 |
2 3
2 2
2
2 2
3 3
3
3
3 3 3 2 3 3
3 2 3 |
2 3
2 1
3
3 3
3 2
3
2
2 1 3 2 3 3
3 3 3 |
2 2
3 2
3
3 3
3 2
3
3
2 2 2 3 3 3
2 3 3 |
2 3
3 2
2
3 3
2 3
3
3
3 3 2 3 3 3
3 3 3 |
2 3
2 2
3
2 3
2 2
3
3
2 2 2 2 3 2
2 2 2 |
12 17
15 11
16
16 17
16 14
18
17
14 13 15 15 18 17
16 16 17 |
Из таблицы 2 видно, что после проведения занятий с использованием логико-смысловых моделей, результаты детей улучшились, а именно:
8 детей – 40% - высокий уровень;
10 детей – 50% - средний уровень;
2 ребёнка – 10% - низкий уровень.
Сравнивая результаты исследования можно увидеть следующее:
Уровни |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
Высокий |
5 чел. |
8 чел. |
Средний |
10 чел. |
10 чел. |
Низкий |
5 чел. |
2 чел. |
Сравнительный анализ результатов представлен в диаграмме.
Изучая результаты эксперимента, и сравнивая результаты диагностики, мы пришли к выводам:
- после проведения занятий с использованием логико-смысловых моделей повысился уровень знаний и умений детей;
Дети осознанно изучают материал, раскрывая темы во всей своей полноте. Повышаются уровни деятельности: управляемость, произвольность. Педагог при использовании логико-смысловой модели на занятии психологически комфортно настроен на учебный процесс с детьми, не нарушается логика изучения темы. Эксперимент показал, что использование ЛСМ в отличие от традиционного занятия, помогает устанавливать связи усваиваемого материала предыдущим опытом, что приводит к овладению инструментами проектирования.
Проектно – технологический подход как особый вид педагогического проектирования необходимый для создания образов педагогических объектов, повышения эффективности и интеграции обучающей деятельности является новым и перспективным направлением в педагогической науке и практике.
Моделирование стимулирует творческое воображение, которое является сильным инструментом косвенного действия в творческой деятельности.
Благодаря
моделированию, как средству
Моделирование
включается непосредственно в
процесс обучения со
Моделирование,
как средство организации
Мы пришли к такому выводу, что разработка моделей представляет собой весьма сложную творческую задачу, связанную со способностью формировать во внутреннем плане многомерно-смысловые пространства и ориентироваться в них, выполняя поиск нестандартных решений. Но вместе с тем, именно данные модели стимулируют воображение, которые являются сильным инструментом косвенного действия в творческой деятельности.
После составления
нескольких моделей и
Анализ занятия
(с использованием нового
Процесс овладения конструкторско-технологической деятельностью элементов технологии проектирования образовательных систем и процессов увеличивает степень унификации профессиональной деятельности и одновременно расширяет возможность личностного самовыражения и творческой вариативности.
У каждого воспитателя есть шанс войти с той или иной педагогической технологией в третье тысячелетие.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у детей – задача педагогов детского сада. Если не уделять должного значения и внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. [20].
Моделирование, как средство организации трудового воспитания, не эксплуатируя память ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, позволяет давать дошкольнику знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, отыскать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.
Это не только развивает
Проектно - технологический подход
в обучении снижает
В то же время технологизация образования обеспечивает возможность контроля процесса усвоения знаний и хода умственного развития дошкольников в процессе обучения.
Цель эксперимента: освоение воспитателем-экспериментатором конструкторско-технологической деятельности с использованием логико-смысловых моделей для повышения уровня конструктивных навыков детей старшего дошкольного возраста была достигнута.
При освоении воспитателем ДМТ увеличивается творческая составляющая в деятельности педагога; высвобождаются интеллектуальные, психологические и эмоциональные ресурсы, облегчается подготовительная и обучающая деятельность воспитателя. Дидактическая многомерная технология универсальна и пригодна как для детей дошкольного возраста, так и для воспитателей.
ЛСМ универсальны, так как любой
учебный предмет обязательно
имеет смысл и логику, позволяющие
построить модель. ЛСМ в компактной
форме позволяет представить
проектируемое занятие, а на
занятии используется в
Мы рекомендуем использовать моделирование, как средство организации трудового воспитания, для совершенствования образовательных систем и процессов, для развития способностей детей: воображения, гибкости мышления. В пользу этого свидетельствует наша опытно-экспериментальная деятельность, в ходе которой, наша выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Действительно, с
Как показал наш эксперимент, использование логико-смысловой модели позволяет воспитателю более творчески подойти к организации занятия, в малые сроки осуществить подготовку, наглядно увидеть все организационные моменты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Моделирование как средство организации трудового воспитания в ДОУ