Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа
Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.
Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста ;методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Функции воспитателя в дошкольном учреждении
В качестве основных
функций воспитателя можно
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.
Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции связана образовательная функция.
Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.
Коммуникативная функция. Коммуникативные способности воспитателя детского сада понимаются прежде всего как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами), «выходящими» на ребенка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала. Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, и кроме того, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса.
Воспитатель должен уметь правильно оценить ситуацию взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
К самим коммуникативным способностям можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другими людьми; способность давать другому человеку возможность проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют невербальные формы педагогического взаимодействия, так как часто невербальные средства выражения несут в себе большое количество полезной информации.
Также следует учитывать, что в воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно. Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами. Так как в дошкольном учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений между педагогами, которое подвержено многим факторам. Нормы и ценности, заданные характером работы, могут изменяться под влиянием привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и на воспитательном процессе.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны прежде всего с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.
Личностное развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении заключается в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, развитии нравственности, положительных личностных качеств, развитии эмоций и чувств, развитии навыков социального взаимодействия и т.д.
Интеллектуальное воспитание
ребенка направлено на
Особое значение имеет организация физического воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В дошкольный период осваиваются основы движения, создается база двигательного опыта, из элементов которой складывается в дальнейшем вся двигательная деятельность человека
В настоящее время в связи с ускорением темпа развития и интеграции общества возрастает потребность в нестандартно мыслящих гражданах, имеющих активную социальную позицию, способных к гибкому изменению своей профессиональной деятельности, разработке и внедрению инноваций. Следовательно, набирает еще большую значимость и непрерывно обогащается соответствующее направление психологии труда (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков). Многие психологи признают, что дошкольное- детство- является основополагающим в процессе становления личности и способностей человека, обеспечивающем его последующую профессиональную деятельность и бытие как полноценного члена общества (Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.А.Реан, С. Л .Рубинштейн). В ситуации, когда большинство родителей обеспокоено материальными проблемами и не обладает достаточными знаниями и- временными ресурсами для работы с ребенком, большая ответственность за обучение подрастающего поколения-ложится на плечи дошкольных образовательных учреждений. В таких условиях одним из главных факторов эффективной педагогической деятельности, обеспечивающей направление развития детей и общества, становится педагогическое мышление. Особая роль в профессиональной деятельности специалистов детских садов отводится творческому профессиональному мышлению как высшей ступени педагогического мышления, позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и характер ребенка (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Кулюткин, Л.М.Митина, Г.С.Сухобская).
В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ. Однако творческая активность воспитателей снижается, в дошкольных образовательных учреждениях ощущается серьезная нехватка кадров. Вместе с тем нельзя говорить о полной несостоятельности дошкольного образования: объективно наблюдается символическое «деление» воспитателей на творчески" активных и творчески неактивных, которое присутствует в одинаковых условиях труда (Е.В.Красная, Е.М.Марич, В.С.Собкин). Разработки в области мотивации трудовой деятельности, изложенные в работах В.Г.Асеева, Т.Л.Бадоева, А.В.Карпова, В.К.Вилюнаса, К.Замфир, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, Б.Ф. Ломова, А.К.Марковой, В.Д.Шадрикова* и др. говорят о том, что особенности мотивации и профессионального мышления, обеспечивающего эффективность трудовой деятельности, зависят- от условий труда и самой профессиональной деятельности. При этом акцент делается на труде школьных учителей, а составляющие профессиональной деятельности воспитателей отражены в ограниченном количестве работ.
Мотивация творческой деятельности рассматривается в трудах, посвященных творчеству и творческому мышлению: В.Д.Богоявленской, В.Н.Дружинина; М.М.Кашапова, А.М.Матюшкина, В.Э.Мильмана, Я.А. Пономарева, O.K. Тихомирова, В.Д.Шадрикова. Вместе с тем исследование ' влияние мотивации на уровень творческого профессионального мышления и их взаимосвязь у воспитателей дошкольных образовательных учреждений до сих пор не производилось.
Таким образом, наличие в одинаковых условиях труда воспитателей с разным уровнем творческого педагогического мышления и необходимость разработки концепции мотивации творческой деятельности выводят нас на исследование мотивации творческого педагогическое мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
На данный момент в психологии вопрос об истинной природе творчества не является завершенным: ученые не пришли к единому мнению, существует ли на самом деле креативность или она является научным конструктом. Е.П.Торренс выделил следующие определения творчества: 1. Определения, рассматривающие новизну как критерий творчества. При этом новизна определяется с разных сторон: новизна для самого творца; новизна, признаваемая современниками (Л.Л. Терстон, М.Статн). . 2. Определения, в которых творчество является альтернативой конформности и противопоставляется ей (Р.С.Крачфилд, Р.Уилсон и др.). 3. Определения, рассматривающие творчество как процесс (Т.Рибо, Е.К.Спирмен, Г.Уоллес, А.Ф.Осборн, Е. де Боно и др.). 4. Подход к определению креативности с позиции умственных способностей. Типичным примером таких определений является концепция Дж. Гилфорда, которая будет рассмотрена нами ниже. 5. Определение творчества посредством выявления его уровней. А.Тейлор считал, что творчество выступает в нескольких ипостасях или проявляется на нескольких уровнях: 1. экспрессивное творчество, примером которого является спонтанное рисование у детей; 2. продуктивное творчество, результатом которого выступают научные и художественные продукты; 3. изобретательское творчество - здесь креативность проявляется в выборе материалов, методов и техник, позволяющих создать определенный продукт; 4. инновационное творчество, которое заключается в совершенствовании материала посредством его модификации; 5. порождающее творчество, т.е. процесс порождения совершенно новой идеи или принципа, вокруг которого могут возникнуть новые движения, школы, последователи [7].
Сам Е.П.Торренс определяет творчество как процесс, потому что это позволяет задавать вопросы относительно того, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать процесс, какая среда способствует творчеству и какой продукт получается в результате [19]. Автор считает, что в зависимости от того, каким должен быть результат, старые элементы подвергаются перекомбинации [12].
Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога