Мотивация как способ развития творчества педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

motivatsia_kak_sposob_razvitia_tvorchestva_peda.docx

— 68.53 Кб (Скачать файл)

Аттестация педагогов

этап Мониторинг образования

Цели и задачи мониторинга:

 Цель мониторинга –  создание оснований для обобщения  и анализа получаемой информации  о состоянии сферы образования  и основных показателях ее  функционирования для осуществления  оценок и прогнозирования тенденций  развития, принятия обоснованных  управленческих решений по достижению  качественного образования.

Оформляется методическая копилка, которая является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр). Происходит стимуляция педагога к осуществлению инновационной деятельности и саморазвитию.

Обобщениепедагогического опыта, это безусловно, является гордостью каждого педагога. Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства.

Обобщение прогрессивного педагогического опыта осуществляется нами в различных формах: это и создание учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступление с докладом на педагогических чтениях, создание фотоальбома или видеофильма, написание статьи и т.д.

Необходимость формирования конкурентоспособного педагога, адекватного современным условиям развития общества, предполагает усиление ответственности самого педагога за свою готовность к практической деятельности и его активную позицию по самообразованию, саморазвитию и самореализации.

 Обеспечение мотивации  педагогов к профессиональному  саморазвитию происходит при  педагогической и психологической  поддержке, где действенная поддержка  педагогу на всех этапах профессионального  развития и роста, вне зависимости  от стажа обеспечивает его  адаптацию.

 Рассмотрение сущности  и методики организации и проведения  работы по подготовке к профессиональному  саморазвитию позволили нам выделить  принципы функционирования и  реализации модели профессионального  саморазвитию педагогов:

 · принцип системности  – саморазвитие педагога должно  функционировать как целостная  педагогическая система;

 · принцип индивидуального  подхода – предполагает учет  индивидуальных характеристик педагогов, построение индивидуальной траектории  их профессионального самосовершенствования  и саморазвития;

 · принцип сознательности  и активности – стремление  к саморазвитию призвано мобилизовать  активность педагогов.

 Эффективность деятельности  педагогического коллектива МБДОУ  по развитию образовательного  потенциала будет достигнута, если  конструировать ее, как динамический  процесс, характеризующийся преемственностью  его этапов в соответствии  с содержанием, формами и методами  работы, нацеленными на развитие  инновационного потенциала педагогического  коллектива ДОУ. При положительной  мотивации у человека возникает  побуждение к непосредственной  реализации потребности в достижении успеха, к саморазвитию своих способностей и желание к познанию нового и быть значимы.

Вывод по 2 главе

Таким образом, подводя итог изложенному отметим, что:

1. Развитие творческого  потенциала обучающихся в образовательном  процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность  организуется как учебно-творческая  с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения. Эти технологии реализуются с  опорой на такие психологические  механизмы, как ассоциации и анаксиоматизация, а также на эвристические методы и приемы (эвристики) обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, игровые методы и технологии и др.). Названные технологии и методы:

а) направлены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт;

б) позволяют повысить степень мотивации и эмоциональности, познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать нестандартные жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

2. Необходимым условием  организации учебно-творческой деятельности  обучающихся выступает создание  развивающей, или культурно-образовательной, среды школы (вуза). Принципами создания  такой среды являются: адаптивности, развития, психологической комфортности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности, креативность.

 

 

Заключение

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования возрастает потребность общества в квалифицированных кадрах, способных вырастить и воспитать развитого, грамотного человека, способного к изменению, поиску и совершенствованию не только себя, но и окружающей действительности, способного не только адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, но и находить пути творческого разрешения и преобразования проблем. Проведенное исследование показало; что существует взаимосвязь между мотивационной сферой и уровнем творческого педагогическогомышления воспитателя детского сада.

В работе профессиональное мышление воспитателей детского сада рассматривается как способность к постоянному творчеству в профессиональной деятельности: не только творчески решать педагогические проблемные ситуации, но видеть и использовать воспитательную и развивающую ресурсность повседневной обстановки, режимных моментов и ситуаций. Также было разработано операциональное определение мотивации творческого педагогического мышления воспитателей как системы неспецифических мотивов и ценностей воспитателя, характерных для определенного уровня творческого педагогического мышления, воздействующей на творческий процесс при реализации воспитателем профессиональной деятельности. Была разработана методика оценки уровня творческого педагогического мышления воспитателя детского сада, которая позволяет оценить основные компоненты творческого мышления: оригинальность, беглость, гибкость, сложность идей. Было обнаружено, что уровень творческого педагогического мышления воспитателей отличается от уровня творческого мышления, как такового: 100% исследуемых нами воспитателей обладают уровнем развития творческого мышления на уровне выше среднего и высокого, в то время как уровень творческого педагогического мышления колеблется от низкого до высокого.

Нами была эмпирически доказана взаимосвязь между типом мотивации, основными ценностями и уровнем творческого педагогического мышления и эффективностью профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Была обнаружена как положительная, так и отрицательная взаимосвязь. Такие характеристики воспитателей, как внутренняя мотивация деятельности, ориентация на результат, мотивы творческой реализации и творчества во благо, мотивы личностной самореализации и полимотивированность деятельности, ценности: достижения, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, безопасность' - имеют прямую связь с уровнем творческого педагогического мышления воспитателей детского сада. В то же время характеристики: преобладающая внешняя отрицательная мотивация деятельности, равенство внешней отрицательной и внутренней мотивации деятельности, мотивы общения и комфорта, ценность власть, доброта, конформность, традиция - имеют обратную взаимосвязь с актуальным уровнем творческого профессионального мышления воспитателей ДОУ. В качестве одного из мотивов профессиональной деятельности был обнаружен мотив избегания неудач. Однако его связь с творческим педагогическим мышлением не установлена, вследствие слабой представленности в выборке.

Были обнаружены схожие и различные базовые компоненты в мотивационной системе воспитателей в зависимости от уровня творческого педагогического мышления. Схожими являются компоненты: статусная и прагматическая мотивация, мотивация общей активности, общей активности, направленной на удовлетворение статусных и прагматических мотивов. Особыми: у воспитателей с надситуативным мышлением - мотивация общественной полезности, мотивация творчества во благо; у воспитателей с ситуативным уровнем творческого педагогического мышления - мотивация комфорта и безопасности," мотивация достижения успеха, .мотивация общения. Обнаружено специфическое влияние выделенных компонентов на уровень творческого педагогического мышления воспитателей, а также степень согласованности компонентов в зависимости от уровня творческого педагогического мышления.

Практическая значимость обнаруженных взаимосвязей .позволяет, опираясь на основные теории мотивации трудовой деятельности (В.Г.Асеева, Т.Л.Бадоева, А.В.Карпова, В.К.Вилюнас, К.Замфир, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, Б.Ф. Ломова, А.К.Марковой, В.Д.Шадрикова и др.), конкретизировать механизмы стимуляции персонала детского сада с целью повышения их творческого потенциала. Результаты основанного на системно-деятельностном и ситуационном подходах формирующего психолого-педагогического эксперимента по повышению уровня творческого педагогического мышления воспитателей ДОУ свидетельствуют о его эффективности. Особенность данного эксперимента заключалась в спецификации проблемных ситуаций, используемых во время эксперимента, воздействие не только на мышление, но и на мотивационную и эмоциональную сферы личности воспитателей, а также системность данного воздействия, обеспечивавшегося взаимодействием с администрацией ДОУ, изменением ею основных аспектов стимуляции персонала и общения начальника с подчиненными.

Проведенное исследование позволило наметить тенденции дальнейшего теоретического исследования проблемы мотивации творческого педагогического мышления, творческого педагогического мышления, мотивации персонала организации. Все это составляет перспективу для последующей разработки этой проблемы и дальнейших исследований в этом направлении.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 1. Алдер X. НЛП. Современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. -160 с.

2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.- 176с.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. -225 с.

4. Аминов Н.А. Психофизиологические  и психологические предпосылки  педагогических способностей// Вопросы  психологии, 1988. № 5. — С.71-77.

5. Андреев В.И. Диалектика  воспитания и самовоспитания  творческой личности. Основы педагогики  творчества. — Казань: Изд-во Казан, унта, 1988. 168с.

6. Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1990.- 158 с.

7. Бабаева Ю.Д. Роль эмоций  в творчестве: проблемы и перспективы  исследований // Культурно-исторический  подход и проблемы творчества / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: Изд-во РГТУ, 2003. - С. 5-12.

8. Баранова Г.В. Кобзева  В.Г. Посттренинговое сопровождение персонала. СПб.: Речь, 2003, - 126 с.

9. Березовин JI.A. Коломинский Я.Г. Учитель и детский коллектив. Психолого-педагогическое исследование. Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1975-160 с.

10. Ю.Белкина В.Н. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы/Педагогический вестник. 2001. - № 3-4.

11. П.Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993. - 198 с.160

12. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного анализа). М.: Политиздат, 1975. - 397 с.

13. Богоявленская Д.Б. Пути  к творчеству. М.: Знание, 1981 - 96 с.

14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная  активность как проблема творчества. Ростов.: Изд. Рост, ун-та, 1983. - 172 с.

15. Бодров В.А. Психология  профессиональной пригодности. М.: ПЕР  СЭ, 2001.-512 с.

16. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления  в обучении дошкольников // Особенности  обучения и воспитания детей  до школьного возраста. М., 1987. С.34 - 47. •

17. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.

18. Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении / Под общ. ред О.К.Тихомирова. -М.: Прогресс, 1976. — 143 с.

19. Брушлинский А.В. К психологии творческой деятельности // Человек, творчество,наука.-М., 1967.-С. 14-15.

20. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.Воронеж, 1996. -392 с.

21. Буланкина Н.Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика / «Сибирский учитель» 2000г. - № 1(5).

22. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику. Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.

23. Вайман С.Т. Диалектика  творческого процесса // Художественное  творчество и психология. Сборник / Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. - С. 3-31. •

24. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие. Казань, 1992. - 108 с.

25. Вилькеев Д.В. Морально этическое мышление и его формирование у студентов педагогических ВУЗов // Формирование педагогического мышления. Сб. статей/ Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1999. -С. 28-34.

26. Выготский JI.C. Избранные  психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.

27. Гавреев А.А. Ценностные аспекты мотивации профессиональной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2006 - 24 с.

28. Голицын Г.А. Информационный  подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии  творчества под ред. Я.А. Пономарева.-М.: Наука, 1983. С. 210-231.

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога