Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:52, курсовая работа
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания у ребенка духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и некачественная музыка, которая не только не развивает, но и засоряет сознание ребенка. Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения в музыкальном педагогическом процессе ДОУ.
1.1. Развитие музыкального образования в теории и практике детских садов, исторический обзор. Анализ программ ДОУ…………………….……..7
1.2. Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду, ее специфика, типы и виды, принципы организации…………………….………31
1.3. Взаимосвязь музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ и родителями………………………………………...……..45
Выводы по главе 1………………………………………………….…………...48
Глава 2. Разработка и проверка эффективности системы образовательной деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания.
2.1. Исследование проблемы музыкально-эстетического воспитания детей 5-6 лет…………………………………………………………………….50
2.2. Проведение цикла образовательной деятельности для оптимизации музыкального развития детей 5-6 лет…………………………………...........57
2.3. Результаты заключительного этапа исследования……………….64
Выводы по главе 2………………………………………………...…………...67
Заключение………………………………………………………………….....69
Литература…………………………………………………………………......71
Следовательно, на контрольном этапе эксперимента можно отметить результаты применения системы работы по улучшению организации непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми в ходе формирующего эксперимента:
1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;
- появилась быстрая и четкая реакция на звуки;
- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;
- в восприятии и
2) существенно изменился уровень развития музыкально–сенсорных способностей, что проявилось в качестве активного вслушивания, обследования детьми музыкальных звуков, способствуя при этом развитию памяти, воображения, мышления;
3) значительно изменился подход
к процессу обучения; это отразилось
в заинтересованности
Заключение.
Таким образом, необходимо сказать, что музыкальное воспитание имеет огромное значение, как в эстетическом, так и в нравственном становлений личности ребенка.
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.
Итак, решив поставленные задачи и проанализировав методическую литературу, документацию, музыкальную среду можно сделать вывод о том, что:
1) Непосредственно
2) На практике было показано,
что образовательная
В результате нашего исследования мы установили роль музыкальной НОД в развитии детей. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что музыкальное развитие ребенка будет наиболее эффективным, если:
1. Одним из важнейших условий
повышения оптимизации
2. Будет создана предметно-
- отобрано содержание разных
видов музыкальной
- организация непосредственно образовательной деятельности будет представлено ее разными вариантами.
Необходимо отметить, что при тесном сотрудничестве детского сада, в том числе музыкального руководителя, и семьи отмечается повышение эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей.
Таким образом, использование различных видов и типов музыкальной НОД влияет на музыкально — эстетическое развитие дошкольников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества. Также варьирование типов и видов образовательной деятельности по музыке позволило повысить эффективность процесса обучения. Возросла активность детей в процессе образовательной деятельности, что проявилось во всех видах музыкальней деятельности. И контрольный эксперимент показал, что после проделанной работы возросло качество музыкального развития по всем основным показателям.
Следовательно, при правильной организации непосредственно образовательной деятельности по музыке, использование ее различных видов и типов действительно способствуют интеллектуальному и духовному развитию, а также музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.
Список использованных источников.
1. Алиева Т.И., Т.В. Антонова, Е.П., Арнаутова и др. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника. М.: Просвещение, 2003. 335 с.
2. Боронина Е. Г. Оберег. Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М.: Владос, 1999.
3. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С. Комарова.
Программа обучения и
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.
Музыкальное воспитание детей
раннего и дошкольного
6. Гризик И., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. М.: Просвещение. 2000, 111 с.
7. Доронова Т.Н., Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. Из детства в отрочество. Программа для родителей и воспитателей. М.: Просвещение, 2002. 143 с.
8. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. М.: Знание, 2004. 157с.
9. Задачи музыкального
URL: http://www.detskiysad.ru/
(дата обращения 23.12.2012)
10. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 96 с.
11. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб.: Изд-во Композитор, 1999. 60 с.
12. Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. Красота. Радость. Творчество. Программа испр. и доп. М. 2002.
13. Комиссарова Л.Н., Костина
Э.П. Наглядные средства в
14. Корой Е.Ф. Вариативность типов
занятий музыкой как условие
активизации музыкального
15. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Спб. Детство-Пресс, 2010. 244 с.
16. Музыкально-эстетическое
URL:http://nsportal.ru/vuz/
(дата обращения 23.04.2013)
17. Музыка как средство
URL:http://xreferat.ru/71/
(дата обращения 23.12.2012)
18. Образовательная область «
URL:http://www.maaam.ru/
(дата обращения 12.11.2012)
19. Организационно - методическое сопровождение
реализации образовательной про
URL:http://do.gendocs.ru/docs/
(дата обращения 14.04.2013).
20. Проект мероприятий и
URL:http://knowledge.allbest.
(дата обращения 23.12.2012)
21. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова
Л.Н. Практикум по методике
22. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: изд. центр «Академия», 2000. 240 с.
23. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. 246 с.
24. Развитие творческих
URL:http://knowledge.allbest.
(Дата обращения 9.01.2013)
25. Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. Гармония. Программа развития музыкальности у детей. М.: Центр «Гармония», 1993.
26. Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан
Т.Г. Синтез. Программа развития
27. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655, г. Москва «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. – 2010. – федеральный выпуск № 5125. – 11 полоса
28. ФГТ к условиям реализации
основной общеобразовательной