Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

нравственное воспитание мл школ в учебно- воспитат процессе.docx

— 119.45 Кб (Скачать файл)

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

 

   С момента, когда  ребенок пошел в школу, его  эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того  опыта, который он приобретает  вне дома. Необъяснимые и вымышленные  страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.(44. с.56)

Мы рассмотрели психо - социальную и педагогическую характеристику младшего школьного возраста, но наиболее явные различия между детьми связаны с их полом и индивидуальными особенностями.

Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально – личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего детства запрещается вести себя агрессивно, т.к. в женский социально –психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие и т.д.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет то, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 9 лет. Но между мальчиками и девочками имеются различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Далее у ребенка усиливается стремление быть похожим на старших. Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина». У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».

Говоря об индивидуальных особенностях детей можно вспомнить о явленииакселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года! (67, с.42)

Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности - все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события.

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.

Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье. (38, с. 126)

В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

 

§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Я.А. Коменский


 

 

Рассмотрев характеристики нравственного воспитания и младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы.

Большая  часть  детей  приходит  в  1  класс  из  детского  сада,  где  ребята  получают  достаточный  запас  нравственных  представлений  и  привычек.  Дети  имеют  широкий  круг  представлений  о  хороших  и  плохих  поступках,  навыки  вежливого  отношения  к  окружающим.  Стремление  детей  стать  школьниками  является  хорошим  стимулом  для  нравственного  воспитания.  С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  расширяется.  Главным  для  детей, как уже было сказано,  становится  учеба.  Кроме  того в школе  они  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем.(46 , с.245) Осознание  важности,  нужности  новых  обязанностей  и  дел  предопределяет  готовность  ребенка  выполнять  новые  требования  взрослых:  добросовестно  готовить  школьные  задания,  старательно  овладевать  знаниями,  активно  участвовать  в  жизни  класса. (60, с.137)

Психологи  установили,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется  также повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость. (2, с.411)

На  пороге  школьной  жизни  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Факт  становления  такой  позиции  внутренне  проявляется  в  том,  что  в  сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств. (67, с.77)

Ж.  Пиаже  установлено,  что  в  период  5-12  лет  представления  ребенка  о  нравственности  меняются  от  нравственного  реализма  к  нравственному  релятивизму. Нравственный  реализм,  в  понимании  Пиаже,  –   это  твердое,  непоколебимое  и  однозначное  понимание  добра  и  зла,  разделяющее  все  существующее  только  на  две  категории  –  хорошее  и  плохое  –  и  не  усматривающее  никаких  полутеней  в  нравственных  оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у  детей  приблизительно  с  11  лет,  основан  на  убеждении,  что  каждый  человек  имеет  право  на  справедливое  и  уважительное  отношение  к  себе и  в  каждом  его  поступке  можно  усмотреть  нравственно  оправданное  и  осуждаемое.  Реалист  мыслит  категориями  авторитета  и  полагает,  что  законы  нравственности  установлены  властью  и  незыблемы,  что  они  абсолютны  и  не  имеют  исключений,  что  их  нельзя  менять В  период  нравственного  реализма  дети  судят  о  действиях  людей  по  их  следствиям,  а  не  по  намерениям. Для  них  любой  поступок,  приведший  к  отрицательному  результату,  является  плохим  независимо  от  того,  совершен  он  случайно  или  намерено,  из  плохих  или  хороших  побуждений.  Однако  при  явных  отрицательных  следствиях  поступков  они  способны  в  определенной  степени  принимать  в  расчет  намерения  человека,  давая  нравственную  оценку  его  действиям. (38, с.214)

Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия  –  способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого.  Эмпатия  как  свойство  личности  выступает  мотивом  различных  форм  поведения.

Сочувствие –  устойчивое  свойство,  оно  побуждает  человека  к  альтруистическому  поведению,  так  как  в  его  основе  лежит  нравственная  потребность  в  благополучии  других  людей,  на  его  основе  формируется  представление  о  ценности  другого.  (52, с.159)

С  возрастом  способность  ребенка  переживать  за  другого  развивается  и  переключается  с  реакции  на  физический  ущерб  человека  на  реакцию  на  его  чувства  и  далее  –  на  реакцию  на  жизненную  ситуацию  в  целом.  В  младшем  школьном  возрасте  наряду  с  развивающимся  чувством  «Я»  у  ребенка  складывается  представление  о  «Я»  других  людей,  отличном  от  собственного.  В  этот  период  важно  научить  ребенка  учитывать  интересы  других,  их  потребности,  представленные  переживаниях.  Для  развития  эмпатии  очень  важно  учитывать,  что  в  этом  возрасте  ребенок  особенно  восприимчив  к  воздействиям  взрослого.  Но  для  этого  нужно,  чтобы  сам  воспитатель  был  эмоционально  отзывчив  на  переживания  ребенка,  умел  вовремя  прийти  ему  на  помощь. (60, с.167)

Через  эмпатию  при  перевоспитании  ребенка  возможно  формирование  непроизвольной  нравственной  мотивации.  Если  ребенок  совершает  нравственный  поступок  из  потребности  в  самоутверждении,  то  его  все  равно  необходимо  похвалить.  Видя  радость  человека,  которому  он  помог,  он  переживает  удовлетворение.  В  результате  повторения  таких  ситуаций  произойдет  сдвиг  мотива:  он  будет  стремиться  удовлетворить  потребности  других  людей  ради  их  благополучия. (52, с.159)

Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных  недочетов  и  некритически  относятся  к  себе.  Самосознание  и  самоанализ  у  младших  школьников  находятся  на  низком  уровне,  и  их  развитие  требует  от  учителей  внимания  и  специальной  педагогической  работы.

Известная  «повернутость»  морального  сознания  вовне  и  недостаточный  уровень  самосознания  имеют  своим  следствием  то,  что нравственная роль  в  поведении  младших  школьников  оказывается  слабой.  Поступки  детей  зачастую  носят  подражательный  характер  или  вызывается  импульсивными  возникающими  внутренними  побуждениями.  Это  нужно  учитывать  в  процессе  воспитания.  Весьма  важно,  в  частности,  развивать  нравственное  сознание  ребят  и  обогащать  их  яркими  нравственными  представлениями  по  различным  вопросам  поведения.  (63, с.106)

В  нравственном  воспитании  младших  школьников  следует  учитывать,  что  дети  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер.  Стремление  самим  во  всем  разобраться  поддерживается  учителем,  он  помогает  детям  в  выборе  правильной  нравственной  оценки. (56, с.245)

Большое  значение  для  понимания  сущности  работы  с  детьми  имеет  позиция  А.  Н.  Леонтьева:  личность  тоже  «производится»  –  создается  общественными  отношениями,  в  которые  индивид  вступает  в  своей  деятельности. (32, с.59)

Именно  по  тому,  как  адаптируется  ребенок  к  общественным  нормам  жизни,  мы  судим  о  его  психическом  здоровье,  о  том,  живет  ли  он  в  согласии  с  самим  собой.  Условия  жизни,  позволяющие  ребенку  успешно  осваивать  опыт  человеческого  бытия,  обеспечивают  развитие  психической  зрелости,  то  есть  готовности  контролировать  свои  желания  и  чувства.

Психическая  зрелость  детей  к  началу  школьного  обучения  не  может  быть  высокой,  но  она  –  важный  показатель  определенного  психического  развития  ребенка,  готовности  сдерживать  свои  желания,  общаться  на  деловой  основе,  соблюдать  дистанцию  в  беседе  с  окружающим  людьми,  подчиняться  правилам  общения  в  зависимости  от  обстановки  и  ситуации,  делая  выбор  на  основе своих  нравственных  представлений. (54, с.60) 

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы, о которых мы будем говорить в четвертом параграфе. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. (51, с.99 - 102)

Здесь мы подходим к вопросу о значимости единства трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе