Обучение письму в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть особенности обучения письму как виду речевой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить круг следующих задач:
– изучить материал по данной теме;
– сделать выводы и обобщить полученные знания на практике;
– рассмотреть разницу между письмом и другими видами речевой деятельности,
- овладеть умениями письменно поздравить кого-либо с праздником
(оформить поздравительную открытку по образцу)
Для реализации поставленных задач необходимо использовать следующие методы:
– анализ методической литературы и синтез материала по данной проблеме;
– сравнение и обобщение изученных материалов;
– сбора и накопления материала.

Содержание

Введение 3
Глава I. Письмо как речевой вид деятельности 5
1.1 Структура письма как вида речевой деятельности 5
1.2 Различия между письмом и другими видами речевой деятельности 6
1.3 Психологические особенности младшего школьника 7
Глава 2. Работа над формированием навыков письменной речи 10
2.1 Методологический компонент обучения 10
2.2 Развитие техники письма 12
2.3 Технология обучения письму 17
Заключение 23
Приложение 25
Материалы для проведения урока 25
Упражнения 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_obuchenie_pismu_-_dlya_sayta.docx

— 366.36 Кб (Скачать файл)

Естественно, давая такого рода задания, учителю следует подсказать, где, на каких страницах учебника ученик может найти нужные слова, сочетания слов, предложения и текст, а также как использовать подстановку, расширение, трансформацию, комбинирование, чтобы написать то, что ему бы хотелось.

В заключение следует еще раз отметить важную вспомогательную роль письма в обучении немецкому языку на начальном этапе в усвоении учебного материала и в формировании навыков. [10; 139.]

2.4 Упражнения и задания  по формированию навыков записи

В немецкой и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.

Языковые лексические упражнения, выполняемые в письменной форме, являются средством обучения правописания слов и их элементов: приставки, корня, суффикса.

К упражнениям этого вида относятся следующие:

  1. Упражнения на поэлементный анализ слов;

2)Упражнения на группировку  слов по разным словообразовательным  элементам (однокоренные слова, слова  с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы и т.д.).

При обучении письму важно учитывать некоторые особенности звуко-буквенных соответствий. К ним относится, во – первых, изображение одного звука буквосочетанием:  например, звук [ʃ] может быть выражен на письме буквосочетаниями sch, sp, st; звук [k] – буквосочетаниями ch, ck, qu. Во-вторых, изображение на письме одного и того же звука разными графическими средствами. Так, звук [f] можно на письме передать буквами f-fünfи v – Vater. Это явление также чуждо русскому языку. В – третьих, интерферирующее влияние звуко-буквенных соответствий родного языка, не имеющих полного совпадения в двух языках: отсутствие в русском языке букв, не произносимых, являющихся формальными показателями долготы (например, h-sah, e-vier), удвоение согласных как показатель кратности (tt-Mutter). Эти и другие расхождения в графемно-фонемных системах русского и немецкого языков являются причиной значительного количества орфографических ошибок в письменной речи учащихся.

Дальнейшее развитие орфографических и графических навыков осуществляется при выполнении письменных условно-речевых упражнений.

Вместе с тем в процессе обучения иностранному языку письменная речь широко используется как средство обучения и средство совершенствования грамматических и лексических речевых и языковых навыков, а также речевых монологических и отчасти диалогических умений. Примером грамматических и лексических письменных упражнений может служить следующее:

Спиши предложения, подчеркни дополнения в Akk. одной волнистой чертой, дополнения в Dat. Двумя волнистыми чертами. Над подчеркнутыми словами (или группами слов)  укажи, на какой вопрос они отвечают.

Die Mutter schenkt ihrer kleinen Tochter eine Puppe und einen Bären-

Der Schüler zeigt der Lehrerin sein Heft.

 
Заключение

Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.

Мы выяснили, что письмо обеспечивает прочность и надежность запоминания материала, совершенствует устную речь и чтение, развивает логическое мышление, совершенствует творческий потенциал на практике.

В первой главе мы рассмотрели различия между письмом и другими видами речевой деятельности. Также в данной работе мы рассмотрели и учли психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Во второй главе мы выяснили, что обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью упражнений и заданий по формированию навыков записи. Мы рассмотрели различные методы работы над развитием техники письма, а также письмо как средство контроля.

Мы доказали, что письмо – процесс более медленный, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Мы выяснили, что письмо является одним из способов контроля, а также средством обучения чтению, так как автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помощью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствует технику чтения и способствует успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.

Мы убедились в том, что систематическая тренировка развития навыков письменной речи стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты данного исследования позволяют утверждать, что выдвинутая вначале гипотеза подтвердилась.

Подводя итог, можно сказать, что этот вид обучения иностранному языку очень практичен и надежен. Роль обучения письму на начальном этапе в процессе обучения очень велика, так как письмо позволяет наиболее точно установить качество и количество знаний, умений изучающего.

 

 

Приложение

Материалы для проведения урока

 
Упражнения

При изучении и написании немецких буквосочетаний можно использовать следующие упражнения:

 

подчеркнуть буквосочетание SCH в словах:

Schule, Tisch, Schrank, schwarz, schon, Mischa, Mascha, Flasche, Tasche.

 

подчеркнуть буквосочетание CH в словах:

ich, mich, dich, sich, euch, die Bűcher, die Dächer, die Tűcher, das Märchen, sechzehn, sechzig, das Gedicht, die Geschichte.

 

выписать в три столбца слова из текста со следующими буквосочетаниями:

sch

ch

st

     

 

Ein Stűck Papier

Zwischen den Bänken lag ein Stűck Papier. Der Lehrer sagte, alle Schűler sollten recht still sein. Das Papier wűrde sicher etwas berichten. Die Kinder lauschten. Da stand ein Mädchen auf, nahm das Papier und trug es in den Papierkorb. Alle Kinder freuten sich. Jetzt hatten sie richtig verstanden, was das Papier wűnschte.

 

выписать в два столбца слова из текста со следующими буквосочетаниями:

i

ie

   

 

Der Brief und das Papier legen hier. Der Bleistift liegt auch hier. Hier sitzen viele Mädchen. Sie spielen nicht. Vier Mädchen lesen Märchen. Sieben Mädchen schreiben Briefe. Die Kinder sitzen im Zimmer.

Gib mir eine Apfelsine!

 

учащимся 3-го класса можно предложить следующий диктант:

Im Winter

Der Winter ist da. Es ist kalt. Es schneit oft, alles ist weiss. Die Kinder haben Winterferien. Das ist eine lustige Zeit. Die Kinder laufen Schi und Schlittschuh. Sie haben das Rodeln auch gern. Die Kinder machen eine Schneeballschlacht und bauen einen Schneemann.

 

 

 

Список литературы

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. – 90-118 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – СПб.: Изд-во СПГУ, 1996. – 57с.

3. Городилова Г.Г.Формирование  речевых умений. – М.:Просвещение,1997. – 44-45 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 163-213 с.

5. Зимняя И.А. Психология  обучения иностранным языкам  в школе. – М.: Просвещение, 1991. –123 с.

6. Практическая методика  обучения иностранному языку/ Под  ред. Я.М.Колкер. – М.: Асаdема, 2001. –206 с.

7. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. –266-267.

8. Миролюбова А.А. Теоретические  основы методики обучения иностранному  языку в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1981. –152с.

9. Немов Р.С. Психология: учебник  для студентов высших педагогических  учебныхзаведений. 4-е издание. –  М.: Гуманитарный издательский центр  Владос, 2005. – 208-221с.

10. Пассов Е.И. основы методики  обучения иностранным языкам. –  М.: Просвещение, 1977. – 39с.

11. Поломкина С.К. Тестирование  в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.1998. – №2. – С.30 – 38.

12. Поляков О.Г. О некоторых  проблемах использования тестов  как одного из средств контроля  обучения школьников по иностранному  языку // Иностранные языки в школе. 1996. –№2. – С. 15.

13. Методика обучения иностранным  языкам в средней школе/Под  ред. Г.В. Роговой. – М.: Просвещение, 1991. – 67с.

14. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. Яз.» - 2-е изд./ М.: Просвещение, 1986 – 223с.

15. Артемова Н.А. Немецкий  язык II: рабочая тетрадь А к учеб. Нем. Яз. «Мозаика» для IIкл. шк. С углубл. Изучением нем. Яз./ М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА: АСТ – ПРЕСС МАРТ, 2007-64 с.

16. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 188-213с.

17. Федорова Л.С. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2004. –74с.

18. Хуторский А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – 123-126с.

19.Чернышев В.В. Обучение навыкам письменной речи. – СПб., 1984. –139 –159с.

 20. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам – М. Аркти, 2004.

21. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка – М. Приор, 2006.

22. Ефремова В.Н. Дидактические  материалы. Немецкий язык. Орфография, упражнения. – М. Дрофа, 1999.

 

 


Информация о работе Обучение письму в начальной школе