Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Хозяйка заводит с  детьми разговор о мамах и проводит упражнение «Вспомни ласковые слова». Дети подбирают ласковые слова про  свою маму.

Хозяйка: Мама!.. Вслушайтесь, ребята, как гордо звучит это слово! В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

Вслушайтесь, какие мудрые слова о маме говорят русские  пословицы и поговорки:

Птица рада весне, а младенец матери. 
Нет милее дружка, чем родная матушка. 
При солнышке тепло, при матери добро. 
Мать кормит детей, как земля людей. 
Мать всему делу голова. 
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. 
Мать кормит детей, как земля - людей. 
Куда матушка, туда и дитятко. 
Какова мать, таковы и детки.

Добрые слова заставят мамины глаза засиять ещё светлей.

Давайте вспомним, какими ласковыми словами мы называем наших  мам?

Анжелина В. мамуська моя

Настя Р.: красивая и любимая

Моника Г.: моя мама!

Хозяйка: а ещё можно  сказать : милая, родная, добрая, нежная

Андрей А.:  кушать мне  готовит!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Теперь я знаю как сильно вы любите своих мам!

На седьмом занятии «В гостях у бабушки Алёны».

Воспитатель: Дети, вы любите свою бабушку?

Дети: Да!

Воспитатель: Как зовут  вшу бабушку? (ответы детей).

Где живёт бабушка?

Соня М.: У меня дома живёт.

Настя Р.: Моя бабушка  далеко живёт, на море.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас к бабушке Алёне. Она живёт  в деревне. На чём можно поехать?

Андрей А.: На машине!

Воспитатель: Правильно. А я предлагаю поехать на лошадке. Запряжем лошадку и поехали: (Читаю стишок про лошадку)

Бабушка: Здравствуйте детки, здравствуйте маленькие!

Воспитатель вместе с  детьми приветствуют бабушку стихами.

Бабушка: Спасибо на добром слове, ребятки. А давайте вместе распряжем лошадку, пусть она  отдохнёт. Костя, напои лошадку водицей.

Костя М.: А я не умею.

Бабушка: М аша, дай  травки лошадке.

Даша, Андрей, Моника: а  можно и мы, мы тоже хотим.

Бабушка: Хорошо, детки,  и вы дайте. Погладьте лошадку, кто  хочет.

Дети гладят лошадку  дают её травы и напиться.

Бабушка: А еще у меня живут разные птицы и я за ними ухаживаю.

Андрей А.: А можно  мы на них посмотрим?

Бабушка: Вот паровозик  за вами приехал. Пора возвращаться в  детский сад. Жду вас ещё в  гости, и тогда познакомлю вас  с моими птицами.

На восьмом занятии  «На птичьем дворе» , воспитатель выходит в роли бабушки на птичий двор.

Бабушка: ути-ути-ти! Ребята, кого я позвала?

Андрей А.: уточек!

Бабушка: верно, а теперь вспомним, какие птицы как говорят. Повторяйте за мной:

Наши уточки с утра кря-кря-кря

Наши гуси у пруда га-га-га

Наши курочки в окно ко-ко-ко

Наши гуленьки вверху гру-гру-гру

А индюк среди двора бал-бал-бал,

А как Петя-петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Все птички проснулись, вот  и хорошо. Дети, давайте накормим птичек пшеницей, а воды нальём в корытце.

Костя и Маша приносят корытце. А остальные посыпают воображаемый корм для птиц. Потом все вместе играют с птичками, инсценируя потешку.

На девятом занятии  «В тереме расписном я живу» дети отправились в гости к бабушке  Арине.

Бабушка Арина: В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу. Заходите гости дорогие, посмотрите как я живу.

 Дети рассмотрели и русскую печку, и посуду (горшок, кувшин, деревянные ложки, расписную скамеечку).

Бабушка Арина: Живет  у бабушки петушок и котя – коток.

Для петушка дети спели  песню - потешку «Петушок», а для  кота рассказали потешки: «Как у нашего кота…», «Пошел котик на торжок».Любимое  детьми стихотворение «Киска, киска» рассказал почти каждый ребенок  индивидуально.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки  пою.

Чай, чай, этот чай, заварили сами.

                         Чай, чай, бабушкин чай, пьём  мы с крендельками.

Бабушка Арина: А теперь, ребятки, я приглашаю вас на чай с крендельками!

На десятом занятии  «У меня во дворе»

Воспитатель: Ребята, у меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться?

Костя М.: надо мизинчиками  помириться.

Воспитатель: Кто знает мирилку?

Андрей А.: А знаю Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись ….

Воспитатель: Теперь они будут жить дружно.

Ой, ребята, а вот бычок  и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может  посчитать друзей?

Считалка: Мы собрались  поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, Начинаешь  ты, Моника!

Вот и хорошо, мы нашли  ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую. 
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем, 
Глазками похлопаем, ножками потопаем. 
А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, а вы знаете, что  такое небылицы? (Это то, чего не бывает).

Даниэлла П.: а то чего бывает, это былицы?

Воспитатель:Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у  него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень  громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка  начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Дети смеются и кричат: нет!

Мой кот Васька устал  играть с Шариком и чтобы ему  быстрее уснуть споем ему колыбельную  песенку. Кто знает красивую колыбельную?

Андрей, Даша, Анжелина: мы знаем!

Воспитатель:Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котинька, коток, 
Котя, серенький хвосток, 
Приди, котя, ночевать 
Мою детоньку качать,  
Уж как я тебе коту 
За работу заплачу: 
Дам кусок пирога, да кувшин молока.

Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем.

Проведённая нами система  работы позволяет нам надеяться  на повышение уровня воспитанности гуманных чувств у младших дошкольников.

     2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников.

На контрольном этапе  мы поставили задачи:

    1. Выявить проявление сочувствия у младшего дошкольника к взрослым и сверстникам.
    2. Выявить проявление сочувствия к литературным персонажам.

Чтобы провести повторную  диагностику мы использовали те же критерии оценивания гуманных чувств у ребенка, что и на констатирующем этапе.

Диагностика 1. Проективная  методика «Как бы ты поступил?»

А. Андрей демонстрировал искренний интерес, он задавал вопросы, проявлял инициативу, представляя себя на месте  героев.

Г. Моника несмотря на то, что часто отвлекалась, всё же дала положительные ответы, демонстрирующие  присутствие гуманных чувств, которые на констатирующем этапе не показала.

Р. Настя ответственно подошла к выбранной нами теме и показала высокий результат  гуманных отношений к персонажам картинок.

П. Даниэлла включилась в  заданную тему. Показала хороший результат  воспитанности гуманных отношений.

П. Алёна осмысленно отнеслась  к заданию, отвечала на вопросы, сама задавала. Высокий уровень гуманных отношений.

К. Даша гуманные чувства  демонстрировала выборочно, проявляя симпатию героям по настроению.

В. Анжелина быстро потеряла интерес к заданию. Редко комментировала сюжеты.

А. Маша на наводящие вопросы  отвечала односложно и неохотно. Показала низкий уровень гуманных отношений.

М. Соня : ей было жалко  всех, что она невыразительно демонстрировала. Вопросов не задавала, говорила мало.

    М. Костя  сочувствовал попавшим в беду  героям, но часто отвлекался не  по теме задания. Его немного  утомляло проявлять сочувствие.

Диагностика 2. Игра –  инсценирование по стихам Агнии Барто  «Игрушки».

Почти все дети проявили готовность и желание участвовать в уже знакомой игре инсценировании. Алёна П. и Моника Г. проявили наибольшую активность, после Андрея А. Более раскрепощенной и открытой стала Маша А. После проведенных занятий, которые мы провели с детьми, эта девочка стала более открыта в общении с детьми и готова с ними сотрудничать. Костя М. стал более осознанно и выразительно демонстрировать гуманное отношение к сверстникам, стало заметно, что ему более комфортно в общении с детьми, тем самым, сблизившись со сверстниками, ему нравилось с ними играть и инсценировать.

Диагностика 3. Проблемные ситуации.

А. Андрей имеет ровное, дружелюбное отношение к взрослым, почти всегда готов прийти на помощь, время от времени проявляет заботу о близких.

Г. Моника Родители отметили положительные перемены в отношении  к близким. Она стала более отзывчива с родственниками и менее агрессивна к окружающим.

 Р. Настя к людям  относится дружелюбно, охотно помогает, часто по собственной инициативе. Любит заботиться о близких  и чужих.

П. Даниэлла отдает предпочтение бабушке, к остальным членам семьи относится ровно. По прежнему очень зависима от похвалы, с помощью которой может пересилить себя и сделать то чего ей очень не хочется.

П. Алёна позитивно  ко всем настроена, проявляет заботу по отношению к взрослым и сверстникам. Охотно придёт на помощь родителям и воспитателю.

К. Даша заботу о близких  проявляет эпизодически , оказывает  помощь только по собственному желанию.

В. Анжелина человек настроения, может помочь сверстникам, проявить заботу о близких, но быстро теряет интерес.

А. Маша стала более открыта для общения с родственниками и сверстниками, что позволило ей проявлять чувства к окружающим. помощь близким оказывать не привыкла, но уже стала пытаться .

М. Соня окажет помощь, если кому-то симпатизирует. Эпизодически проявляет  заботу об окружающих взрослых, чаще маме.

М. Костя также охотнее  всего заботу и помощь проявляет  по отношению к маме, но стал более  открыт для общения со сверстниками, к другим родственникам стал относится  с большим интересом.

Таким образом, проведя  все три диагностики повторно, я условно отнесла детей к трём уровням развития у них гуманного отношения к окружающим.

 

К высокому уровню 4 ребенка  – 30%

К среднему уровню 5детей  – 60%

К низкому уровню 1ребенка  – 10%

 

Проведенная опытно –  практическая работа позволяет нам  выделить ряд методических рекомендаций по воспитанию гуманных чувств у дошкольников:

- формирование у детей  эстетических представлений и  гуманных чувств должно проводиться  систематически, целенаправленно на  занятиях и в повседневной  жизни.

- формировать положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовность к общению, сопереживанию; эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать.

- учить детей сочувствию  следует как на положительных,  так и на отрицательных примерах, т. к. при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.

- наряду с показом  образцов поведения детей в  различных ситуациях следует  специально упражнять их в  нравственных поступках.

- важно использовать в работе с детьми беседы, просмотр инсценировок, чтения произведений детской литературы и фольклора.

- эти приёмы помогают  осознанию детьми правил нравственного  поведения с позиций общепринятых  норм.

- народная педагогика  ещё в древности выработала приёмы воспитания ребенка, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности и всё это закрепила в поэтических произведениях-  потешках.

- через близкое и  родное творчество своего народа  дети научаются чувствовать общее, человеческое, именно в его содержании заключены реальные воспитывающие начала, а значит не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в гуманном воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

Проведя психолого – педагогическое  исследование по воспитанию гуманных чувств у дошкольников, а также изучив влияние произведений народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств и проанализировав опыт педагогов в воспитании гуманных чувств у дошкольников, мы убедились в том, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Большое значение придаётся содержанию нравственного воспитания детей, воспитанию культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитанию любви к Родине.

Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в  тесной взаимосвязи с общим эмоциональным  развитием ребенка. Положительные  эмоциональные состояния – это  основа доброжелательного отношения  к людям.

Эмоциональное отношение  детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература, произведения фольклора способствуют возникновению у детей  именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора