Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

На примере педагогов, которые методически грамотно использовали произведения фольклора в воспитании гуманных чувств у дошкольников, мы видим положительные результаты. Народное творчество наиболее доступно детям. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, а значит не случайно использование народного творчества в воспитании детей. В этом творчестве заключаются реальные воспитывающие начала.

В итоге проведенной  опытно – практической работы мы отмечаем положительную динамику в воспитании гуманных чувств у младших дошкольников. Но в силу возраста она не ярко выражена.

На констатирующем этапе                                На контрольном этапе

высокий уровень – 30%                                     высокий уровень –30%

средний уровень – 40 %                                     средний уровень – 60%

низкий уровень – 30%                                        низкий уровень – 10%

 

 

 

Вывод: дети, которые на констатирующем этапе показали не лучшие результаты, после занятий, проведённых нами в практической части эксперимента, научились считывать настроение героя, соотносить собственные эмоции с произведениями персонажа.

Данные выводы подтверждают ранее выдвинутую гипотезу: на воспитание гуманных чувств у дошкольников может повлиять методически грамотное использование произведений фольклора.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Александрова В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики. – Москва, 2003г.  224с. 
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. – Москва, 1989г.  399с.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – Москва, 1957г.  240с.
  4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – Москва, 1948г.  480с.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. – Москва,1980г.  233с.
  6. Гойко Н. Сказка учит находить общий язык. Журнал//Дошкольное воспитание. №9 2003г.  с.39
  7. Давыдова М. Почитай сказку, или Размышления о насущном. Журнал//Дошкольное воспитание. №8 1995г.  с.94
  8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. – Москва, 1989г.  399с.
  9. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. – Москва,1978г.  416с.
  10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника. – Москва, 1985г.  258с.
  11. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Журнал//Дошкольное воспитание. №1 2005г.  с.18
  12. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Журнал//Дошкольное воспитание. №5 2005г.  с.28
  13. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Журнал//Дошкольное воспитание. №8 2005г.  с.26
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва,2004г.  416с.
  15. Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. Журнал//Дошкольное воспитание. №1 2008г.  с.53
  16. Ляпина Л. Сказка помогла. Журнал//Дошкольное воспитание. №9 1995г.  с.81
  17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – Москва,1987г.  240с.
  18. Меньшикова Е. Бояре! А мы к вам пришли! Журнал//Дошкольное воспитание. №12 2003г.  с.60
  19. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. – Москва, 1971г.  176с.
  20. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – Москва, 1984г.  272с.
  21. Опыт нравственного воспитания в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой. – Москва, 1964г.  104с.
  22. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва,2008г.  528с.
  23. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – Москва, 1986г.  96с.
  24. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – Москва, 1963г.  129с.
  25. Сластёнин В.А. Педагогика. – Москва, 2007г.  576с.
  26. Специфика фольклорных жанров. Ответственный ред. Б.П. Кирзан.- Москва, 1973г.  304с.
  27. Сухомлинский В.А. О воспитании. – Москва, 1975г.  272с.
  28. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – Москва, 1972г.  78с.
  29.   Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – Москва, 1961г.  335с.
  30. Чернявская Я.А., Регушевская Г.В. Детская литература. – Москва, 1980г.  464с.
  31. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. Кошелевой А.Д. – Москва, 1985г.  176с.
  32. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. – Москва, 1999г.  672с.

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Список детей (младшая  группа) :

1.Ачарьян Андрей

2.Геворгян Моника

3.Ряховская Настя

4.Папикян Даниэлла

5.Провоторова Алёна

6.Кирсанова Даша

7.Восканян Анжелина

8.Абрамян Маша

9.Меленчук Соня

10.Медведев Костя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Протокол №1 ответов детей по сюжетным картинкам с нравственным содержанием .

 

1.А. Андрей – показал высокий уровень сочувствия другим людям, особенно детям. На вопрос: «кого тебе жалко на этой картинке?»,отвечал развёрнуто и эмоционально, кому именно и почему он сочувствует. Проявлял живой интерес к ситуации, в которой оказался персонаж на картинке, задавал много вопросов, и давал советы героям , как им выбраться из сложившихся неблагоприятных условий.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

2.Г. Моника – равнодушно отнеслась к происходящему на картинках. Много отвлекалась и рассуждала о том, что её волновало на данный момент. К показу это мало имело отношения. Ребенок плохо шел на контакт, но доверился, что кроме мамы, папы, и себя никого не любит. А «эти игрушки и этих детей» тоже не любит.

Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

3.Р. Настя – эта девочка продемонстрировала наивысшую степень проявления гуманных чувств. Очень внимательно и долго она рассматривала предложенные картинки, сочувствовала героям, задавала вопросы и даже прослезилась, сочувствуя девочке, потерявшей котёнка, легко войдя в образ героини, поставив себя на её место.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

4.П. Даниэлла – девочка много и пространно рассуждала о происходящем на картинках, развивая сюжет, в котором она главная героиня и всех спасла от несчастий. Подводя итог, заключила ,что с ней такого не может произойти, потому что «она уже умная, взрослая, и всегда слушается». Ребенок больше рассуждал о себе, нежели о происходящем на картинках, проявляя сочувствие, когда воспитатель привлекал её внимание.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

5.П. Алёна – глубоко и осмысленно девочка отнеслась к предложенному ей заданию. Все чувства отражались на её лице. Она переживала и сочувствовала персонажам картинок, но была немногословна, коротко отвечая на вопросы воспитателя, и впадала в задумчивость. Впечатлительный ребенок долго потом не мог успокоиться, в течение дня вновь возвращался к волнующей теме, задавая вопросы воспитателю, развивая тему.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

6.К. Даша – живая и подвижная девочка долго не могла сконцентрироваться на предложенном задании, особо не высказывалась, на наводящие вопросы воспитателя отвечала кратко. Гуманные чувства демонстрировала очень выборочно, некоторым героям не сочувствуя вовсе, и даже наоборот радовалась. При этом девочка всегда проявляет сочувствие товарищам в реальной жизни, никогда не пройдёт мимо плачущего не пожалев его.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

7.В. Анжелина – эмоциональная девочка, быстро увлеклась и быстро потеряла интерес. При повторном просмотре картинок, с помощью воспитателя и наводящих вопросов проявила участие, продемонстрировав сочувствие к происходящему. Слабо комментировала сюжеты, которые демонстративно старалась проигнорировать, и поскорее заняться своими делами.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

8.А. Маша – ребенок плохо шел на контакт, не интересовался сюжетами, изображенными на картинках, на наводящие вопросы воспитателя отвечал односложно. С трудом удавалось сконцентрировать внимание на задании, но каких-либо эмоциональных проявлений не последовало.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

9.М. Соня – задумчивая и тихая девочка, так же задумчиво и тихо проявляла гуманные чувства, которые она явно испытывала, рассматривая карточки. Вопросов не задавала. Ей всех было жалко, о чем она и поведала воспитателю. Бурных эмоций ребенок не демонстрировал, но было очевидно как она сочувствует по своему: тихонечко.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

10.М. Костя – размышлял над сюжетом не долго, сразу давая оценку происходящему на картинке, как правило верную и точную .На наводящие вопросы воспитателя жалко ли ему персонажа на картинке - жизнерадостно отвечал «да, не жалко».

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Протокол №2 выявления сочувствия у детей в ходе игры – инсценирования по стихам Агнии Барто «Игрушки».

 

1.А. Андрей – с готовностью включился в инсценировку стихотворения «Уронили мишку на пол». Громко декламировал стих, изображая сострадание к мишке, и радуясь тому, что его не бросили. Изъявил желание принять участие и в инсценировке стихотворения «Зайку бросила хозяйка», демонстрируя действенное проявление гуманных чувств и отношений через жесты, мимику и позы.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

2.Г. Моника – приняла живое участие в инсценировке, повторяя за воспитателем слова стихотворения, бурно жестикулируя. Действенно проявляла гуманное отношение к несчастному герою стихотворения, гладила зайку по голове и прижимала его к себе, желая утешить.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

3.Р. Настя – в игре-инсценировании с удовольствием приняла участие, жалела героя стихотворения посредством жестов и прикосновений, давала оценку тем, кто по её мнению оказался виноватым в несчастьях брошенных игрушек.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

4.П. Даниэлла – с удовольствием декламировала предложенные стихотворения, но нацелена была на саму себя, на то как она выглядит, обращая внимание воспитателя на свой наряд. В этот раз она оказалась не готова демонстрировать проявление участия и сочувствия персонажам стихотворений, но с помощью педагога и наводящих вопросов прониклась сочувствием и продемонстрировала гуманные отношения.

Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

5.П. Алёна – с готовностью продемонстрировала сочувствие героям стихотворений, спасла их, обогрела и приласкала. Рассуждала о том, что она свои игрушки не бросает и не обижает, потому что их жалко.

Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

6.К. Даша – с удовольствием откликнулась на предложение принять участие в игре-инсценировании, повторяла слова стихотворения за воспитателем, про этом всячески высказывала своё неодобрение к случившемуся с попавшими в беду игрушками. Сама развила сюжет, в котором счастливый конец. Долго утешала промокшего до нитки зайку, прижимала его к себе.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

7.В. Анжелина – восприняла инсценирование, как своеобразный способ развлечения. Была подвижна и не хотела вникать в суть стихотворения, изображая из себя то дождик, то весёлого зайку. Так как девочка ещё плохо говорит, повторять за воспитателем слова стихотворения не стала. Вяло проявляла сочувствие персонажам.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

8.А. Маша – отказалась принимать участие в игре – исценировании, на наводящие вопросы воспитателя жалко ли ей попавших в беду игрушек, ответила что жалко. При этом не выказывая эмоций.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

9.М. Соня – после недолгих уговоров нерешительно включилась в игру – инсценирование. С удовольствием декламировала стихотворение, наглядно проявляя при этом чувство жалости, испытываемое к бедному зайке. Задавала вопросы по теме, интересуясь дальнейшей судьбой персонажа.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

10.М. Костя – с удовольствием включился в игру, декламировал стихи, разглядывал пострадавшие игрушки, пытаясь найти следы перенесённых ими испытаний. Подводя итог заявил, что все игрушки хорошие, их надо жалеть и не бросать.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

Протокол №3 ответов родителей  в данных проблемных ситуациях на предмет проявления отзывчивости у детей в семье.

 

1 ситуация – один  из членов семьи говорит, что  очень устал и хочет отдохнуть.  Он ложится отдыхать в той  комнате, где играет ребенок;

2 ситуация – кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или др.), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит например: «Апельсин только один, всем не хватит» ;

3 ситуация – ребенок  играет, один из членов семьи  просит его помочь сделать  уборку.

 

 

1.А. Андрей – 1ситуация: в этом случае ребенок притихает на 1 -2 минуты, и снова принимается шумно играть, иногда задавая вопрос взрослому «ну, ты уже отдохнул?»

2 ситуация: не сомневаясь  ни секунды, съедает всё угощенье, забыв предложить другим из присутствующих попробовать.

3 ситуация: с готовностью  окликается на просьбу взрослого  помочь, выполняет всё тщательно  и старательно, периодически сам  себя подхваливает.

 

2.Г. Моника – 1ситуация: в этой ситуации ребенок привычно включает телевизор и тихонечко смотрит мультики, сделав громкость на минимум. Ребенок живёт с родителями в оной комнате.

2 ситуация: Съедает всё.  Потом, опомнившись, спрашивает  у матери «ну ты же не  хотела?»

3 ситуация: неохотно начинает  помогать, быстро теряет интерес,  но вновь возвращается к незавершенному.

 

3.Р. Настя – 1ситуация: ложится рядом и отдыхает вместе со взрослым.

2 ситуация: откладывает  угощенье – яблоко, и заявляет, что съест его потом.

3 ситуация: с радостью  включается в уборку вместе  со взрослым, пытается не отставать ни в чем, не теряя интерес. Эта девочка всегда с готовностью откликается на просьбы помочь.

 

4.П. Даниэлла– 1ситуация: убегает в свою комнату и играет в ней как обычно, иногда заглядывает в комнату взрослого, чтобы проверить что он там делает.

2 ситуация: съедает всё сама.

3 ситуация: не отказывается  помочь, крутится всё время рядом,  всячески стараясь посодействовать.

 

5.П.Алёна– 1ситуация:ведёт себя очень тихо, не шумит, не бегает. Ей скучно и она садится рисовать.

2 ситуация: поделилась  данной шоколадкой со всеми присутствующими членами семьи.

3 ситуация: отложив игру, убирает игрушки. Старается помочь  маме с уборкой квартиры, но  быстро теряет интерес и возвращается  к игрушкам.

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора