Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:06, курсовая работа
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической.
Введение………………………………………………………………………………….................3
ГлаваI: Проблема физической подготовленности детей дошкольного возраста...............6
1.1.Теоретические основы физической подготовленности детей дошкольного возраста…….....9
1.2.Закономерности и этапы формирования двигательных навыков…………………………14
1.3. Спортивные игры как средство развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………........................................17
Глава II: Опытно - экспериментальная работа по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивной игры «Баскетбол»........................................................................................................................................22
2.1. Оценка уровня развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................................................................32
2.2. Методические рекомендации по обучению…………………………………….......................37
Приложение………………………………………………………………………………..................40
Заключение………………………………………………………………………………....................47
Библиографический список………………………………………………….....................................
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«»
КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА
ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик
специальность
(заочная форма обучения)
СПОРТИВНАЯ ИГРА В БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Курсовая работа
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
ГлаваI: Проблема физической подготовленности детей дошкольного возраста...............6
1.1.Теоретические основы физической подготовленности детей дошкольного возраста…….....9
1.2.Закономерности и этапы формирования двигательных навыков…………………………14
1.3. Спортивные игры как средство
развития двигательных навыков у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………
Глава II: Опытно -
экспериментальная работа по развитию
двигательных умений и навыков у детей
старшего дошкольного возраста средствами
спортивной игры «Баскетбол»...................
2.1. Оценка уровня развития
двигательных умений и навыков у детей
старшего дошкольного возраста......................
2.2. Методические рекомендации
по обучению……………………………………........
Приложение……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….....
Введение.
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений и в играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре [8].
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные для дошкольного возраста [19].
Спортивные игры и соревнования с детьми дошкольного возраста не проводятся, так как они требуют длительных тренировок, огромного физического и нравственного направления. Но элементы спортивных игр, спортивные развлечения (спортивные виды физических упражнений) детям давать необходимо [25].
Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплёнию навыков владения мячом имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка [16].
Актуальность исследования.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [20]. Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.
В современных условиях важной задачей семьи и детского дошкольного учреждения в работе по укреплению здоровья детей, является привитие стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. И это в значительной степени зависит от обучения и воспитания детей, от проводимой физкультурно - оздоровительной работы с ними. Поиск новых путей решения этой проблемы связан с необходимостью, совершенствования процесса физической подготовки и психологического развития подрастающего поколения, за счет использования различных средств обучения. Основной резерв увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста заложен в организации физкультурной работы с использованием подвижных и спортивных игр.
Однако сложившаяся система дошкольного образования недооценивает значение спортивной игры как одного из средств комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических, нравственных качеств. Выбор спортивных игр и игровых упражнений на занятиях с детьми дошкольного возраста традиционен - баскетбол, футбол, теннис, бадминтон.
Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.
Многие проблемы, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф.Лесгафт.[20]. Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.
Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности
Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Спортивная игра в баскетбол как средство физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Изучить и теоретически обосновать влияние спортивной игры в баскетбол на развитие двигательных навыков и умений.
Объект: Развитие двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет: Спортивная игра в баскетбол как средство развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами составлены методические рекомендации по развитию двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам игры в баскетбол.
База исследования: МБДОУ Лебяженский детский сад " Тополек".
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.
Глава I: Проблема физической подготовленности детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретические основы физической подготовленности детей дошкольного возраста.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности* руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески | изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.
Остановимся на определении каждого из этих понятий. Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П.Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [1, с.7].
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.