Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к определению понятий «родительское отношение к ребёнку», «гиперопека», «родительский стиль», «стиль воспитания» и создать рабочую модель организации оптимального родительского отношения к детям;
2. Рассмотреть стили семейного воспитания;
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Научно-теоретическое обоснование проблемы родительского отношения к ребёнку в семье.
1.1 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие……………………………………………………………..9
1.2 Стили семейного воспитания и воспитательная позиция родителей…………………………………………………………………………17
1.3 Модель организации оптимального родительского отношения к детям..33
Выводы…………………………………………………………………………..40
2 Глава. Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы.
2.1Анализ деятельности школы направленный на организацию оптимального отношения родителей к ребенку ………………………………………………41
2.2 Реализация модели по организации оптимального родительского отношения к детям………………………………………………………………46
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам по обязательствам детско-родительских отношений……………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников…………………………………………..62
Введение…………………………………………………………
1 Глава. Научно-теоретическое
1.1 Родительское отношение к
ребёнку: определение, типы, влияние
на психическое развитие…………………
1.2 Стили семейного воспитания
и воспитательная позиция
1.3 Модель организации оптимального родительского отношения к детям..33
Выводы………………………………………………………………
2 Глава. Организация социально-
2.1Анализ деятельности школы направленный на организацию оптимального отношения родителей к ребенку ………………………………………………41
2.2 Реализация модели по
2.3 Практические рекомендации
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Введение
Проблема исследования. Больше 60% всех российских семей, в которых есть дети, - это семьи с одним ребенком. Но еще в начале прошлого века такая ситуация была редкостью. И с тех времен за детьми, растущими без братьев и сестер, в нашем представлении традиционно закрепилась не лучшая репутация: избалованные, эгоисты, не приспособленные к жизни. Некоторые из этих стереотипов восходят к трудам австрийского психолога Альфреда Адлера (Alfred Adler). Еще в 1920-е годы он доказывал, что единственные дети в семье испытывают трудности в общении: не имея братьев и сестер, единственный ребенок "застревает" в своем психическом развитии на стадии, когда весь мир вращался вокруг него. Позже, в 1950-е годы, выступая в поддержку многодетных семей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Francoise Dolto) утверждала, что единственные дети успешны в учебе, но с точки зрения взаимодействия с окружающими это совершенно неприспособленные люди. Работы современных психологов показывают, что единственные дети ни в чем не уступают тем, кто растет с братьями и сестрами, а по успехам в учебе, мотивации и самооценке даже имеют небольшое преимущество. [7]
Родительские
установки, или позиции, — один
из наиболее изученных
Актуальность темы. Актуальность проблематики детско-родительских отношений остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей (А.И. Захаров, З.И. Гарбузова, А.Я. Варга, А.Е. Лич-ко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, Э. Шеффер, К. Роджерс, Д. Баумринд и др.). В литературе описана феноменология родительских отношений, позиций, стилей поведения, а также их направленное влияние на формирование характерологических особенностей ребенка в рамках нормального и от-клоняющегося поведения. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин
"стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.[12]
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его
психики и поведения.[8] Данная проблематика не является абсолютно неисследованной областью. Она рассматривалась многими зарубежными и отечественными исследователями, но единого мнения по проблеме детско-родительских отношений до сих пор не существует.
Цель исследования: выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к определению понятий «родительское отношение к ребёнку», «гиперопека», «родительский стиль», «стиль воспитания» и создать рабочую модель организации оптимального родительского отношения к детям;
2. Рассмотреть стили семейного воспитания;
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
4. Провести коррекционно-педагогическую работу с гиперопекаемыми детьми и дать рекомендации родителям по воспитанию.
Объект исследования - процесс воспитания единственного ребенка в семье.
Предмет исследования - особенности отношения родителей к единственному ребенку в семье.
Гипотеза - атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Методы исследования:
теоретические - сравнительный анализ научных источников, моделирование;
эмпирические – эксперимент, диагностика, наблюдение.
Научная новизна работы состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыты педагогические основы воспитания единственного ребенка в семье. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала воспитания единственного ребенка, раскрыты основные факторы и условия по эффективному воспитанию ребенка, а также даны рекомендации, учитывающие отличительные особенности ребенка, которые могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса единственного ребенка в семье.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты, выводы и рекомендации могут способствовать повышению эффективности исследования проблем воспитания, направленных на разработку актуальных проблем совершенствования процесса воспитания единственного ребенка в современной семье и школе. Полученные выводы и обобщения могут использоваться также в ходе дальнейшего изучения вопросов развития современной теории семейного воспитания.
Методологической основой работы является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.[6]
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.[4, 10, 27]
Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе.[4] Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.[10,27,39]
Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.[25,39]
База исследования – исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10»
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения , списка литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1 Глава. Научно-теоретическое
1.1 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие
Семья – это самая влиятельная
структура, под воздействием которой
формируется человек. Вырастая, мы
часто не замечаем, как сильно
зависим от мнения родителей,
привыкаем смотреть на мир
через призму семейных
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, отношением к другим людям, организацией семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.[11]