Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28

ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дарья17 дек (1).doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых.

Спирмен называл креативность "силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей". [9]

Симпсон определял креативность как "способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления". Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).

В процессе реализации креативных технологий наблюдается положительная динамика социальной адаптации дошкольников. С одной стороны, в процессе использования креативных технологий происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей процесса социальной адаптации.

Процесс развития креативной социально- педагогической работы будет проходить эффективнее, если в процессе применения психологического сопровождения - креативной деятельности педагога-воспитателя будет актуализирован его креативный потенциал, обусловливающий содержание креативных интеракций, а именно: общая личностная креативность, творческая активность личности и общий творческий потенциал личности.

К теме детского творчества, развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Известно, что детский возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. Не случайно многие ученые считают, что чем раньше ребенка приучают и обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности. Это утверждение в некоторых областях может оказаться достаточно спорным, но, что касается креативной педагогики, оно без сомнения верно.

Прежде всего у детей творчество оказывается вплетенным в игровую  деятельность. Их объединяет процесс развлечения, получения удовольствия: для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат, получаемый в конце.

Кроме того креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы: именно в детстве мы способны до слез переживать за любимых героев в сказках, мультфильмах, кино. Однако креативная педагогика – сфера более чем тонкая. Какие аспекты педагогики стоит учитывать при организации творческих занятий? (см.Приложение №1)

1. Прежде всего обратим  внимание на создание нужной атмосферы.

2. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей ребенка к творчеству являются «эмоциональные поглаживания».

Как лучше организовать творческие занятия с детьми?  (см.Приложения №2)

Примеров эффективной организации творческих занятий достаточно много.

Одним из видов коллективной творческой работы, понравившейся детям, стало занятие «Рисуем вместе».  Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, структура социально-педагогической деятельности  детского клуба

 Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощь любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

  • методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;
  • осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;
  • необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

 

  Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.     

 Социально-педагогическая  деятельность как разновидность  деятельности педагогической имеет  общие с ней черты и отличительные  особенности. Большинство исследователей  к общим чертам относят тождество  основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.    

 В целом совпадают  и мнения разных ученых относительно  специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.      

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

  • определение цели и задач деятельности;
  • определение субъекта и объекта деятельности;
  • определение содержания деятельности;
  • выбор методов и технологий работы;
  • выбор форм деятельности;
  • реализация намеченного плана деятельности;
  • корректировка деятельности;
  • анализ результатов.

 

     В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

 В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается.    

 Условно целеполагание  в работе социального педагога  может быть представлено следующими  этапами:

  • · диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
  • · моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
  • · организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
  • · уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
  • · составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

 

   Таким образом, целеполагание  в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.    

 Одна из реальных  практических проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.    

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

  • создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
  • формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного; 
  • предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
  • создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
  • реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

 

    Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

  • системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды; 
  • установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
  • социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
  • социально-педагогическая опека и посредничество;
  • социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

 

     Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.    

 Профессионализм социального  педагога проявляется в умении  выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты  его развития, позитивно влиять  на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

  1.     Содержание деятельности

По виду деятельности д/клуб является образовательным структурным подразделение, в котором специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями, навыками в определенных областях знаний и видах деятельности: декоративно-прикладном, художественно-прикладном, эстетическом творчестве, в спортивно-оздоровительной, познавательной, воспитательной, образовательной деятельности.

Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба