Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный
педагогически университет имени
Козьмы Минина
Технолого-экономический факультет
Основные подходы к оценке качества
подготовки
учащихся и способы их реализации
Выполнила:
студентка заочного отделения
группы 4Тз5,5
Малахова Екатерина
Проверила:
Чайкина Ж.В.
Нижний Новгород
2013
Оглавление.
- Ведение ……………………………………………………………………. 3
- Сведения из истории………………………………………..…................... 5
- Сущность понятия……………………………………………………….... 8
- Проблема качества образования как проблема контроля
и оценки образовательной
деятельности…………………………………. 12
- Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования……………………………………………………………….. 15
- Принципы контролирования успеваемости………………………………………… 17
- Этапы проверки успеваемости…………………………………………………………….. 19
- Виды, формы и организация контроля качества обучения………….... 22
- Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения… 28
- Рейтинговая система оценивания……………………………………….. 31
- Поощрение и наказание как методы стимулирования……………………….. 36
- Психолого-педагогические аспекты тестирования……………………. 41
- Заключение……………………………………………………………….. 42
- Список литературы………………………………………………………. 48
Введение
Проверка и оценка знаний, умений
и навыков учащихся является важным
структурным компонентом процесса
обучения и в соответствии с принципами
систематичности, последовательности
и прочности обучения должна осуществляться
в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана
с достижением в последнее время определённых
успехов в реализации практической роли
обучения, благодаря чему расширилась
сфера приложения оценки, возросли
возможности положительного влияния на
учебно-педагогический процесс, возникли
условия для рационализации оценки как
составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений
учащихся является важным звеном
учебного процесса, от правильной
постановки которого во многом
зависит успех обучения. В методической
литературе принято считать, что
оценка является так называемой
“обратной связью” между учителем
и учеником, тем этапом учебного
процесса, когда учитель получает
информацию об эффективности
обучения предмету. Согласно этому
выделяют следующие цели оценки знаний
и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование
знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного
этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов
обучения на разном уровне.
Цель данной работы
– раскрыть комплексный подход
к системе контроля в обучении
и выделить основные средства
его реализации.
Учителю при подготовке к уроку
необходимо помнить, что поиски
необходимых форм оценки и
ее организация - это важнейшая
задача педагога. Кого, когда, сколько
учащихся, по каким вопросам, при
помощи каких средств нужно
спросить и оценить – всё
это должно быть продумано
учителем при подготовке к
уроку. Наряду с этим следует
продумать, чем должны заниматься учащиеся
во время опроса их товарища. У каждого
учителя должна быть своя
система оценки, она должна включать
разнообразные средства и приёмы работы,
чтобы учащиеся понимали, что учитель
постоянно контролирует их успехи,
уровень и качество овладения
знаниями.
Внимательно посмотрев на изложенные
выше цели оценки знаний и умений учащихся,
можно увидеть, что это есть цели
учителя при проведении контрольных
мероприятий. Однако главным действующим
лицом в процессе обучения какому-либо
предмету является ученик, сам процесс
обучения – это приобретение знаний
и умений учащимися, следовательно,
все происходящее на уроках, включая
и контрольные мероприятия, должно
соответствовать целям самого ученика,
должно быть для него личностно важным
Оценка должна восприниматься учащимися
не как что-то, нужное лишь учителю,
а как этап, на котором ученик
может сориентироваться насчет имеющихся
у него знаний, убедиться, что его
знания и умения соответствуют предъявляемым
требованиям. Следовательно, к целям
учителя мы должны добавить цель ученика:
убедиться, что приобретенные знания
и умения соответствуют предъявляемым
требованиям. Эта цель оценки, по-моему,
является основной.
Так, например, проверка результатов
и проставление отметок может
производиться самими учащимися.
При такой форме проверки они
ощущают значимость контроля, выясняют
свои ошибки, при проставлении
отметок развиваются самокритичность
и ответственность. Такой вид
работы никогда бы не появился,
однако, если бы учитель рассматривал
цели оценки знаний и умений
учащихся только как диагностирование
и учет знаний.
Сведения из истории
Контролирование, оценивание знаний,
умений обучаемых включаются
в диагностирование как необходимые
составные части. Это очень
древние компоненты педагогической
технологии. Возникнув на заре
цивилизации, контролирование и
оценивание является непременными
спутниками школы, сопровождают
ее развитие. Тем не менее, по
сей день идут жаркие споры
о смысле оценивания, его технологии.
Как и сотни лет назад педагоги
спорят, что должна показывать
оценка: должна ли она быть
индикатором качества – категорическим
определителем успеваемости обучаемого
или же, наоборот, должна существовать
как показатель преимуществ и
недостатков той или иной системы
(методики) обучения. Противоречивый
характер школьной оценки отметил
еще Я.А. Коменский, обратившись
к педагогам с призывом разумно
и взвешенно пользоваться своим
правом на оценку. Требование
объективности контролирования
в сочетании с гуманным отношением
педагогов к обучаемым пронизывает
все дидактические системы.
Первая балльная система оценок
возникла в средневековых школах
Германии. Каждый балл обозначал
разряд ученика по успеваемости
среди других учащихся (1-й –
лучший, 2-й – средний, 3-й –
худший). Позже средний разряд, к
которому принадлежало наибольшее
число учеников, дополнительно разделили
еще на три класса, в результате
чего получилась пятибалльная
шкала, которую и заимствовали
отечественные педагоги.
Строго критиковал современные
ему формы контроля К.Д.Ушинский.
характеризуя его недостатки, подчеркивал
прежде всего то, что существующие
подходы и способы подавляют
умственную деятельность учащихся.
Обычно учитель спрашивает одного
или нескольких учащихся, а остальные
в это время считают себя
свободными от какой-либо деятельности.
Они напрасно теряют время,
сжигают силы, волнуясь в ожидании.
Естественно, в такой обстановке
ученик не способен проявлять
любознательность, инициативу.
В новой демократической школе
не должно быть формального
контроля. Дидактический контроль
как своеобразный метод обучения
должен иметь ярко выраженную
обучающую, развивающую направленность,
соединяться с самоконтролем,
быть необходимым и полезным
прежде всего самому обучаемому.
Попытки изменить подходы к
школьному контролю, принимаемые
в прошлом, ничего не дали, поскольку
почти все предложения и нововведения
группировались вокруг одного
вопроса – использовать ли
в школах оценки, или обходиться
без них. В мае 1918 г. постановлением
народного Комиссариата «Об отмене
оценок» вместе с оценками
были ликвидированы и экзамены,
внедрены более простые формы
учета и контролирования успеваемости
учащихся. С этой целью, в частности,
практиковались особые тетради
учета, фамилии лучших и худших
учащихся записывались на так
называемых «красных» и «черных»
досках, внедрялось «социалистическое
соревнование» и т.д.
В результате в те годы вместо
контроля успеваемости, проводимого
учителем, получили широкое распространение
различные формы самоучета.
Система учета знаний по бригадно-лабораторному
методу, некритически перенесенному
из буржуазной школы (учитывалась
работа бригады всей в целом),
приводила к обезличке учета
успеваемости, а в конечном итоге
– к снижению качества обучения.
Центральный Комитет партии подверг
острой критике эту организацию
работы в школе и дал указания,
направленные на перестройку
учебно-воспитательной работы в
школе. В постановлении ЦК ВКП
(б) от 25 августа 1932г. «Об учебных
программах и режиме в начальной
и средней школе» подчеркивалось,
что в «в основу учета школьной
работы должен быть положен
текущий индивидуальный, систематически
проводимый учет знаний учащихся»
и что преподаватель должен
в процессе учебной работы
внимательно изучать каждого
ученика.
В последующие годы была проведена
большая работа по созданию
строгой и упорядоченной системы
учета успеваемости, сложилась система
методов проверки и оценки
знаний, умений и навыков.
В 1935 году – дифференцированная
пятибалльная система оценок
через словесные отметки («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «плохо»,
«очень плохо»). В 1944 году словесные
отметки были заменены цифровой
пятибалльной системой оценок.
В настоящее время в российской
школе принята пятибалльная система
отметок.
Сущность понятия
Зависимость продуктивности обучения
от количества, качества, полноты,
своевременности (оперативности), глубины,
объективности контролирования
- общая закономерность дидактического
процесса. В нынешней теории еще
нет установившегося подхода
к определению понятий «оценка»,
«контроль», «проверка», «учет» и
других, с ними связанных. Нередко
они смешиваются, взаимозамещаются,
употребляются то в одинаковом,
то в различном значении.
Общим родовым понятием выступает
«контроль».
Контроль
- выявление, измерение и оценивание
знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют
проверкой. Поэтому проверка –
составной компонент контроля, основной
дидактической функцией которого
является обеспечение обратной
связи между учителем и учащимися,
получение педагогом объективной
информации о степени освоения
учебного материала, своевременное
выявление недостатков и пробелов
в знаниях. Проверка имеет целью
определение не только уровня
и качества обученности учащегося,
но и объема учебного труда
последнего. Кроме проверки контроль
содержит в себе оценивание (как
процесс) и оценку (как результат)
проверки.
Количественная оценка знаний, умений
и навыков, приобретенных учащимися
выражается в баллах (отметках), а
качественная – в оценочных
суждениях и заключениях педагога,
содержащих характеристику достоинств
и недостатков ответов учащихся.
Оценка
знаний, умений и навыков рассматривается
в дидактике как процесс определения
количественных и качественных показателей
теоретической и практической подготовки
обучаемых существующим оценочным
требованиям.
В табелях успеваемости, классных
журналах, базах (банках) данных и
т.д. оценки фиксируются в виде
отметок (условных обозначений,
кодовых сигналов, «зарубок», памятных
знаках.
Основой
для оценивания успеваемости учащегося
являются итоги (результаты) контроля.
Учитываются при этом как качественные,
так и количественные показатели
работы учащихся. Методы контроля –
это способы, с помощью которых
определяется результативность учебно-познавательной
деятельности учащихся и педагогической
деятельности учителя.
Категория «качество» прочно вошла
во все сферы жизнедеятельности
общества, включая и сферу образования.
Международной организацией по стандартизации
(ИСО) в 1994г. было принято следующее
определение качества: «Качество
– совокупность характеристик объекта,
относящихся к его способности
удовлетворять установленным и
предполагаемым потребностям». «Качество»
рассматривается не только как результат
деятельности, но и как возможности
его достижения, в виде внутреннего
потенциала и внешних условий. Следовательно,
понимание «качества подготовки»
включает в себя: результат образовательной
деятельности и условия формирования
этого результата. Условия составляют
ту среду, в которой возникает, существует
и развивается объект (в частности
процесс обучения). Необходимыми условиями
формирования результата образования
(качества подготовки) являются: качество
целей и организационно-правового
обеспечения, качество образовательной
программы, качество преподавательской
деятельности, качество учащихся, качество
материально-технического, информационного
обеспечения.